Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Вахрамеевой Т.М.,
судей Богониной В.Н., Зюзюкина А.Н.,
при секретаре Литвиновой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 августа 2012 года
апелляционную жалобу Администрации г. Белгорода
на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 04 июня 2012 года по гражданскому делу по иску Вострикова В.П. к администрации г. Белгорода, Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, Министерству регионального развития РФ, Министерству финансов РФ о признании права на обеспечение жилым помещением как гражданина, уволенного с военной службы.
Заслушав доклад судьи Богониной В.Н., объяснения представителя администрации г. Белгорода Кульгаевой И.В., поддержавшей доводы, изложенные в жалобе, Вострикова В.П., его представителя Никулина Е.А., представителя третьего лица Военного комиссариата Белгородской области Косова И.В., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приказом главнокомандующего войсками противовоздушной обороны N от ДД.ММ.ГГГГ Востриков В.П. уволен с действительной военной службы по ст. 59 п. а (по возрасту). Во исполнение данного приказа командир воинской части N своим приказом N от ДД.ММ.ГГГГ исключил Вострикова В.П. из списков личного состава части. Общий срок продолжительности военной службы у истца составляет в календарном исчислении "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяцев, в льготном исчислении "данные изъяты" год "данные изъяты" месяца.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец с супругой проживали в служебном жилом помещении "данные изъяты", располагавшегося по адресу: "адрес", состояли в очереди нуждающихся в получении жилья, однако им не обеспечивались.
В ДД.ММ.ГГГГ Востриков В.П. с супругой В.В.М. прибыли на постоянное место жительства в "адрес", временно проживали в жилом помещении, принадлежащем дочери и зятю до ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес".
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживают в однокомнатной квартире N дома N по "адрес", принадлежащей сыну истца.
В ДД.ММ.ГГГГ Востриков В.П. обратился в администрацию "данные изъяты" с заявлением о постановке на учет, нуждающихся в получении жилья, как гражданин, уволенный с военной службы, однако ответа не получил.
В.В.М. (супруга истца) была поставлена в очередь нуждающихся в жилье с ДД.ММ.ГГГГ по общему списку N, по первоочередному N (льгота инвалид "данные изъяты" группы по общему заболеванию). До настоящего времени Востриковы жильем не обеспечены, не смотря на неоднократные обращения в различные инстанции.
Востриков В.П. обратился в суд с иском, в котором просит признать за ним право на обеспечение жилым помещением по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в получении жилья с момента обращения на постановку на учет с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи "данные изъяты" человека ( "данные изъяты"). В обоснование требований сослался на наличие у него нереализованного до настоящего времени права на обеспечение жилым помещением как гражданина уволенного с военной службы.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Представители ответчика администрации г. Белгорода и Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области просили отказать Вострикову В.П. в удовлетворении исковых требований, поскольку считали, что оснований для их удовлетворения не имеется.
Представитель третьего лица военного комиссариата Белгородской области считал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представителем администрации г. Белгорода Медведевой А.О. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права.
В объяснениях на апелляционную жалобу представитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Зимин Д.А. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе администрации г. Белгорода.
На доводы апелляционной жалобы Востриковым В.П. и представителем третьего лица военного комиссариата Белгородской области Косовым И.В. принесены возражения, в которых просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений и объяснения на нее, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений в соответствии со ст. 327.1 ч. 1 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены по следующим основаниям.
Проанализировав положения п. 3 ст. 2, п. 2.1, п. 13 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 г. N76-ФЗ, п. 2 ст. 3 ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О статусе военнослужащих" от 08.12.2010 г. N342-ФЗ, п. 7, п. 19 Постановления Совета Министров СССР от 17.02.1981 г. N193 (действовавшего на момент увольнении с военной службы), п. 1.1 Постановления Правительства Белгородской области от 14.03.2011 г. N90-пп, ст. 12 ГК РФ, суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленным Востриковым В.П. требований о признании права на обеспечение жилым помещением как гражданина, уволенного с военной службы.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что Востриков В.П. имеет выслугу лет свыше "данные изъяты", жилым помещением не обеспечен до настоящего времени, в ДД.ММ.ГГГГ обращался в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет на обеспечение жилым помещением по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в получении жилья, однако ответа не получил, имеет право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Довод в жалобе о том, что органы местного самоуправления не правомочны рассматривать вопросы о постановке граждан, уволенных с военной службы на учет нуждающихся в получении жилой площади или улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о незаконности принятого судом решения.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ"О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.6 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают вследствие действий участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав или обязанностей.
В соответствии с пп. 13 и 14 ст. 15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями указанных военнослужащих (увольняемых с военной службы), в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. При этом п. 14 этой статьи предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нем, определяется Правительством Российской Федерации.
Положениями абзаца 1 п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (в действующей редакции) предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (п. 2.1. ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Таким образом, действительно, в соответствии со ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ органы местного самоуправления с 01.05.2005 года не осуществляют принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, уволенных с военной службы.
Вместе с тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила).
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно п.3.1. ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным пп. "а", "г" и "д" п. 3 настоящей статьи и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в п. 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.
Иного порядка учета граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, нежели предусмотренного названными Правилами, в настоящее время не установлено.
В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
По смыслу приведенных норм, гражданин, уволенный с военной службы и являющийся нуждающимся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, может изменить постоянное место жительства и встать на очередь в новом месте жительства.
Из изложенного следует, что за гражданином, уволенным с военной службы при смене места жительства, сохраняется право быть поставленным органами местного самоуправления на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства, в случае, если гражданин ранее до 01 января 2005 года был поставлен на такой учет по прежнему месту жительства.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что на учет нуждающихся в получении жилых помещений Востриков В.П. был поставлен "адрес" в установленном законом порядке до 01 января 2005 года, в период его нахождения на учете Востриков В.П. жилым помещением обеспечен не был. Воспользовавшись своим правом, Востриков В.П. сменил постоянное место жительства и выехал в "адрес", проживает вместе с супругой в однокомнатной квартире, принадлежащей сыну.
Из представленных сведений следует, что Востриков В.П. в г. Петропавловске жилых помещений не имеет (л.д.12-13, 15-16).
В судебном заседании также установлено, что Востриков В.П. по вопросу постановки его на учет в список граждан, уволенных с военной службы обращался в администрацию г. Белгорода в ДД.ММ.ГГГГ, предоставив необходимые документы для постановки его на учет, т.е. до 01.03.2005 г., однако обращение осталось без ответа. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, стороной ответчика не представлено ни суду первой, ни апелляционной инстанций.
Ссылка в жалобе на то, что истец не предоставил удостоверение по форме, устанавливаемой Министерством обороны, которое подтверждает его право на льготы является несостоятельной, поскольку на основании пункта 7 Положения о льготах для военнослужащих лицам, имеющим право на льготы по настоящему Положению, выдаются, по их просьбе, удостоверения по форме, устанавливаемой Министерством обороны. В случаях, когда льготы могут быть предоставлены на основании имеющихся данных, они должны предоставляться и без указанных удостоверений.
Обязанность по обеспечению истца жилым помещением государством исполнена не была, в чем, по мнению суда апелляционной инстанции, вина Вострикова В.П. отсутствует.
При этом судебная коллегия учитывает, что пункт 6 Положения о льготах для военнослужащих устанавливал, что во всех случаях, когда нарушены права или законные интересы лиц, имеющих право на предусмотренные настоящим Положением льготы, государственные органы и должностные лица принимают необходимые меры к восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов этих лиц по собственной инициативе или по просьбе заинтересованных граждан и организаций.
Следовательно, не предоставив истцу положенное ему по действующему в тот период времени законодательству жилое помещение, государство нарушило его права, которые могут быть восстановлены только путем признания за Востриковым В.П. права на предоставление жилого помещения за счет федерального бюджета.
Оценивая изложенные обстоятельства на основании вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к верному и обоснованному выводу о том, что имеются все основания для признания за истцом права на обеспечение жилым помещением как гражданина, уволенного с военной службы.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения районного суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 327.1. ч. 1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 04 июня 2012 года по гражданскому делу по иску Вострикова В.П. к администрации г. Белгорода, Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, Министерству регионального развития РФ, Министерству финансов РФ о признании права на обеспечение жилым помещением как гражданина, уволенного с военной службы оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Белгорода - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.