Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
Председательствующего И.И. СУПРОНЕНКО
судей областного суда И.М. ФРОЛОВОЙ и А.А. ТУМАКОВА
при секретаре Г.В. КОЛЕСНИЧЕНКО
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 августа 2012 года по докладу судьи Супроненко И.И. дело по апелляционной жалобе Лущенко Ю.М. (представителя Б по доверенности) на решение Советского районного суда г.Брянска от 22 июня 2012 года по гражданскому делу по иску Б к администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество, включении в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
УСТАНОВИЛА:
Б обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на отказ Комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС в выплате компенсации за утраченное имущество в связи с тем, что представленный им Отчет об оценке имущества не соответствует стандартам оценки N 1, оценщиком не выполнены требования Федерального стандарта оценки N 3, а также в связи с завышением оценки имущества, исходя из средней стоимости 1 кв.м. жилья на территории Брянской области.
Считая отказ в выплате компенсации незаконным, истец просил суд признать за ним право на получение компенсации за утраченное имущество и обязать ответчика включить его в Список граждан на получение компенсации за утраченное в результате катастрофы на ЧАЭС в размере 8 007 000 рублей. При этом сослался на то, что ему принадлежит на праве собственности домовладение, расположенное по адресу: "адрес". Кроме того, указал, что непосредственно подпадает под действие Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В судебном заседании представитель истца по доверенности Лущенко Ю.М. уточнила заявленные требования. Просила суд признать за истцом право на получение компенсации за утраченное имущество, расположенное по адресу: "адрес"; обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить истца в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в сумме 7 852 000 рублей, в соответствии с экспертным заключением N 13012 ОЦ от 14.03.2012 года ООО "Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки" при проведении судебной строительно-технической экспертизы по оценке рыночной стоимости указанного домовладения с учетом степени радиоактивного загрязнения.
Представитель Департамента строительства и архитектуры Брянской области по доверенности Карпеченко А.В. суду пояснил, что право истца на получение компенсации ответчиком не оспаривается. Размер оценки завышен. При этом, ответчик не возражал против определения рыночной стоимости объекта оценки по затратному методу оценки, определенной в отчете об оценке оценщика Защук А.Л. от 24.06.2011 года N 11-73 в сумме 4 641 999 рублей.
Дело рассмотрено судом в отсутствие представителей администрации Брянской области, Министерства финансов РФ в лице УФК по Брянской области, администрации г. Новозыбков Брянской области, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела.
Решением Советского районного суда г.Брянска от 22 июня 2012 года исковые требования Б удовлетворены частично.
Суд признал за Б право на получение компенсации за утраченное имущество в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, расположенное по адресу: "адрес".
Суд обязал Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить Б в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в результате катастрофы на ЧАЭС в размере 4 641 999 рублей (четыре миллиона шестьсот сорок одна тысяча девятьсот девяносто девять) рублей, направив данные списки в течение месяца в Управление федерального казначейства по Брянской области для производства данных выплат.
В апелляционной жалобе представитель Б - Лущенко Ю.М. просит отменить решение суда в части определения размера компенсации, как вынесенное с существенным нарушением норм материального права, вынести по делу новое решение, установив размер компенсации за утраченное имущество по адресу: "адрес", в соответствии с заключением эксперта Владимирова А.В., а именно: 7 852 000 рублей.
Заслушав доклад по делу судьи Супроненко И.И., выслушав объяснения Б, его представителя Лущенко Ю.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы и пояснивших, что Б настаивает на получении денежной компенсации только в сумме 7 852 000 рублей, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя частично исковые требования Б, суд мотивировал свой вывод тем, что истец имеет право на получение компенсации за утраченное имущество, как лицо, выехавшее из зоны отселения, однако размер компенсации следует определить исходя из затратного метода.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, проживающие в населенных пунктах, отнесенных к зоне 2 отселения, и принявшие решение о выезде в другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом.
Пунктом 6 статьи 13 указанного закона предусмотрено, что к гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы.
В соответствии со ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", указанным гражданам гарантируется компенсация материального ущерба, в связи с утратой имущества, включающая в себя:
стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки и другие), домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства.
Порядок выплаты компенсации, а также стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости указанных строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 869 от 29 декабря 2004 года утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В силу п. 2 Правил, выплата компенсации, включающей в себя стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки и другие), а также стоимость домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства, всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, и утраченных садово-ягодных насаждений, посевов, производится гражданам, указанным в п. 6 и 11 ч.1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Судом установлено, что Б принадлежит на праве собственности жилой дом, общей площадью 212 кв. метров, инв.N7428, лит.А, расположенный по адресу "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13 апреля 2007 года 32-АГ 191539. Право собственности зарегистрировано на основании технического паспорта от 27.03.2007 года, ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" Новозыбковский филиал.
Согласно государственному акту за N БРО-3 0-01290 б/д, земельный участок площадью 0,1000 га под указанным домовладением выделен Б по решению администрации г. Новозыбкова N 605 от 03.10.1994 года в собственность для строительства жилого дома усадебного типа.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", данный населенный пункт отнесен к зоне отселения.
Согласно паспортным данным истца, справке ТСЖ "Сафроновой 75" от 12.09.2011 года, с 29.06.2011 года истец зарегистрирован и проживает в городе Брянске по "адрес". Согласно справке ОАО "Сбербанк России" Брянское отделение N 8605 от 21.06.2012 года N 13-22/81, Б с 25.04.2012 года по настоящее время работает в Брянском отделении N 8605 ОАО "Сбербанк России" в должности начальника административного управления. 21.11.2011 года Б выдано удостоверение как лицу, добровольно выехавшему из зоны отселения.
В указанном домовладении по адресу: "адрес" никто не зарегистрирован и не проживает, ранее данное имущество по Чернобыльской программе не сдавалось, что подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришёл к выводу, что истец имеет право на получение компенсации за имущество, находящееся в городе Новозыбкове. Не оспаривалось и не оспаривается это право и ответчиками.
Как видно из материалов дела, спорное домовладение было построено истцом уже после аварии на ЧАЭС, на территории города, расположенного в зоне отселения. При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что размер компенсации, подлежащей выплате истцу надлежит определять исходя из затратного метода, указанной в первоначальном отчёте от 24.06.2011 года. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в этой части судебная коллегия не усматривает.
Из материалов дела также усматривается, что представитель администрации Брянской области не возражает против получения истцом компенсации за утраченное домовладение исходя из затратного подхода в сумме 4 641 999 руб., указанной в первоначальном отчёте от 24.06.2011 года о рыночной стоимости вышеуказанного домовладения ( л.д.177).
Однако из материалов дела следует, что истец настаивает на получении компенсации за утраченное имущество только исходя из рыночной стоимости 7 852 000 руб., указанной в заключении эксперта, именно с этими требованиями он и обратился в суд, на получение денежной компенсации в ином размере, в том числе и рассчитанной исходя из затратного метода, он не согласен, что и подтвердил в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии суд вышел за пределы исковых требований, необоснованно пришёл к выводу о включении истца в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в результате катастрофы на ЧАЭС в размере 4 641 999 рублей (четыре миллиона шестьсот сорок одна тысяча девятьсот девяносто девять) рублей, направлении данного списка в течение месяца в Управление федерального казначейства по Брянской области для производства выплат.
С учётом вышеизложенного, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Б о признании за ним права на получение денежной компенсации за утраченное имущество в сумме 7 852 000 руб., включении в Список граждан на получение денежной компенсации в указанной сумме.
Руководствуясь ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 22 июня 2012 года отменить, принять новое решение:
В удовлетворении исковых требований Б к администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество в сумме 7 852 000 руб., включении в список граждан на получение компенсации за имущество, утраченное вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в сумме 7 852 000 руб. - отказать.
Апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий: И.И. Супроненко
Судьи облсуда: И.М. Фролова
А.А. Тумаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.