Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Суярковой В.В.,
судей областного суда Богородской Н.А., Алейниковой С.А.,
при секретаре Колесниченко Г.В.,
с участием прокурора И.О.Ф., Д.Е.Г..,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июля 2012г. по докладу судьи облсуда Алейниковой С.А. дело по апелляционному представлению прокурора Стародубского района М.В.В. на решение Стародубского районного суда Брянской области от 10 мая 2012г. по иску прокурора Стародубского района Брянской области в интересах Л.А.В. к администрации Стародубского района Брянской области и администрации Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Стародубского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в прокуратуру Стародубского района поступило обращение о защите нарушенных жилищных прав Л.А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, имеющей статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе проведенной проверки прокуратурой установлено, что родители Л.А.В. были лишены родительских прав и в 1995г. умерли. С 1 сентября 2006г. по 28 июня 2008г. она обучалась в ГОУ НПО "ПУ N 16" города Брянска, после окончания которого ей как сироте, имеющей право на получение жилого помещения по договору социального найма, не представлено.
На основании постановления Мишковской сельской администрации от 3 декабря 2008г. N Л.А.В. поставлена на учет на получение жилья под N 16.
В областном сводном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилья, она состоит под N 1069.
В связи с тем, что Л.А.В. до настоящего времени жилье не представлено, прокурор просил обязать администрацию Стародубского муниципального района Брянской области за счет средств областного бюджета предоставить ей жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям предоставления жилого помещения в городе Стародубе Брянской области.
В судебном заседании прокурор требования уточнил, просил суд обязать администрацию Стародубского муниципального района Брянской области за счет средств областного бюджета Брянской области предоставить жилое помещение Л.А.В., отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям, не менее установленной социальной нормы предоставления жилого помещения по месту жительства в городе Стародуб Брянской области.
Решением Стародубского районного суда Брянской области от 10 мая 2012г. иск прокурора Стародубского района Брянской области удовлетворен.
Суд обязал администрацию Стародубского муниципального района Брянской области за счет средств областного бюджета Брянской области предоставить Л.А.В. по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям, не менее установленной социальной нормы предоставления жилого помещения по месту жительства в городе Стародуб Брянской области.
В апелляционном представлении прокурор Стародубского района М.В.В. просит решение суда изменить в части и принять новое решение, ссылаясь на то, что в решении суда вывод о возложении на администрацию Стародубского района Брянской области обязанности по предоставлению жилья Л.А.В. за счет средств областного бюджета недостаточно мотивирован.
Заслушав доклад судьи облсуда Алейниковой С.А., выслушав объяснения прокурора, поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя администрации Стародубского района Брянской области Р.Н.Н. и представителя органа опеки и попечительства администрации Стародубского района Брянской области М.Е.Н., поддержавших доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции на основании абзаца 2 части 2 статьи 327.1 Гражданского кодекса РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что родители Л.А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, были лишены родительских прав и в 1995г. умерли.
С 1 сентября 2006г. по 28 июня 2008г. она обучалась в ГОУ НПО "ПУ N 16" города Брянска, после окончания которого ей как сироте, имеющей право на получение жилого помещения по договору социального найма, жилье не представлено.
Закрепленное за ней жилое помещение по адресу: "адрес", признано непригодным для постоянного проживания.
С 3 декабря 2008г. она состоит на жилищном учете в Стародубской муниципальном районе, под N 16.
В областном сводном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилья, она состоит под N 1069 (по состоянию на 22 марта 2012г.).
Согласно сведениям, представленным ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" и Стародубским отделом Управления Росреестра по Брянской области, на территории Стародубского района за ней не значатся квартиры и индивидуальные домовладения.
В настоящее время Л.А.В. зарегистрирована в деревне "адрес".
С 2008г. работает в городе Стародубе Брянской области и проживает по договору коммерческого найма в жилом помещении по адресу: "адрес".
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу положений статей 1 и 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановления администрации Брянской области от 9 ноября 2007г. N 889 "Об утверждении Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения", а также статьи 57 Жилищного кодекса РФ истец имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм, по договору социального найма.
Обоснованным является вывод суда о том, что муниципальное образование Стародубский район Брянской области обладает статусом муниципального района и наделено отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Обеспечение осуществляется за счет средств областного бюджета в форме субвенций (часть 1 статьи 6 Закона Брянской области от 1 декабря 2011г. N 124-3).
Вместе с тем, нельзя согласиться с выводом суда о возложении на администрацию Стародубского муниципального образования обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма в городе Стародубе по следующим основаниям.
Статьями 15 и 15.1 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующими вопросы местного значения муниципального района, вопросы организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, не предусмотрены.
Данные обязанности, на основании пункта 6 части 1 статьи 14 и пункта 6 части 1 статьи 16 данного закона, возложены на поселения и городские округа.
Таким образом, только поселение и городской округ обладает полномочиями органов местного самоуправления в области жилищных отношений, изложенных в статье 14 жилищного кодекса РФ, в том числе по определению порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Кроме того, частью 1 статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находится имущество, предназначенное для решения установленных данным законом вопросов местного значения. Частью 3 данной статьи предусмотрен исчерпывающий перечень имущества, которое может находится в собственности муниципальных районов.
У муниципальных районов отсутствуют полномочия по формированию и содержанию муниципального жилищного фонда в городском округе.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности решения суда, поскольку на муниципальное образование возложена обязанность приобрести и оформить в муниципальную собственность жилое помещение на территории города Стародуба, который относится к другому муниципальному образованию - городскому округу.
Требования к администрации города Стародуб по настоящему иску прокурором не предъявлялись.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене и принятию нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьей 328-329 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Стародубского районного суда Брянской области от 10 мая 2012г. отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора Стародубского района Брянской области, предъявленного в интересах Л.А.В. к администрации Стародубского района Брянской области и администрации Брянской области о понуждении к совершению действий.
Председательствующий В.В. Суяркова
Судьи областного суда Н.А. Богородская
С.А. Алейникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.