Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 13 сентября 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего: Супроненко И.И.,
судей областного суда Янишевской Л.В., Горбачевской Ю.В.,
при секретаре: Колесниченко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 сентября 2012 года по докладу судьи облсуда Горбачевской Ю.В. дело по апелляционной жалобе вр.и.о. директора ГУП "Брянскоблстройэксплуатация" Л. на решение Злынковского районного суда Брянской области от 21 июня 2012 года по делу по иску П.Т.А. к ГУП "Брянскоблстройэксплуатация" и Управлению имущественных отношений Брянской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛА:
П.Т.А. обратилась в суд с иском к ГУП "Брянскоблстройэксплуатация" о признании за ней права собственности на квартиру по адресу:*** на основании Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", ссылаясь на то, она с 1986 г. проживает и зарегистрирована в указанной квартире, в 2010 году ГУП "Брянскоблстройэксплуатация", на балансе которого находится дом, с ней был заключен договор найма. Она обратилась в ГУП "Брянскоблстройэксплуатация" по вопросу приватизации квартиры, в чем ей было отказано в связи с отсутствием денежных средств на оформление права собственности на дом, а также по тем основаниям, что занимаемое ею жилое помещение не подлежит приватизации.
В связи с изложенным истица просила суд признать за ней право собственности на квартиру по адресу:**** на основании Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ".
В судебном заседании истица П.Т.А. подержала исковые требования.
Представитель ответчика ГУП "Брянскоблстройэксплуатация" Г. исковые требования не признал, суду пояснил, что дом, где находится жилое помещение занимаемое истицей, не перешел в муниципальную собственность, является государственной собственностью Брянской области. Соответственно, нет решения об изменении статуса данного дома, который в настоящее время является общежитием. Действующим законодательством не предусмотрена приватизация жилых помещений в общежитиях.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления имущественных отношений Брянской области, который в заявлении возражал против заявленных требований.
Решением Злынковского районного суда Брянской области от 21 июня 2012 г. за П.Т.А. признано право собственности в порядке приватизации на квартиру по адресу:***.
В апелляционной жалобе вр.и.о. директора ГУП "Брянскоблстройэксплуатация" Л. просит решение суда отменить, как незаконное. Указывает на то, что в п.1.1. кадастрового паспорта объекта от 31.08.2010 г. здание поименовано как общежитие, собственником объекта недвижимости является Брянская область, в муниципальную собственность не передавалось, в настоящее время общежитие находится в хозяйственном ведении ГУП "Брянскоблстройэксплуатация". В силу ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения в общежитиях приватизации не подлежат. Считает, что истица согласно договору найма может только проживать и пользоваться помещением.
На доводы апелляционной жалобы были принесены возражения П.Т.А., которая просит оставить решение суда без изменения.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Горбачевской Ю.В., выслушав объяснения представителей ГУП "Брянскоблстройэксплуатация" по доверенности Г. и П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на доводы жалобы П.Т.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что П.Т.А. с 1986 года зарегистрирована и проживает в квартире по адресу:*** находится на праве хозяйственного ведения у МУП "Брянскоблстройэксплуатация". 01.01.2010 г. между П.Т.А. и ГУП "Брянскоблстройэксплуатация" был заключен бессрочный договор найма названного жилого помещения.
Как следует из технического паспорта квартира по адресу:**** является изолированным жилым помещением, пригодным для проживания.
Из материалов дела следует, что здание общежития по названному адресу принадлежало ОАО "Злынковская механизированная колонна", при приватизации которой здание общежития не подлежало включению в план приватизации, а должно было быть передано в муниципальную собственность.
Удовлетворяя иск и признавая за П.Т.А. право собственности в порядке приватизации на квартиру, суд первой инстанции правильно руководствовался ст.ст. 2 и 18 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Проверяя доводы апелляционной жалобы вр.и.о. директора ГУП "Брянскоблстройэксплуатация" Л. о том, что здание является общежитием, собственником объекта недвижимости является Брянская область, право муниципальной собственности на здание не возникло, поэтому квартира, находящаяся в государственной собственности, не может быть передана в пользование граждан по договору социального найма, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и Приложению 3 к данному Постановлению, объекты жилищного фонда подлежат передаче в муниципальную собственность городов ( кроме городов районного подчинения) и районов ( кроме районов в городах), независимо от того на чьем балансе они находятся.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного, и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администраций по месту расположения объекта.
В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Согласно п. 2 ст. 30 Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
Таким образом, спорный объект жилищного фонда подлежал безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность в силу Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, в связи с чем дом по адресу:*** не может находиться в федеральной собственности в силу прямого указания закона.
Тот факт, что здание не было передано в муниципальную собственность, не препятствует осуществлению гражданских прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как истец не может нести негативных последствий в результате того, что до настоящего времени органы исполнительной власти г. Злынка не приняли имущество в муниципальную собственность.
Довод жалобы о том, что здание имеет статус общежития не может быть принят во внимание по следующим основаниям
В силу ст. 7 Закона РФ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации " к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежития, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма".
Из данной правовой нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленных для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Таким образом, после вступления в законную силу Федерального закона N189-ФЗ от 29.12.2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" статус данного дома как общежития был утрачен в силу закона, и у граждан, занимающих в этом доме жилые помещения, имеется право приобрести их в собственность в соответствии со статьей 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Из материалов дела судебная коллегия усматривает, что истица проживает в спорном жилом помещении на законных основаниях, регулярно оплачивает коммунальные платежи, иного жилого помещения, в котором она могла бы проживать, не имеет, поэтому судом правильно удовлетворены ее требования о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда. Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании закона, а потому не подлежат удовлетворению.
Между тем, подлежит исключению из мотивировочной части решения суда ссылка на обстоятельства, установленные решением Злынковского районного суда от 30 августа 2011 года по делу по аналогичному иску П..С.Ю. к ГУП " Брянскстройэксплуатация". Данное решение не имеет преюдициального значения для настоящего дела в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, поскольку в настоящем деле участвуют иные лица.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Злынковского районного суда Брянской области от 21 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий И.И.СУПРОНЕНКО
Судьи областного суда: Л.В. ЯНИШЕВСКАЯ
Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.