Решение Воронежского областного суда от 11 июля 2012 г.
(Извлечение)
Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи ФИО18
при секретаре ФИО1
с участием прокурора ФИО2
с участием заявителей - ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, с участием представителя ФИО7- ФИО3,
с участием представителя Избирательной комиссии "адрес" - ФИО10,
с участием Совета народных депутатов Синелипяговского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района "адрес" в лице представителя администрации Синелипяговского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района "адрес" в лице представителей администрации Синелипяговского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района "адрес" - ФИО11, ФИО12-,
рассмотрев в открытом судебном заседании в "адрес" дело
по заявлению ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 об обязании Избирательной комиссии "адрес" сформировать временную избирательную муниципальную комиссию Синелипяговского сельского поселения "адрес" с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных статьями 26, 27, 29, "адрес" N-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Избирательный кодекс "адрес"" и установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить дополнительные выборы для замещения вакантных депутатских мандатов в составе депутатов Совета народных депутатов Синелипяговского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района "адрес" по трем многомандатным избирательным округам Синелипяговского избирательного округа N, N, N; об обязании Избирательной комиссии "адрес" установить срок полномочий, в который входил бы срок по организации и проведению дополнительных выборов, и количество членов временной избирательной муниципальной комиссии Синелипяговского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района "адрес" с правом решающего голоса;
по заявлению ФИО9 о признании неправомочным состава Совета народных депутатов Синелипяговского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района "адрес" шестого созыва,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ депутаты Совета народных депутатов Синелипяговского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района "адрес" шестого созыва ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, одновременно являясь избирателями названного сельского поселения, обратились в Воронежский областной суд с заявлением, в котором просили:
-обязать Избирательную комиссию "адрес" сформировать временную избирательную муниципальную комиссию Синелипяговского сельского поселения "адрес" с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных статьями 26, 27, 29, "адрес" N-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Избирательный кодекс "адрес"" и установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить дополнительные выборы для замещения вакантных депутатских мандатов в составе депутатов Совета народных депутатов Синелипяговского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района "адрес" по трем многомандатным избирательным округам Синелипяговского избирательного округа N, N, N;
- обязать Избирательную комиссию "адрес" установить срок полномочий, в который входил бы срок по организации и проведению дополнительных выборов, и количество членов временной избирательной муниципальной комиссии Синелипяговского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района "адрес" с правом решающего голоса.
В обоснование заявления указали, что в результате состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ выборов Совет народных депутатов Синелипяговского сельского поселения был избран в полном составе - 10 депутатов. ДД.ММ.ГГГГ пять депутатов сложили с себя депутатские полномочия, что, согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 26 Устава муниципального образования препятствует осуществлению представительным органом муниципального образования своих полномочий, так как состав указанного Совета народных депутатов составляет менее двух третей от установленной численности депутатов.
Глава администрации Синелипяговского сельского поселения не избран, так как ни один из кандидатов не набрал необходимого большинства голосов.
Полномочия ранее действовавшей муниципальной избирательной комиссии Синелипяговского сельского поселения, имеющей право назначить дату проведения дополнительных выборов, истекли ДД.ММ.ГГГГ.
Новый состав муниципальной избирательной комиссии Синелипяговского сельского поселения должен быть сформирован и утвержден на заседании сессии Синелипяговского сельского поселения. Однако, сделать это не представилось возможным из-за отсутствия кворума сессии Синелипяговского сельского поселения. Следовательно, орган, правомочный принимать решение о назначении даты проведения дополнительных выборов, отсутствует.
В вышестоящей избирательной комиссии - избирательной комиссии Нижнедевицкого муниципального района в принятии заявления о назначении дополнительных выборов отказано со ссылкой на отсутствие соответствующих полномочий на его рассмотрение, что послужило причиной обращения в суд с данным заявлением на основании ст. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 87-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Избирательный кодекс "адрес"".
В свою очередь, ДД.ММ.ГГГГ ФИО9, являясь избирателем Синелипяговского сельского поселения, обратилась в Воронежский областной суд с заявлением, в котором просила признать неправомочным состав Совета народных депутатов Синелипяговского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района "адрес" шестого созыва, ссылаясь на то, что в нарушение статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 26 Устава муниципального образования состав указанного Совета народных депутатов в настоящее время составляет мене двух третей от установленной численности депутатов и не может принимать какие-либо решения по вопросам местного значения, что является нарушением предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ избирательных прав заявителя и прав граждан сельского поселения на местное самоуправление через выборный орган.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ оба дела объединены в одно производство.
В настоящем судебном заседании заявители ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО8 настаивали на удовлетворении заявленных ими требований.
Заявитель ФИО6 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Избирательной комиссии "адрес" ФИО10 просила отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что в Синелипяговском сельском поселении в установленном "адрес" порядке сформирована и действует избирательная комиссия сельского поселения.
Заявитель ФИО9 настаивала на удовлетворении заявленных ею требований.
Представители администрации Синелипяговского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района "адрес" (на основании ст. 34 Устава сельского поселения выступающие от имени Совета народных депутатов Синелипяговского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района "адрес") ФИО11 и ФИО12 в судебном заседании возражали против удовлетворения требований, заявленных ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО8, и просили признать данный состав Совета неправомочным.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора ФИО2, считавшей заявленные депутатами требования необоснованными и просившей удовлетворить заявление ФИО9, суд полагает возможным признать состав Совета народных депутатов неправомочным и отказать в удовлетворении остальных требований.
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
В силу статей 25, 26 Устава Синелипяговского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района "адрес" представительным органом Синелипяговского сельского поселения является Совет народных депутатов Синелипяговского сельского поселения, состоящий из 10 депутатов, избираемых на 5 лет (том 1 л.д.120).
Из изложенного выше следует, что состав Совета народных депутатов Синелипяговского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района "адрес" является правомочным при наличии не менее двух третей от установленной численности депутатов (10 человек), что составляет не менее 6 депутатов.
Судом установлено, что решением муниципальной избирательной комиссии Нижнедевицкого муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ "Избирательный кодекс "адрес"" зарегистрированы депутатами Совета народных депутатов Синелипяговского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района "адрес" 10 человек: ФИО13, ФИО4, ФИО5, по избирательному округу N; ФИО14, ФИО7, ФИО6, ФИО8 по избирательному округу N; ФИО15, ФИО16, ФИО17 по избирательному округу N (том 1 л.д. 17).
С 19 марта по ДД.ММ.ГГГГ включительно избранные депутаты провели пять заседаний Совета, однако не смогли необходимым большинством голосов избрать главу администрации Синелипяговского сельского поселения, который в соответствии со ст. ст. 27, 34 Устава сельского поселения одновременно является председателем Совета народных депутатов и организует его работу (том 1 л.д. 21,22, 120-121, 128, 168-175).
В результате ДД.ММ.ГГГГ депутаты ФИО13, ФИО16, ФИО14, ФИО17, ФИО15 сложили с себя полномочия депутата Совета народных депутатов Синелипяговского сельского поселения "адрес" (том 1 л.д. 20, том 2 л.д. 18, 19, 20, 21, 22).
В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пп.2 п.7 ст. 33 Устава Синелипяговского сельского поселения полномочия депутата прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию. Заявления о сложении полномочий пятью депутатами поданы, их депутатская деятельность фактически прекращена. Сложение полномочий по собственному желанию является добровольным волеизъявлением депутата и не может ставиться в зависимость от принятия какого-либо решения представительным органом, так как основания досрочного прекращения депутатских полномочий, предусмотренные законом, фактически наступили.
Таким образом, заявители ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 остались в составе Совета в количестве 5 депутатов, то есть в неправомочном составе.
Заявляя требования о возложении на Избирательную комиссию "адрес" обязанности сформировать временную избирательную комиссию для организации и проведения дополнительных выборов, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 ссылались на статью 95 Избирательного кодекса "адрес", а также статью 71 Федерального закона N 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с п.8 которой если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.
В соответствии с п. 9 названной статьи в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов.
Кроме того, заявители ссылались на п.п. 6, 7 статьи 13 Избирательного кодекса "адрес", в соответствии с которыми если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные частью 5 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за семьдесят дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного частью 5 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.
Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный частью 6 настоящей статьи срок выборы указанных в части 1 статьи 8 настоящего "адрес" органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим "адрес", соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган, а в случае его отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на Избирательную комиссию "адрес" обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных статьями 26, 27, 29 и 39 настоящего "адрес", а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица - также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются сформировавшей ее избирательной комиссией.
Заявители полагали полномочия избирательной комиссии Синелипяговского сельского поселения истекшими ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая их доводы, суд учитывает, что согласно части 1 статьи 13 Избирательного кодекса "адрес" дополнительные выборы депутатов представительного органа муниципального образования при наличии вакантных мандатов действительно назначает избирательная комиссия муниципального образования.
Однако, как следует из содержания части 7 статьи 13 Избирательного кодекса "адрес", суд вправе возложить на Избирательную комиссию "адрес" обязанность сформировать временную избирательную комиссию для назначения выборов в том случае, если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим "адрес".
Судом установлено, что избирательная комиссия Синелипяговского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района, проводившая выборы ДД.ММ.ГГГГ, была сформирована решением Совета народных депутатов Синелипяговского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N (том 1 л.д. 99).
Срок её полномочий в соответствии со ст. 41 Устава сельского поселения (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) составлял четыре года (том 1 л.д. 70, 90) и истёк соответственно ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 5 статьи 29 Избирательного кодекса формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования.
Между тем, в соответствии с частью 8 статьи 26 названного Закона, если на соответствующей территории отсутствует указанный орган местного самоуправления, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав избирательной комиссии поселения назначается избирательной комиссией муниципального района с соблюдением требований, установленных федеральным законодательством, настоящим "адрес", иным законом.
Принимая во внимание, что Совет народных депутатов Синелипяговского сельского поселения не сформировал избирательную комиссию сельского поселения и в настоящее время неправомочен решать этот вопрос, территориальная избирательная комиссия "адрес" (наделенная полномочиями муниципальной комиссии района) ДД.ММ.ГГГГ приняла решение N о формировании избирательной комиссии Синелипяговского сельского поселения (том 1 л.д. 220, 221, 246, 247-248).
При таких обстоятельствах следует признать, что в настоящее время в Синелипяговском сельском поселении в установленном законом порядке сформирована избирательная комиссия, а правовые основания для применения судом части 7 статьи 13 Избирательного кодекса "адрес" и удовлетворения заявления ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 отсутствуют.
Доводы заявителей об отсутствии у территориальной избирательной комиссии "адрес" полномочий муниципальной комиссии района суд признаёт несостоятельными.
В соответствии с частью 5 статьи 25 Избирательного кодекса "адрес" полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению Избирательной комиссии "адрес", принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию.
Из материалов дела следует, что решением Избирательной комиссии "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N на основании обращения представительного органа Нижнедевицкого муниципального района на территориальную избирательную комиссию "адрес" были возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования Нижнедевицкого муниципального района (том 1 л.д. 218-219).
При этом само по себе то обстоятельство, что после этого принималось решение о формировании территориальной избирательной комиссии в новом составе, не свидетельствует о прекращении совмещения полномочий комиссий.
Согласно п.2.4. Постановления ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ N 192/1337-5 "О Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий", срок исполнения территориальной избирательной комиссией полномочий избирательной комиссии муниципального образования не находится в жесткой зависимости от истечения срока полномочий территориальной избирательной комиссии соответствующего состава. Если в решении избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию указано, на какой срок такие полномочия возлагаются, территориальная избирательная комиссия исполняет эти полномочия до истечения указанного срока, если не указано - то до того момента, пока соответствующим решением не будет определено иное, независимо от сроков формирования нового состава территориальной избирательной комиссии.
Предусмотренный частью 4 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ запрет на изменение числа членов территориальной комиссии при возложении на неё полномочий избирательной комиссии муниципального образования относится к периоду принятия решения о совмещении полномочий комиссий. В связи с этим последующее изменение числа членов территориальной избирательной комиссии, по мнению суда, не влечет за собой прекращение совмещения полномочий.
Оценивая требования ФИО9 о признании неправомочным состава Совета народных депутатов Синелипяговского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района "адрес" шестого созыва, суд находит их обоснованными.
Материалами дела установлено, что состав указанного Совета народных депутатов в настоящее время составляет мене двух третей от установленной численности депутатов.
Поскольку неправомочный состав представительного органа местного самоуправления фактически не способен осуществлять свою деятельность, в сложившейся ситуации нарушаются права заявителя ФИО9 на местное самоуправление, гарантированные Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, от ДД.ММ.ГГГГ N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суд усматривает правовые основания к вынесению решения о признании состава Совета народных депутатов Синелипяговского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района "адрес" шестого созыва неправомочным и применению к возникшим правоотношениям положений пункта 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
Оценивая доводы оставшихся в неправомочном составе депутатов об отказе в удовлетворении заявленных ФИО9 требований в связи с целесообразностью проведения дополнительных выборов в третьем избирательном округе, суд приходит к выводу, что они не имеют правового значения для оценки обоснованности заявления.
Из положений пункта 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ следует, что соответствующим судом констатируется факт недостаточного количества депутатов для осуществления полномочий представительного органа муниципального образования на основании требований части 1 статьи 35 данного Федерального закона, устанавливающей количественный критерий - наличие в депутатском корпусе не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством понятие неправомочности состава представительного органа муниципального образования определяется судом на момент рассмотрения дела на основе данного количественного критерия.
В судебном заседании ФИО9 настаивала на удовлетворении заявленных требований, и на момент разрешения дела суд не усматривает установленных законом оснований для отказа в их удовлетворении.
Кроме того, суд учитывает, что при неправомочности представительного органа законодатель предусматривает возможность назначения либо досрочных (пункт 4 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ), либо дополнительных (пункт 8 статьи 71 того же Закона) выборов, при этом по смыслу пункта 9 статьи 10 названного Закона принципы обязательности и периодичности выборов органа или депутатов в отношении дополнительных выборов не действуют.
Руководствуясь ст. ст. 191-198, ст. 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 в удовлетворении заявления о возложении обязанности на Избирательную комиссию "адрес" сформировать временную избирательную муниципальную комиссию Синелипяговского сельского поселения "адрес" с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных статьями 26, 27, 29, "адрес" N-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Избирательный кодекс "адрес"" и установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить дополнительные выборы для замещения вакантных депутатских мандатов в составе депутатов Совета народных депутатов Синелипяговского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района "адрес" по трем многомандатным избирательным округам Синелипяговского избирательного округа N, N, N; о возложении обязанности на Избирательную комиссию "адрес" установить срок полномочий, в который входил бы срок по организации и проведению дополнительных выборов, и количество членов временной избирательной муниципальной комиссии Синелипяговского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района "адрес" с правом решающего голоса - отказать.
Заявление ФИО9 о признании неправомочным состава Совета народных депутатов Синелипяговского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района "адрес" шестого созыва - удовлетворить.
Признать неправомочным состав Совета народных депутатов Синелипяговского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района "адрес" шестого созыва.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: ФИО18
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.