судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего судьи Холодкова Ю.А.,
судей Веретенниковой М.В., Курчевской С.В.,
при секретаре Шаповаловой Е.И.,
с участием адвоката Пушкарской Л.В.,-
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Курчевской С.В.,
гражданское делопо заявлению Б. Н.И. об оспаривании решения Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области,
по апелляционной жалобе Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области,
на решение Россошанского районного суда Воронежской области от 14 мая 2012 года
(судья райсуда Боковой Р.В.)
УСТАНОВИЛА:
Б. Н.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области (далее Департамент), которым она была исключена из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" в 2011 году в связи с расторжением брака с Б. А.А. Считает, что данное решение нарушает её права на улучшение жилищных условий путем получения социальной выплаты на приобретение жилья.
Решением Россошанского районного суда Воронежской области от 14 мая 2012г. заявление Б. Н.И. было удовлетворено, признано незаконным исключение Департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат Федеральной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" в 2011 году молодой семьи - состав семьи два человека: Б. Н.И., ?года рождения, дочь Б. ?, с возложением на Департамент обязанности включить Б. Н.А. и Б. Н.И. в сводный список молодых семей. Также с Департамента в пользу Б. Н.И. были взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины за подачу заявления в суд в сумме 200 рублей, расходы на оплату юридической помощи по составлению заявления в суд в сумме 3000 рублей и расходы по оплате услуг представителя в суде в сумме 4000 рублей, а всего в размере 7200 рублей.
В апелляционной жалобе Департамента ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. Требования мотивируются тем, что изменения в список молодых семей с исключением из него семьи Б. были внесены по тому основанию, что заявительницей и членами ее семьи, в нарушении п.27 Правил, в срок до 16.10.2011г. не было представлено необходимых документов для получения свидетельства. Кроме того, семья Б., как участница Подпрограммы, перестала существовать с момента оформления развода между супругами и образовалась новая неполная семья в составе двух человек, которая должна обратиться с новым заявлением для участия в Подпрограмме и включения в список семей. Также указывается на то, что по финансовым обязательствам Департамента, который является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, отвечает субъект РФ, в данном случае казна Воронежской области (л.д. 89-91).
В судебном заседании представитель Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области Батищева М.А., действующая на основании доверенности, доводы и требования апелляционной жалобы поддержала.
Б. Н.И. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте его проведения была извещена надлежащим образом. Ее представитель адвокат П.Л.В., действующая на основании ордера, против удовлетворения жалобы возражала, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, ее целью является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья эконом-класса или строительство индивидуального жилого дома эконом-класса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
В целях названных выше Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285; пункт 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050).
Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 (пунктом 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N с 285); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050; пункт 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285).
Для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление с приложением требуемых документов.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представляемых документах, и принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы (пункты 15, 15 (1), 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050; пункты 15, 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285).
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается ответчиком по делу, что постановлением администрации городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области N590 от 04.06.2007 года семья Б. Н.И. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей".
13.06.2007 года заявительницей и её супругом, действующими в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Б. ?, ? года рождения, было подано в администрацию Россошанского муниципального района заявление о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. На основании ответа администрации Россошанского муниципального района N1227/13 от 15.08.2007 года, семья заявительницы была включена в состав - участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" постановлением администрации Россошанского муниципального района от ?., с 13.06.2007 года.
?. брак, зарегистрированный между заявительницей и Б. А.А., был прекращен. Постановлением администрации городского поселения город ?. подтверждена нуждаемость семьи заявительницы, состоящей из двух человек, в жилом помещении.
01.11.2011года, на заседании комиссии по реализации муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" администрации Россошанского муниципального района, было принято решение оставить семью заявительницы, состоящую из двух человек в списках участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" в той же очередности и списках претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году, с направлением учетного дела в Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области в комиссию по рассмотрению учетных дел молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище на 2011 - 2015 годы" для рассмотрения, однако письмом ?. администрация Россошанского муниципального района Воронежской области довела до сведения заявительницы, что Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области не включил в списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" в 2011 году.
Как следует из текста письма ?основанием не включения в списки молодых семей Б. Н.И. и ее дочери Б. Н.А. послужило расторжение брака между Б. Н.И. и Б. А.А., что, по мнению Департамента, подразумевает создание новое неполной семьи, которая приобретает право на участие в программе "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" на общих основаниях путем подачи нового заявления и новой постановки в очередь.
Судебная коллегия считает, что районный суд сделал правильный вывод о том, что в связи с расторжением брака жилищные условия заявительницы и её дочери не улучшились, основания для признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий сохранились, соответствующие документы о нуждаемости семьи Б. Н.И. ежегодно представлялись в администрацию Россошанского муниципального района и нуждаемость её в улучшении жилищных условий ежегодно подтверждалась соответствующими постановлениями администрации Россошанского муниципального района Воронежской области, следовательно Б. Н.И. не допустила нарушений ни Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", ни Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 (ред. от 27.12.2011 г.) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы; ни Постановления Правительства Воронежской области от 29.12.2010 г. N 1140 (ред. от 24.05.2011 г.) "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы".
Данный вывод суда судебной коллегий представляется законным и обоснованным, поскольку, исходя из анализа положений вышеперечисленных правовых норм, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе и неполная молодая семья, отвечающая всем требованиям, перечисленным в вышеуказанных Правилах.
Ответчиком не оспаривалось, что постановка на учет семьи Б. Н.И. в составе трех человек соответствовала требованиям закона, данная семья отвечала всем требованиям Правил, в связи с чем и была поставлена на учет с 13.06.2007г. с последующим подтверждением нуждаемости и оставлением данной семьи в списках участников подпрограммы.
Таким образом, семья Б. отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участником подпрограммы, однако, в силу недостаточного софинансирования социальная выплата указанной семьей получена вовремя не была, в 2010г. имел место развод между супругами и семья стала неполной, изменился ее состав, что, по мнению судебной коллегии, не должно каким-либо образом ущемлять права данной семьи на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, так как в противном случае нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав.
Судом правильно в целях устранения нарушений прав заявителя на Департамент была возложена обязанность по восстановлению семьи Б. Н.И. в составе двух человек в списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" за 2011 год, при этом суд учитывал, что права заявительницы действиями Департамента нарушены именно путем исключениях ее из списка молодых семей за 2011 г., с заявлением о включении в список молодых семей за 2012 г. семья Б. не обращалась.
Кроме того, в соответствии с пп. "а" п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами не предусмотрена, предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, при этом основанием для внесения таких изменений расторжение брака между супругами не является.
Довод представителя ответчика о том, что исключение произошло из-за не предоставления Б. Н.И. до 16.10.2011г. необходимых документов отвергается судебной коллегией как не нашедший своего подтверждения в ходе судебного заседания, поскольку согласно содержанию письма N4798 от 21.12.2011г., подписанному заместителем главы администрации Россошанского муниципального района Воронежской области, до сведения Б. Н.И. было доведено, что причиной, по которой ее молодая семья в составе двух человек не включена в список молодых семей-претендентов на получение выплат, послужило изменение состава молодой семьи в связи с расторжением брака. Аналогичная информация содержится и в приложении к приказу Департамента от 28.12.2011г. N452 о внесении изменений в списки молодых семей-претендентов, где под номером 222 значится семья Б. с указанием в графе "Основание для исключения молодой семьи из списка претендентов на получение социальной выплаты в 2011г. указано, что изменился состав семьи.
Кроме того, в связи с расторжением брака свидетельство о браке и не могло быть представлено, неполная семья должна была быть включена в список для получения социальной выплаты, исходя из ее состава - два человека.
Довод жалобы о возможном нарушении прав отца ребенка, так как он тоже вправе претендовать на получение выплаты с дочерью, как неполная семья, отклоняется судебной коллегией, так как сведений о его обращении с соответствующим заявлением не имеется, ребенок проживает с матерью, с которой родители фактически определили место жительства ребенка. Объяснения представителя Б. Н.И. о том, что ее бывший муж проживает отдельно, не опровергнуты.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном взыскании с Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области в пользу Б. судебных расходов, поскольку указанные расходы должны быть взысканы с субъекта РФ, т.е. за счет казны субъекта РФ, а не с органа исполнительной власти, которым является Департамент, не основано на законе.
В соответствии с п. 1.4 Положения о Департаменте, утвержденного Постановлением администрации области от 18.12.2008 года N 1109, департамент обладает правами юридического лица, имеет собственные бланки, штампы, печати с изображением герба Воронежской области, имеет самостоятельный баланс и смету, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом, ответчиком, третьим лицом и заинтересованным лицом в судах.
Следовательно, суд правомерно, руководствуясь ст.ст. 98,100 ГПК РФ, взыскал с Департамента, как с заинтересованного лица, не в пользу которого состоялось решение суда, судебные расходы и расходы по оплате услуг представителя. Порядок собственного финансирования, приведенный Департаментом в жалобе, не влечет необходимости замены лица, с которого взысканы расходы.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, направлены на субъективное толкование норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Россошанского районного суда Воронежской области от 14 мая 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: 1) 2)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.