судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного судав составе:
председательствующего Холодкова Ю.А.,
судей Веретенниковой М.В., Курчевской С.В.,
при секретаре Трофимовой Е.В.,-
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Курчевской С.В.
гражданское дело по иску Г. С.А. к открытому акционерному обществу "РЖДстрой" о признании права собственности в порядке приватизации,
по апелляционной жалобе ОАО "РЖДстрой"
на решение Железнодорожного районного суда города Воронежа от 26 апреля 2012 года
(судья Брыкина Е.В.),
УСТАНОВИЛА:
Истец Г. С.А. обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу "РЖДстрой" о признании в порядке приватизации права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ?., общей площадью 13,2 кв. метров, состоящей из одной жилой комнаты площадью 13,2 кв. метров.
Решением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 26.04.2012г. исковые требования были удовлетворены и за Г. С.А., признано право собственности в порядке приватизации на квартиру ?. (л.д. 62-63).
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, поскольку при его вынесении судом были неправильно применены нормы материального права, так как квартира, расположенная в доме, принадлежащем ОАО "РЖДстрой" на праве частной собственности, и имеющем статус общежития, не может быть приватизирована (л.д. 68-69).
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились. О времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит жалобу обоснованной, а решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст.6 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что Г. С.А. ? г. был выдан ордер N.. на занятие комнаты в семейном общежитии по адресу: ?. (л.д. 53) и по данному адресу он был прописан с 20.02.1997 года, вид прописки - постоянно (л.д. 40, 54-55).
Г. С.А. 21 февраля 2012г. обратился с заявлением о приватизации комнаты в ОАО "РЖДстрой", которое является в настоящее время собственником дома N.. по ул. ?, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ?.
Согласно позиции, изложенной представителем ответчика, права на приватизацию комнаты в доме N? истец не имеет, поскольку данный дом имеет статус общежития и находится в частной собственности ОАО "РЖД", а законом приватизация данных помещений не предусмотрена.
С данным доводом районный суд не согласился, указав на то, что до включения указанного дома в уставной капитал ОАО "Росжелдорстрой" и выдачи свидетельства о государственной регистрации права собственности на данный дом (л.д.56), он принадлежал на праве собственности ОАО "РЖД" на основании Постановления Правительства РФ N 585 от 18.09.2003 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ?.(л.д.57).
Удовлетворяя заявленные требования, суд сослался на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которым установлено, что решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Поскольку судом было установлено, что дом N ? перешел в собственность ОАО "РЖД" на основании Постановления Правительства РФ N 585 от 18.09.2003 года "О создании ОАО "РЖД", в силу которого все имущество государственных предприятий и учреждений железнодорожного транспорта РФ, в том числе и указанный дом, было внесено в уставной капитал ОАО "РЖД", последующая передача дома N ? в собственность ОАО "Росжелдорстрой" (в настоящее время ОАО "РЖДстрой"), по мнению суда, не прекращает права граждан на приватизацию занимаемых жилых помещений, поскольку иное противоречило бы конституционным положениям, гарантирующим право граждан на жилище (ст. 40 Конституции РФ).
Судебная коллегия не может согласиться с вышеизложенными выводами районного суда, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Как усматривается из материалов дела, общежитие на 293 места, расположенное по адресу: ?. приватизировано при создании ОАО "РЖД", право собственности которого на общежитие зарегистрировано в установленном законом порядке 11 марта 2004 года (л.д. 57). Правоустанавливающими документами при регистрации послужили Постановление Правительства Российской Федерации номер 585 от 18 сентября 2002 года и Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качестве вклада в уставной капитал ОАО "РЖД" от 30 сентября 2003 года, утвержденный распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России N 4557-р/6-р/ от 30 сентября 2003 года.
Положения статьи 1, части первой статьи 2 и статьи 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" закрепляют право граждан на приватизацию жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий, который в случае приватизации предприятий подлежит передаче, по общему правилу, в ведение органов местного самоуправления. Требование о передаче жилищного фонда в муниципальную собственность при приватизации предприятий содержится и в пунктах 1 и 2 статьи 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Жилищный фонд и объекты его инфраструктуры не подлежат включению в состав имущественного комплекса при приватизации.
Вместе с тем, законодатель предусмотрел исключения из указанного правила о передаче жилищного фонда в муниципальную собственность.
Так, согласно пункту 15 статьи 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" жилищный фонд может входить в состав приватизируемого имущества федерального железнодорожного транспорта.
Приняв во внимание интересы обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также связанный с ними особый статус субъекта соответствующих отношений (ОАО "Российские железные дороги" входит в перечень стратегических акционерных обществ), Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 15 мая 2007 года N 379-О-П, касаясь вопроса о конституционности пункта 6 статьи 9 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и пункта 15 статьи 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", указал, что подобное исключение само по себе не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права и свободы. При этом Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что проживающие в таких помещениях граждане не могут быть признаны ограниченными в закрепленном статьей 40 Конституции Российской Федерации праве на жилище по сравнению с другими лицами: в силу статьи 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие данного Кодекса, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Право же на приватизацию, обусловленное переходом к многообразию форм собственности, не относится к числу конституционных, оно регламентируется федеральным законодателем, в данном случае - с учетом особенностей субъекта соответствующих отношений.
Такая же позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 15 июня 2006 года N 6-П, в котором Суд указал, что гарантируемое статьей 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина (статья 17, часть 2, Конституции Российской Федерации). Данное право - исходя из того, что приватизация жилья определяется в статье 1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, - появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.
В 2006 году здание было передано в собственность ОАО "Росжелдорстрой" (в настоящее время ОАО "РЖДстрой" на основании договора о создании общества N 01/2006 от 11.01.2006 года, что следует из копии свидетельства о государственной регистрации прав, выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области 16 августа 2007 года (л.д. 56).
Положения статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которым при передаче общежитий (как объектов жилищного фонда) в ведение органов местного самоуправления меняется правовой режим жилых помещений, расположенных в этих общежитиях: пользование ими осуществляется гражданами на условиях социального найма, при разрешении данного спора не применимы.
Здание общежития после включения его в уставной капитал ОАО "РЖД" относится к частному жилому фонду, и в силу вышеприведенного законодательства не относится к жилому фонду, подлежащему передаче в ведение органов местного самоуправления.
Статья 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливает, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Однако, как уже было сказано, здание передаче в муниципальную собственность не подлежало, равно как и передаче в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемника предприятий федерального железнодорожного комплекса Российской Федерации. Владение имуществом на праве оперативного управления или хозяйственного ведения предполагает иную форму юридического лица, например, унитарное, казенное предприятие. Право собственности на имущество, находящееся у предприятия в оперативном управлении или хозяйственном ведении, принадлежит учредителям, в то время как имущество акционерного общества находится в собственности у него.
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что в качестве специализированного жилищного фонда, включая общежития, используются только жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (ст. 92).
Закон "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в статье 4 содержит прямой запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях (исключение для общежитий, подлежащих передаче в муниципальную собственность установлены ст. 7 Закона о введении ЖК РФ в действие, в силу которой они фактически приобрели статус жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма). Об утрате домом по адресу: г. Воронеж, ул. Артамонова, 26, статуса общежития возможно говорить только применительно к положениям ст. 92 ЖК РФ, и только с момента введения кодекса в действие, то есть с 01 марта 2005 года, в то время как с 2003 года дом находился в частной собственности ОАО "РЖД".
Таким образом, находящиеся во взаимосвязи положения статьи 1, части первой статьи 2, статьи 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и пункта 15 статьи 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" не предусматривают возможность приватизации жилых помещений, расположенных в общежитиях (жилых домах), переданных на праве частной собственности ОАО "РЖД". Переход впоследствии права собственности на дом к иному акционерному обществу - ответчику по настоящему делу, правовой режим объекта недвижимости не меняет.
С учетом вышеизложенного, решение суда нельзя признать законным, поскольку оно принято с нарушением норм материального права, данное решение подлежит отмене с принятием судебной коллегией нового решения, которым в удовлетворении исковых требований Г. С.А. необходимо отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 26 апреля 2012 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Г. С.А. о признании права собственности в порядке бесплатной приватизации квартиры ?, состоящей из одной жилой комнаты площадью ? кв.м. - отказать.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.