Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Гусевой Н.А.,
судей Андреева С.В., Зиновьевой Г.Н.
при секретаре Рец А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области Ивановой С.В. на решение Свердловского районного суда города Костромы от 03 мая 2012 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора города Костромы в интересах Чекина В.Б., на администрацию Костромской области возложена обязанность предоставить Чекину В.Б. вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории города Костромы.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой Г.Н. выслушав объяснения представителя администрации Костромской области Морозовой С.В., прокурора Хрящевой Е.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Костромы, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Чекина В.Б., обратился в суд с иском к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой города Костромы проверки соблюдения законодательства по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявлен Чекин В.Б., ДД.ММ.ГГГГ рождения, который не имеет закрепленного жилого помещения. Проверкой установлено, что Чекин В.Б. в ДД.ММ.ГГГГ вместе с двумя сестрами и братом был помещен своей матерью в "......" г. Костромы в связи с тяжелым материальным положением. Решением "......" от ДД.ММ.ГГГГ отец Ч.Б.Л. лишен родительских прав в отношении 4 детей, в том числе и Чекина В.Б., мать - Ч.Е.М.. решением "......" ДД.ММ.ГГГГ признана безвестно отсутствующей. Таким образом, Чекин В.Б. ДД.ММ.ГГГГ приобрел социальный статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Постановлением администрации города Костромы от ДД.ММ.ГГГГ N Чекин В.Б. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий воспитанников детских домов. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Чекин В.Б. находился в "........" Костромской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в "........"" г. Костромы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в "........" Согласно данным Управления Федеральной регистрационной службы по Костромской области объектов недвижимости за Чекиным В.Б. на территории Костромской области не зарегистрировано. Ссылаясь на нормы ст. 4, 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 3 ст. 49, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области", подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закон Костромской области от 25.12.2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма", указал, что Чекин В.Б. с ДД.ММ.ГГГГ имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, жилого помещения в собственности и права пользования жилым помещением по договору социального найма не имеет, признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения, соответственно, приобрел право на получение жилого помещения из жилищного фонда субъекта Российской Федерации, однако это право до настоящего времени не реализовано.
В процессе рассмотрения дела прокурор заявленные требования уточнил, просил обязать субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области предоставить Чекину В.Б., ДД.ММ.ГГГГ рождения, вне очереди на основании договора социального найма изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории города Костромы.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация города Костромы.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области по доверенности Иванова С.В. просит решение суда отменить и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что Чекин В.Б. проживает на территории г. Костромы в жилом помещении на основании устного краткосрочного договора коммерческого найма, постоянного места работы на территории г. Костромы не имеет, зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес" однако по данному адресу никогда не проживал. Таким образом, город Кострома местом жительства Чекина В.Б. не является. Указывает, что Чекин В.Б. приобрел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, в ДД.ММ.ГГГГ, выявлен был на территории г. "......" Костромской области. Следовательно, жилое помещение на территории г. Костромы ему не может быть предоставлено, поскольку г. Кострома не является ни местом его жительства, ни местом его выявления. Ссылается на то, что в Законе Костромской области от 25.12.2006 г. N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма", в Законе Костромской области от 19.12.2005 г. N 438-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" предусмотрено, что жилые помещения из жилищного фонда предоставляются указанной категории лиц лишь при наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. Однако таких помещений в настоящее время на территории г. Костромы не имеется, приобрести указанные помещения не представляется возможным. Обращает внимание, что постановлением администрации города Костромы от ДД.ММ.ГГГГ г. N N "О принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" Чекин В.Б. включен в список воспитанников детских домов за N, однако категория "воспитанники детских домов" не совпадает с установленной Федеральным законом N 159 -ФЗ категорией "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", поскольку к воспитанникам детских домов относятся и другие дети, не признанные оставшимися без попечения родителей. При этом улучшение жилищных условий также не тождественно понятию "предоставление жилого помещения лицу, не имеющему закрепленного жилья". Полагает, что при таких условиях факт постановки Чекина В.Б. на учет администрацией г. Костромы в определенную очередь без указания категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" правового значения по данному делу не имеет.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации Костромской области по доверенности Морозова С.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Прокурор Хрящева Е.Ю. полагала апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Представители третьих лиц департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента финансов Костромской области, департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области и администрации города Костромы в заседание суда апелляционной инстанции не явились, что не препятствует рассмотрению дела, поскольку о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что Чекин В.Б. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, окончил образовательное учреждение, закрепленного жилого помещения не имеет, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, поэтому должен быть обеспечен жилым помещением во внеочередном порядке. При этом жилое помещение должно быть предоставлено на территории города Костромы, обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Данные выводы судом мотивированы, соответствуют требованиям закона, оснований для признания их неправильными не имеется.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указано, что предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 8 вышеназванного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В ч. 1 ст. 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25.12.2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи.
Порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма определен ст. 5 вышеуказанного Закона Костромской области от 25.12.2006 года N 98-4-ЗКО. В частности, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Костромской области, предоставляемые по договорам социального найма, учитываются в составе казны Костромской области (часть 1).
Жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области по представлению уполномоченного органа (часть 4).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Костромской области осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения истцу на администрацию Костромской области.
Как следует из положений ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ч. 1 ст. 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области", обеспечение вышеуказанных лиц жилой площадью осуществляется по месту их жительства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что город Кострома местом жительства Чекина В.Б. не является, судебная коллегия находит несостоятельными.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из материалов дела видно, что Чекин В.Б. с ДД.ММ.ГГГГ проживает в городе Костроме, регистрации по месту жительства не имеет, до ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес" фактически проживает в съемной квартире по адресу: "адрес"
Таким образом, местом жительства Чекина В.Б. является город Кострома.
Довод жалобы о том, что жилое помещение может быть предоставлено лишь при наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области, не основан на нормах федерального законодательства; право истца на предоставление жилого помещение не может быть поставлено в зависимость от наличия свободного жилья.
Иные доводы жалобы также не содержат оснований, влекущих отмену судебного решения.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем судебная коллегия полагает необходимым исключить из мотивировочной части решения абзац 1 сверху на странице 5, поскольку он содержит ссылку на недействующую правовую норму, ранее содержавшуюся в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Также должны быть исключены из мотивировочной части решения как не имеющие отношения к рассматриваемой ситуации суждения суда о том, что к юридическим фактам, являющимся основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения у детей, оставшихся без попечения родителей, относится прекращение опеки (попечительства) над такими детьми, содержащиеся в последнем абзаце на странице 6, заканчивающимся на странице 7, а также суждения суда о том, утрачивается ли у истца право на предоставление жилья по договору социального найма в случае получения им жилого помещения в порядке наследования, содержащиеся в абзаце 2 сверху на странице 10.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 03 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Ивановой С.В. - без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части решения абзац 1 сверху на странице 5, последний абзац на странице 6, заканчивающийся на странице 7, абзац 2 сверху на странице 10.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.