Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего С.В. Андреева,
судей С.Б. Лукьяновой, Е.А. Муравьевой,
при секретаре Ю.С. Лбовой,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области Ивановой Светланы Владимировны на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 21 мая 2012 г., которым исковые требования прокурора г. Костромы к администрации Костромской области удовлетворены, субъект Российской Федерации Костромская область в лице администрации Костромской области обязана предоставить Маряничеву Ивану Геннадьевичу, 28.02.1989 года рождения, вне очереди на основании договора социального найма изолированное жилое помещение, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Костромы.
Заслушав доклад судьи С.В.Андреева, объяснения представителя администрации Костромской области С.В. Морозовой, прокурора Е.Ю.Хрящевой судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Костромы обратившись в суд с иском к администрации Костромской области в интересах И.Г. Маряничева просил обязать ответчика предоставить И.Г. Маряничеву вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории г. Костромы. В обоснование требований указал, что прокуратурой г. Костромы проведена проверка соблюдения законодательства по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой выявлен И.Г. Маряничев, 28.02.1989 г.р., не имеющий закрепленного жилого помещения. В 1993 г. И.Г. Марьяничев был усыновлен. Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 20.12.2001 г. усыновление в отношении И.Г. Маряничева отменено. Постановлением администрации г. Костромы от 29.01.2002 г. N 277 И.Г. Маряничев был направлен в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с данным постановлением решено предоставить И.Г. Маряничеву жилое помещение по достижению совершеннолетия. С 2006 г. по 30.06.2008 г. И.Г. Маряничев обучался в "данные изъяты"" "адрес". С 16.01.2008 г. по 15.03.2011 г. отбывал наказание в ФБУ ИК-2 УФСИН России по Костромской области. Согласно информации, предоставленной УФРС по Костромской области, объектов недвижимости за И.Г. Маряничевым на территории Костромской области не зарегистрировано. Ссылаясь на п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ" от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ, абз. 2 п.1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, п.3 ст. 49, п. 10 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 49 ЖК РФ указывает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм является расходным обязательством Костромской области и может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ". Также в обосновании требований ссылается на ч.1,4 ст. 6, ст. 5 Закона Костромской области "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области" N 348-ЗКО от 19.12.2005 г.
В ходе судебного разбирательства прокурор г. Костромы уточнил исковые требования и просил обязать субъект Российской Федерации - Костромскую область, в лице администрации Костромской области, предоставить И.Г. Маряничеву, 28.02.1989 года рождения, вне очереди на основании договора социального найма изолированное жилое помещение, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Костромы.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: администрация г. Костромы, департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области С.В. Иванова просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурору г. Костромы отказать. Не согласна с выводом суда о том, что И.Г. Маряничев приобрел статус сироты после того, как усыновившая его ФИО14 умерла в ДД.ММ.ГГГГ г., а усыновление, произведенное ФИО15 в ДД.ММ.ГГГГ г. было отменено. Постановлением администрации Димитровского района г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 и ФИО14 произвели усыновление Макарьева Ивана. Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 20.12.2001 г. отменено усыновление Макарьева Ивана, произведенное ФИО15. На основании указанного решения восстановлена актовая запись о рождении, согласно которой матерью И.Г. Маряничева является ФИО14, а отцом ФИО16. Сведений о лишении родительских прав ФИО16 в отношении И.Г. Маряничева не имеется. Не имеется также сведений о смерти ФИО16, признании его безвестно отсутствующим, недееспособным, находящимся в лечебных учреждениях, объявлении его умершим, отбывающим им наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождении его в местах содержания под стражей. Не представлено суду сведений о том, что ФИО16 уклонялся от воспитания сына или от защиты его прав и интересов, отказывался забрать его из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения. Таким образом, у И.Г. Маряничева в возрасте до 18 лет имелся отец ФИО16. Оснований для предоставления ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из жилищного фонда Костромской области не имеется. иобрел статус сироты после того, как усыновившая его А. которым в удовлетворении исепартамент имущественных и земел
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель администрации Костромской области С.В. Морозова поддержала доводы апелляционной жалобы.
Прокурор Е.Ю. Хрящева полагала, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Проверив материалы дела, исследовав материалы гражданского дела 2-6175, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
Разрешая возникший спор, суд пришел к выводам о том, что И.Г. Маряничев относится к лицам из числа детей-сирот, статус сироты приобрел в г. Костроме, закрепленного жилого помещения не имеет, потому должен быть обеспечен жильем на территории г. Костромы во внеочередном порядке, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Данные выводы судом мотивированы, основаны на материалах дела и соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" определено абзацем 3 ст.1 указанного Федерального закона, как "лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке".
Согласно абзацу 4 ст.1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С доводами апелляционной жалобы о том, что И.Г. Марьяничев не относится к числу лиц, имеющих статус лиц из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, согласиться нельзя.
По делу видно, что постановлением администрации Димитровского района г. Костромы N221 от 28.04.1993г. (гражданское дело 2-6175 л.д.7) ФИО2 и ФИО21 разрешено усыновление несовершеннолетнего ФИО22 с присвоением ему фамилии Марьяничев, имени Иван, отчества Геннадьевич, переменой даты рождения на ДД.ММ.ГГГГ, места рождения на "адрес", предписано записать усыновителей в книге актов гражданского состояния о рождении в качестве родителей усыновляемого.
Вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г. Костромы от 20 декабря 2001г. отменено усыновление ФИО3, произведенное ФИО2. За усыновленным сохранены присвоенные при усыновлении фамилия, имя, отчество и дата рождения. И.Г. Марьяничев передан органам опеки и попечительства г. Костромы. При этом решением суда установлено, что ФИО19 умерла ДД.ММ.ГГГГ
Наличие у И.Г. Марьяничева биологических родителей, само по себе правового значения для определения его статуса не имеет.
Частью 2 ст. 137 СК РФ установлено, что усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам).
Аналогичные положения были закреплены в ч.2 ст. 108 КоБС РСФСР.
В соответствии со ст. 143 СК РФ при отмене судом усыновления ребенка взаимные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей (родственников усыновителей) прекращаются и восстанавливаются взаимные права и обязанности ребенка и его родителей (его родственников), если этого требуют интересы ребенка (часть 1). При отмене усыновления ребенок по решению суда передается родителям. При отсутствии родителей, а также если передача ребенка родителям противоречит его интересам, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства (часть 2).
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 20 декабря 2001г. взаимные права и обязанности И.Г. Марьяничева с биологическими родителями, в том числе с ФИО16, отцовство которого было установлено до усыновления, восстановлены не были, ребенок родителям не передан, а передан органу опеки и попечительства, при этом суд установил, что передача И.Г. Марьяничева родителям невозможна.
В постановлении администрации г. Костромы N277 от 29.01.2002 г., которым И.Г. Марьяничев направлен в госучреждение для детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, указано, что несовершеннолетний остался без попечения родителей (л.д.12).
Доказательств того, что после отмены усыновления И.Г. Марьяничев находился на попечении родителей, не имеется.
Довод апелляционной жалобы относительно отсутствия оснований для предоставления И.Г. Марьяничеву жилого помещения из жилищного фонда Костромской нельзя признать обоснованным. иобрел статус сироты после того, как усыновившая его А. которым в удовлетворении исепартамент имущественных и земел
В соответствии с пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также закреплено, что предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 8 этого же закона определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи.
Статьей 5 названного Закона Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО определен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма, в частности, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Костромской области, предоставляемые по договорам социального найма, учитываются в составе казны Костромской области (часть 1), предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области по представлению уполномоченного органа (часть 4).
Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Костромской области возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
С учетом этого суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения И.Г. Марьяничеву на субъект Российской Федерации Костромскую область в лице администрации Костромской области.
Не основанным на законе являются доводы и о том, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения лежит на органах местного самоуправления ввиду отсутствия в жилищном фонде Костромской области свободных жилых помещений.
Частью 4 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" предусмотрено, что приобретение жилых помещений для категорий граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок финансирования расходов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области утвержден постановлением администрации Костромской области от 1 сентября 2008 года N 290-а.
Это свидетельствует о том, что законодательством Костромской области урегулированы вопросы приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем право И.Г.Марьяничева на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наличия свободного жилья.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 21 мая 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Ивановой Светланы Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.