Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Лукьяновой С.Б., Андреева С.В.,
при секретаре Лбовой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Макарьевского района Костромской области на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 22 июня 2012 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Макарьевского района Костромской области в интересах Янковой С.А. к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Лукьяновой С.Б., выслушав объяснения прокурора Рыловой Т.В., представителя администрации Костромской области Поройковой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Макарьевского района Костромской области, действуя в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с иском в интересах Янковой С.А. к администрации Костромской области об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Требования мотивировал тем, что Янкова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, её мать Е.. умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце Янковой С.А. - А. в актовую запись были внесены по указанию матери. На основании постановления главы самоуправления Макарьевского района N 46 от 26.12.2005 года Янкова С.А. направлена в "Учреждение" в соответствии с постановлением главы Макарьевского муниципального района N36 от 13.02.2006 года направлена в детское государственное учреждение ГОУ " "Учреждение 2"". Постановлением главы самоуправления Макарьевского района N 395 от 09.11.2005 г. за Янковой С.А. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", которое отменено 18.06.2010 г. в связи с тем, что закрепленное за Янковой С.А. жилое помещение является собственностью СПК " ...". С 1 сентября 2008 года по 30 июня 2010 года Янкова С.А. обучалась в Профессиональное училище Профессиональное училище и проживала в общежитии. С 1 сентября 2010 года и по настоящее время продолжает обучение в ГОУ НПО " Профессиональное училище", получая второе начальное профессиональное образование.
Приказом начальника межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N4 от 23.11.2010 г. N 196-О Янкова С.А. включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Янкова С.А. с 06.08.1998 года зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес", где и проживала с матерью и отчимом Коныгиным А.Н. до ее направления в учреждение для детей-сирот. В настоящее время зарегистрирована по месту пребывания в общежитии училища по адресу: "адрес" на период с 05.10.2010 г. по 30.06.2013 г., проживает на съемной квартире.
Указал, что согласно п.п.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенция из федерального бюджета).
Полагает, что в соответствии со ст.ст.4,5,8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области" и ч.3 49, п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, Закона Костромской области от 25 декабря 2006 года N98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" Янкова С.А., обладающая статусом лица, оставшегося без попечения родителей, должна быть обеспечена жилым помещением на территории Костромской области по месту фактического проживания на основании решения администрации Костромской области. Поскольку Янкова С.А. в 2010 году закончила обучение в ГОУ НПО Профессиональное училище, то с этого момента приобрела право на получение жилого помещения, однако это право ею не реализовано.
В процессе рассмотрения дела прокурор исковые требования неоднократно уточнял, в окончательном варианте просил суд обязать субъект Российской Федерации - Костромскую область, в лице Администрации Костромской области предоставить Янковой С.А., вне очереди на основании договора социального найма изолированное жилое помещение, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное па территории Макарьевского муниципального района Костромской области.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурор Макарьевского района А.Г. Кучин просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом не правильно применены нормы материального права. Полагает, что вывод суда о том, что у Янковой С.А. имеется закрепленное жилое помещение является несостоятельным. Янкова С.А. зарегистрирована по адресу: "адрес" с 06 августа 1998 г., данное жилое помещение было предоставлено отчиму Янковой С.А. К.., по указанному адресу Янкова С.А. не проживает с 2005 года, каких-либо доказательств того, что за Янковой С.А. сохранилось право пользования жилым помещением не имеется. Обращает внимание, что вывод суда о том, что непригодность жилого помещения не является основанием для предоставления Янковой С.А. другого жилого помещения по п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ как имеющей статус ребенка сироты, является незаконным и необоснованным. Из содержания 1 и 2 ст. 15, ст.51 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны быть обеспечены вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, если они не имеют закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, если их проживание в закрепленном за ними ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным, в том числе по причине несоответствия данного жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, это является основанием для признания их нуждающимися в жилых помещениях, что в свою очередь возлагает обязанность на администрацию Костромской области предоставить данному гражданину жилое помещение.
В судебное заседание был представлен акт обследования технического состояния дома, где ранее проживала Янкова С.А., согласно которому дом находится в неудовлетворительном состоянии и заявлено ходатайство об отложении судебного заседания с целью приобщения к материалам дела заключения о признании данного жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу, поскольку обследование не было закончено, однако ходатайство было судом отклонено по причине того, что сам факт признания жилого помещения непригодным для проживания не имеет юридического значения для данного дела, т.к. в случае установления данного обстоятельства истец вправе претендовать на получение жилого помещения по иному основанию, т.е. по п. 1ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Согласно акту обследования помещения и заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания от 19.07.2012 года жилой дом непригоден для проживания, является ветхим, аварийным и подлежит сносу.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель администрации Костромской области Поройкова С.В., директор департамента финансов Костромской Баланин И.В. с доводами жалобы не согласны, полагают решение суда законным и обоснованным.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Рылова Т.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель ответчика администрации Костромской области Поройкова С.В. считает решение суда законным и обоснованным.
Янкова С.А., представители третьих лиц: департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области, департамента финансов Костромской области, администрация Макарьевского района Костромской области в суд не явились, что не препятствует рассмотрению дела, поскольку о времени и месте судебного заседания они извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд сходил из того, что Янкова С.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, но поскольку у нее имеется закрепленное жилое помещение, оснований для предоставления ей другого жилого помещения в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ как лицу из числа детей - сирот, не имеется.
Однако указанный вывод суда основан на неправильном толковании и применении норм материального права.
Как видно из материалов дела, Янкова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Янковой С.А.- Е. умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце Янковой С.А. внесены в актовую запись по указанию матери.
На основании постановления главы самоуправления Макарьевского района N 46 от 26.12.2005 года Янкова С.А. направлена в МУ " "Учреждение"", в соответствии с постановлением главы Макарьевского муниципального района N36 от 13.02.2006 года направлена в детское государственное учреждение ГОУ " "Учреждение 2"".
Янкова С.А. после окончания пребывания в муниципальном учреждении " "Учреждение"" с 1 сентября 2008 года по 30 июня 2010 года обучалась в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования " Профессиональное училище и проживала в общежитии указанного учебного заведения, с 1 сентября 2010 года и по настоящее время продолжает обучение в ГОУ НПО " Профессиональное училище", получает второе начальное профессиональное образование.
На момент смерти матери и до направления Янковой С.А. в муниципальное учреждение " "Учреждение"", она проживала с матерью по адресу: "адрес" которое постановлением главы самоуправления Макарьевского района N 395 от 09.11.2005 г. было закреплено за Янковой С.А., поскольку она была в нем зарегистрирована.
Данное постановление признано утратившим силу постановлением главы Макарьевского муниципального района N200 от 18 июня 2010 года.
Приказом N196-О межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N4 Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 23 ноября 2010 года Янкова С.А. включена в списки детей - сирот и детей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма, как не имеющая закрепленного жилого помещения.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи.
Статьей 5 Закона Костромской области от 25 декабря 2006г. N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" определен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Костромской области, предоставляемые по договорам социального найма, учитываются в составе казны Костромской области (часть 1), жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области по представлению уполномоченного органа (часть 4).
Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Костромской области возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Делая вывод о наличии у Янковой С.А. закрепленного жилья, суд исходил из того, что Янкова С.А. вселилась в жилое помещение, расположенное по адресу "адрес" вместе с матерью, до её смерти проживала вместе с отчимом, матерью и остальными членами семьи, в связи с чем приобрела право пользования данным жилым помещением, зарегистрирована по месту жительства с 06.08.1998 г., с регистрационного учета не снята, указанное право за ней сохранилось, никто не препятствует ей проживать в данном жилом помещении, отмена органом местного самоуправления акта о закреплении жилья за несовершеннолетней правового значения не имеет, поскольку действия органа местного самоуправления не влекут за собой прекращение ее права пользования жилым помещением.
Однако с такими выводами согласиться нельзя.
Как усматривается из лицевого счета на домовладение по адресу: "адрес" собственником жилого помещения указан СПК " ...", лицевой счет открыт на имя К. как члена хозяйства, кроме него в жилом помещении зарегистрированы его дети: Т. ... года рождения, М. ... года рождения, Д ... года рождения. Ранее помимо указанных граждан, в домовладении имели регистрацию Е. выбывшая из хозяйства в связи со смертью и ее дочь Янкова С.А., выбывшая в детский дом в 2006 году (л.д.64).
По делу видно, что жилое помещение по указанному адресу предоставлялось К. как члену совхоза в связи с трудовыми отношениями, Янкова С.А., будучи малолетним ребенком, была вселена в указанное жилое помещение совместно с матерью Е.., вступившей в брак с К. и проживала в нем до её смерти, в родственных отношениях с К. никогда не состояла, в связи с чем К., не считая Янкову С.А. членом своей семьи, после смерти её матери поместил несовершеннолетнюю в детский дом. В настоящее время и на момент окончания Янковой С.А. учебного заведения, К. также не считает Янкову С.А. членом своей семьи, что подтверждает его объяснение, имеющееся в материалах дела.
Поскольку Янкова С.А. после смерти матери перестала быть членом семьи К., а право пользования жилым помещением у нее было производно от права пользования этим жилым помещением её матерью, вывод суда о сохранении за Янковой С.А. права пользования жилым помещением не основан на законе и противоречит установленным по делу обстоятельствам.
В связи с изложенным нельзя согласиться и с выводом суда о наличии у Янковой С.А. закрепленного жилого помещения.
По делу видно, что постановлением главы самоуправления Макарьевского района N 395 от 09.11.2005 г. за Янковой С.А. было закреплено жилое помещение по адресу "адрес" поскольку на момент направления в детское учреждение она была в нем зарегистрирована.
Данное постановление признано утратившим силу постановлением главы Макарьевского муниципального района N200 от 18 июня 2010 года.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что указанное постановление было кем- либо оспорено или признано незаконным в установленном порядке.
Следовательно, Янкова С.А. не может быть признана обеспеченной жильем, поскольку закрепленного жилья не имеет.
По сведениям, имеющимся в материалах дела, иного недвижимого имущества в собственности Янковой С.А. не имеется, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что в данном случае истица не реализовала свое право на получение жилого помещения в порядке реализации мер социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Мать Янковой С.А. - Е. ранее была зарегистрирована на жилой площади матери в ведомственном общежитии по адресу: "адрес" сентября 1994 года (выбыла в Макарьевский район), собственного жилья на территории Адищевского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области не имела.
В силу ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
С учетом изложенного решение по настоящему делу нельзя признать законным и обоснованным.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора установлены, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования, заявленные прокурором в интересах Янковой С.А.
Как указывалось выше, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Костромской области возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем, судебная коллегия полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцу должна быть возложена на заявленного ответчика - администрацию Костромской области.
Следует обязать администрацию Костромской области предоставить Янковой С.А., вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Поскольку местом жительства Янковой С.А. является Макарьевский район Костромской области жилое помещение ей должно быть предоставлено на территории Макарьевского муниципального района Костромской области.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 22 июня 2012 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Макарьевского района Костромской области удовлетворить.
Обязать администрацию Костромской области предоставить Янковой С.А. из жилищного фонда Костромской области жилое помещение по договору социального найма изолированное, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления на территории Макарьевского муниципального района Костромской области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.