Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Гусевой Н.А.,
судей Лукьяновой С.Б., Зиновьевой О.Н.
при секретаре Рец А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области Ивановой С.В. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 18 июня 2012 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора города Костромы, заявленного в интересах Злобина В.А., администрация Костромской области обязана предоставить Злобину В.А. вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на территории города Костромы.
Заслушав доклад судьи Лукьяновой С.Б., выслушав объяснения представителя администрации Костромской области Поройковой С.В., прокурора Хрящевой Е.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Костромы обратился в суд с иском в интересах Злобина В.А. к администрации Костромской области о внеочередном предоставлении изолированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям на территории г. Костромы. Требования мотивированы тем, что Злобин В.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ г. воспитывался в "Учреждение 1", с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. учился в "Училище" с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. обучался в "Колледж", находился на полном государственном обеспечении. Его родители З.А.В. и З.А.А. лишены родительских прав решением Ленинского районного суда г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ поэтому с даты вынесения решения суда Злобин В.А. приобрел социальный статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Постановлением администрации города Костромы от 06 июня 1995 года N 1852 Злобин В.А. принят на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий воспитанников детских домов. Согласно информации, представленной УФРС по Костромской области объектов недвижимости за Злобиным В.А. на территории Костромской области не зарегистрировано. Считает, что на основании ст.2, 4, 5, абз.2 п.1 ст.8 ФЗ N159 от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п.п.24 п.2 ст. 26.3 ФЗ от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", п.10 ч.1 ст. 14, ч.3, 4 ст.49 ЖК РФ, ст.6 Закона Костромской области N 348-ЗКО от 19.12.2005 года "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области", ст.5 3акона Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений на территории Костромской области по договорам социального найма" Злобин В.А. приобрел право на внеочередное получение жилого помещения из жилищного фонда субъекта РФ, которое до настоящего времени не реализовано.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация г. Костромы.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Иванова С.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, из положений Закона Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений из жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма", Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" следует, что жилые помещения предоставляются при наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области, однако, таких помещений на территории города Костромы не имеется. Считает, что на основании 14, 15, п.1 ст.49, 57 ЖК РФ, п.6 ч.1 ст. 16 ФЗ от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" полномочия по предоставлению жилых помещений имеются лишь у органов местного самоуправления. Постановлением от 06 июня 1995 года N1852 администрация города Костромы взяла на себя обязательство по предоставлению жилого помещения Злобину В.А., постановлением администрации города Костромы от 07 мая 2008 года N756 Злобин В.А. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Указывает, что у Злобина В.А. имеется закрепленное жилое помещение адресу: "адрес", откуда его направили в детское образовательное учреждение, что отражено в постановлении администрации г. Костромы от 06 июня 1995 года N1852. Данное жилье указано как адрес проживания родителей, в 1994 года перешло в муниципальную собственность. Отсутствие регистрации по указанному адресу на момент лишения родителей истца родительских прав, не опровергает вывода о сохранении за ним права пользования указанным жилым помещением. Непринятие органом местного самоуправления акта о закреплении жилья за Злобиным В.А. правового значения не имеет, поскольку это не влечет прекращение права пользования жилым помещением на время его отсутствия в нем. Считает, что оснований для предоставления жилого помещения Злобину В.А. из жилищного фонда Костромской области не имеется.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации Костромской области Поройкова С.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, прокурор Хрящева Е.Ю. полагала решение суда законным и обоснованным.
Злобин В.А., представители администрации г. Костромы, департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области, департамента финансов Костромской области в суд не явились, что не препятствует рассмотрению дела, поскольку о времени и месте судебного заседания они извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд пришел к выводу о том, что Злобин В.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, а потому должен быть обеспечен жильем во внеочередном порядке, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Как видно из материалов дела, Злобин В.А. является лицом из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей. Его родители З.А.В. и З.А.А. решением Ленинского районного суда г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав.
Постановлением администрации города Костромы от ДД.ММ.ГГГГ N 1852 Злобин В.А. направлен в детское учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вопрос о предоставлении жилья Злобину В.А. предложено решить после окончания срока пребывания в детском учреждении либо по достижении совершеннолетия.
С ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. истец воспитывался в "Учреждение 1", с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. учился в "Училище" с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. проходил службу в рядах Российской Армии, ДД.ММ.ГГГГ года получил второе специальное образование в "Колледж"
На основании постановления администрации города Костромы от 07 мая 2008 года N 756 Злобин В.А. поставлен на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении в список очередности воспитанников детских домов.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи.
Статьей 5 Закона Костромской области от 25 декабря 2006г. N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" определен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Костромской области, предоставляемые по договорам социального найма, учитываются в составе казны Костромской области (часть 1), жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области по представлению уполномоченного органа (часть 4).
Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Костромской области возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем, суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения истцу на администрацию Костромской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что такая обязанность возложена на органы местного самоуправления, ошибочны, поскольку в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", данные органы соответствующими полномочиями в Костромской области не наделялись.
Ссылка в жалобе на то, что эта обязанность лежит на органах местного самоуправления ввиду отсутствия в жилищном фонде Костромской области свободных жилых помещений, также несостоятельна.
В силу части 4 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО приобретение жилых помещений для граждан той категории, к которой относится истица, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок финансирования расходов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области утвержден постановлением администрации Костромской области от 1 сентября 2008 года N 290-а.
Это свидетельствует о том, что законодательством Костромской области урегулированы вопросы приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому, как правильно указал суд, отсутствие свободных жилых помещений в жилищном фонде области не освобождает администрацию области от исполнения обязанности по предоставлению жилья истице и она (администрация) обязана предпринимать меры к приобретению жилого помещения.
Право истца на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наличия свободного жилья.
Делая вывод об отсутствии у Злобина В.А. закрепленного жилья, суд исходил из того, что Злобин В.А. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо на ином законом основании, в том числе на момент помещения его в детское учреждение, у него отсутствуют жилые помещения на праве собственности, по месту жительства регистрации не имеет.
Как установлено судом, на момент лишения родителей истца- З.А.В. и З.А.А. родительских прав и помещения его на полное государственное обеспечение в "Учреждение 1" истец с родителями проживал без регистрации в общежитии по адресу: "адрес" Указанное жилое помещение состояло на балансе " "Организация"", с 1999 года находится в муниципальной собственности
Из поквартирной карточки на жилое помещение следует, что в нем с 26 октября 1998 года зарегистрированы С.Н.А.., С.Г.П.., А.И.Е.., С.С.Н.., сведениями о регистрации по указанному адресу до 26 октября 1998 года МКУ г.Костромы "Центр регистрации граждан" не располагает.
Согласно постановлению администрации г.Костромы N 417 от 06 марта 2007 года "Об исключении жилого дома "адрес" из специализированного жилищного фонда со снятием статуса общежития" квартира N вошла в состав коммунальной квартиры N ком N, право собственности на комнаты в коммунальной квартире не зарегистрировано. По данным учета ГП "Костромаоблтехинвентаризация" по состоянию на 12 мая 2012 года в квартире "адрес" ком. N зарегистрированы Б.Е.Л.., Б.М.Е.., Ш.Е.А.., Г.Н.А.., П.О.К.
По делу также видно, что мать Злобина В.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной в г. Костроме не была, отец Злобина В.А. - З.А.А. с 31 июля 2009 года зарегистрирован и проживает в квартире как член семьи собственницы жилого помещения Н.А.Г. по адресу: "адрес".
При таких обстоятельствах факт отсутствия у Злобина В.А. закрепленного жилого помещения подтвержден материалами дела и не опровергнут ответчиком, а доводы апелляционной жалобы об обратном несостоятельны.
По сведениям, имеющимся в материалах дела, иного недвижимого имущества в собственности Злобина В.А. не имеется, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в данном случае истец не реализовал свое право на получение жилого помещения в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции, их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
В этой связи апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем из абзаца второго резолютивной части решения подлежат исключению слова "вне очереди", поскольку законодательством в области исполнительного производства исполнение решений о предоставлении жилья во внеочередном порядке не предусмотрено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 18 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Ивановой С.В. - без удовлетворения.
Исключить из абзаца второго резолютивной части решения слова "вне очереди".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.