Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Демьяновой Н.Н.,
судей Зиновьевой Г.Н., Ворониной М.В.,
при секретаре Лбовой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области - Ивановой С.В. - на решение Свердловского районного суда города Костромы от 12 мая 2012 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Костромского района Костромской области, действующего в интересах Соловьева А.А.. На администрацию Костромской области возложена обязанность по предоставлению Соловьеву А.А. вне очереди по договору социального найма изолированного, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, на территории "данные изъяты" сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области.
Заслушав доклад судьи Ворониной М.В., выслушав объяснения представителя администрации Костромской области Пахомова В.В., прокурора Рыловой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Костромского района Костромской области, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Соловьева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование требований указал, что мать Соловьева А.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а его отец - ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем до совершеннолетия Соловьев А.А. находился под опекой бабушки С.В.С. а также проживал и был зарегистрирован в принадлежащей ей на праве собственности квартире по адресу: "адрес". Каких-либо жилых помещений за ним закреплено не было. Жилых помещений на праве собственности или ином законном основании он не имеет. Соловьев А.А. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. С ДД.ММ.ГГГГ над Соловьевым А.А. прекращена опека. В 2010 году Соловьев А.А. окончил обучение в МОУ "данные изъяты" с этого момента приобрел право на получение жилого помещения из жилищного фонда субъекта РФ, которое до настоящего времени не реализовано. Полагал, что Соловьев А.А. как лицо из числа детей-сирот, в соответствии с нормами Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 3 ст. 49 ЖК РФ, Закона Костромской области "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" от 19.12.2005 года N 348-ЗКО должен быть обеспечен Администрацией Костромской области вне очереди на основании договора социального найма изолированным, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенным, отвечающим санитарным и техническим требованиям жилым помещением, на территории "данные изъяты" сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области и межрайонный комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Иванова С.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что согласно действующего законодательства к расходным полномочиям субъекта Российской Федерации относится обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при условии, что они не проходят обучение в федеральных образовательных учреждениях. Предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии указанным категориям граждан, обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Предоставление Соловьеву А.А. жилого помещения должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, поскольку на момент принятия судом искового заявления и рассмотрения дела он обучается в Университете находясь на полном государственном обеспечении, осуществляемом за счет средств федерального бюджета.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации Костромской области Пахомов В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Прокурор Рылова Т.В. полагала апелляционную жалобу необоснованной.
Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, что не препятствует рассмотрению дела, поскольку о времени и месте судебного заседания они извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции согласно ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, не находит оснований для его отмены.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Соловьев А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей-сирот.
Его родители умерли: мать Л.В.К. - ДД.ММ.ГГГГ, отец С.А.А. - ДД.ММ.ГГГГ
Опекуном над несовершеннолетним Соловьевым А.А. была назначена его бабушка С.В.С. с которой с ДД.ММ.ГГГГ он проживал и был зарегистрирован в квартире по адресу: "адрес".
Закрепленного жилого помещения Соловьев А.А. не имеет. Жилые помещения, принадлежащие ему на праве собственности, отсутствуют.
Постановлением главы Администрации "данные изъяты" сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области N от ДД.ММ.ГГГГ Соловьев А.А. поставлен на учет во внеочередной список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как ребенок-сирота.
С "данные изъяты" по "данные изъяты" год Соловьев А.А. обучался в МОУ "данные изъяты", окончил 11 классов.
В настоящее время является студентом 2 курса очного обучения "данные изъяты" факультета Университета.
Разрешая спорные правоотношения, суд пришел к выводу о том, что истец имеет право на внеочередное получение жилья как лицо из числа детей-сирот, однако данное право им не реализовано.
Указанный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Одновременно судом первой инстанции с учетом системного толкования правовых норм и установленных обстоятельств обоснованно не приняты во внимание доводы представителя администрации Костромской области как о ненадлежащем ответчике.
Так, согласно абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с п. 24 ч. 2 ст. 26.3 которого вопросы социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно части 1 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.
Таким образом, оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, на основании приведенных правовых норм суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставление Соловьеву А.А. жилого помещения по договору социального найма на территории "данные изъяты" сельского поселения Костромского муниципального района, является обязанностью администрации Костромской области как исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта РФ, поскольку финансирование данного вида льгот законодательно включено в число его расходных обязательств.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.
Доводы представителя администрации Костромской области Пахомова В.В. об отсутствии у прокурора полномочий на предъявление иска, поскольку Соловьев А.А. по состоянию здоровья, возрасту, мог сам обратиться в суд, не соответствуют закону.
Так, в силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Судебная коллегия считает, что судом верно определены юридически значимые обстоятельства по делу, представленным доказательствам дана соответствующая оценка, правильно применены нормы материального и процессуального права.
Таким образом, решение Свердловского районного суда г. Костромы от 12.05.2012 г. является законным и обоснованным, оснований для его отмены, по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 12 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Ивановой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.