Решение Курского областного суда
(Извлечение)
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 июня 2012 года Дело N 3-04/12 Курский областной суд в составе:
председательствующего Болдырева А.Б.,
при секретаре Пустоваловой Н.Н.,
с участием прокурора Борисовой Е.С., представителя заявителя Зименко М.И. - Зименко И.Н. и представителя Губернатора Курской области Жирова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зименко М.И. о признании недействующей в части Подпрограммы "Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Курской области" на 2011 - 2015 годы областной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Курской области от 18.02.2011г. N 65-па,
УСТАНОВИЛ:
Зименко М.И. обратился в суд с заявлением о признании недействующими положений Подпрограммы "Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Курской области" на 2011-2015 годы" областной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Курской области от 18.02.2011г. N 65-па, лишающих молодые семьи, члены которых зарегистрированы проживающими в разных муниципальных образованиях Курской области, права на участие в Подпрограмме, мотивируя тем, что оспариваемые положения противоречат действующему федеральному законодательству и нарушают право его семьи на улучшение жилищных условий путем участия в Подпрограмме.
В судебном заседании представитель заявителя - Зименко И.Н. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Губернатора Курской области Жиров Е.В. в судебном заседании заявленные требования не признал и пояснил, что оспариваемые заявителем положения не противоречат действующему федеральному законодательству, приняты в пределах компетенции Администрации Курской области и условие о необходимости членов молодой семьи быть зарегистрированными на территории одного муниципального образования введено с целью внести определенность в вопрос о том, какое конкретное муниципальное образование должно участвовать в софинансировании участия молодой семьи в Подпрограмме.
Заслушав объяснения представителя заявителя Зименко И.Н., представителя Губернатора Курской области Жирова Е.В. и заключение прокурора Борисовой Е.С., полагавшей необходимым заявление удовлетворить, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 48, 49 Закона Курской области от 02.10.2001г. N 67-ФЗ "Устав Курской области" Администрация Курской области является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти Курской области, возглавляется Губернатором Курской области, издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории области.
Областная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, составной частью которой является Подпрограмма "Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Курской области" на 2011 - 2015 годы, утверждена постановлением Администрации Курской области, подписанным Губернатором Курской области, от 18.02.2011г. N 65-па и официально опубликована в газете "Курская правда", N 21 от 03.03.2011г.
В соответствии с паспортом Подпрограммы целью Подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, проживающих на территории Курской области и признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; задачей, направленной на достижение поставленной цели, является обеспечение жильем молодых семей, проживающих на территории Курской области и признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; основными мероприятиями Подпрограммы являются: предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья молодым семьям, предоставление дополнительной социальной выплаты молодым семьям при рождении (усыновлении) каждого ребенка для погашения части кредита или займа либо компенсации затраченных собственных средств на приобретение или строительство индивидуального жилого дома.
В соответствии с разделом V Подпрограммыправо на участие в настоящей подпрограмме и на получение государственной поддержки имеют молодые семьи, отвечающие следующим условиям:
возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;
поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;
семья должна быть официально зарегистрирована в органах записи актов гражданского состояния;
все члены семьи должны быть гражданами Российской Федерации;
все члены семьи должны быть зарегистрированы по месту постоянного жительства на территории Курской области, в одном муниципальном образовании (абзац 41).
Таким образом, заявителем оспаривается абзац 41 раздела V Подпрограммы в части слов "в одном муниципальном образовании".
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Как установлено по делу, заявитель Зименко М.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, состоит в зарегистрированном браке с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. рождения, супруги Зименко имеют дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ. рождения. Семья заявителя фактически проживает в квартире N "адрес" Курской области в 1-м квартале, общей площадью "данные изъяты" кв.м., в которой также проживают родители заявителя и которая находится общей долевой собственности родственников заявителя и заявителя в размере по 1/5 доли. Однако в данной квартире по месту жительства зарегистрирован заявитель и его дочь, в связи с отсутствием согласия на такую регистрацию супруги заявителя других сособственников. Супруга заявителя зарегистрирована в жилом доме, принадлежащем ее отцу и расположенном в "адрес" Курской области, общей площадью "данные изъяты" кв.м., в котором фактически проживают 5 человек. Постановлением Администрации Клюквинского сельсовета Курского района Курской области от 03.04.2012г. N 42 заявитель признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и в составе своей семьи (супруга и дочь) принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Данные обстоятельства подтверждены: заявлением заявителя в суд, объяснениями его представителя Зименко И.Н., копией постановления Администрации Клюквинского сельсовета Курского района Курской области от 03.04.2012г. N 42, копией справки Администрации Удеревского сельсовета Черемисиновского района Курской области от 23.09.2011г. N 136, копией справки Управляющей компании Курского района Курской области от 15.11.2011г. N 459, копией заявления заявителя о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от 27.12.2011г., копией свидетельства о рождении I-ЖТ N 706524 от 24.02.2010г., копией свидетельства о заключении брака I-ЖТ N 633617 от 26.09.2009г., Актом обследования жилищных условий заявителя от 30.03.2012г.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемая правовая норма затрагивает право заявителя на участие его молодой семьи в Подпрограмме и соответственно на получение соответствующих социальных выплат, в связи с чем заявитель вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании данной нормы.
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются "Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования" (далее - "Правила"), приложением N 4 к подпрограмме являются "Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья" (далее - "Правила - приложение N 4").
Как следует подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В силу пунктов 2, 3 "Правил - приложение N 4" субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме на основе конкурсного отбора, условием участия субъекта Российской Федерации в котором является наличие региональной программы обеспечения молодых семей, предусматривающей предоставление социальных выплат молодым семьям в соответствии с условиями подпрограммы.
Следовательно, региональная программа субъекта Российской Федерации обеспечения молодых семей должна предусматривать предоставление соответствующих социальных выплат молодым семьям в соответствии с условиями, установленными федеральной подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей".
В целях названных выше "Правил" под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7).
Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 7 Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
Согласно пунктам 1, 2, 3 и 4 части 1, части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Таким образом, ни статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни указанные "Правила", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации, не предусматривают в качестве условия признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и участия молодой семьи в федеральной подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" регистрацию членов молодой семьи по месту постоянного жительства в одном муниципальном образовании.
Следовательно, оспариваемая заявителем норма вводит дополнительное требование предоставления молодым семьям социальных выплат в рамках реализации областной подпрограммы, не предусмотренное федеральным законодательством и ограничивающее право молодой семьи на получение таких выплат по сравнению с федеральным законодательством, и, следовательно, противоречит ему и нарушает права молодых семей, предоставленные им федеральным законодательством.
Кроме того, в соответствии со статьей 2, частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства являются жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; регистрация по месту пребывания и по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Следовательно, оспариваемая правовая норма, вводя в качестве необходимого условия для участия молодой семьи в Подпрограмме именно регистрацию по месту жительства членов семьи в одном муниципальном образовании, придает такой регистрации статус условия реализации права молодой семьи на участие в Подпрограмме и соответственно на получение соответствующих социальных выплат, т.е. права, предусмотренного федеральным законодательством, и - статус основания для ограничения указанного права. В связи с этим оспариваемая норма противоречит и указанному Закону Российской Федерации.
Доводы представителя Губернатора Курской области о том, что члены молодой семьи, проживающие раздельно, не признаются членами одной семьи в силу статей 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем не могут быть участниками Подпрограммы и потому оба супруга должны быть зарегистрированы в одном муниципальном образовании, не основаны на законе и обстоятельствах дела. Оспариваемой правовой нормой неправомерно предусмотрена именно регистрация по месту жительства членов молодой семьи в одном муниципальном образовании в качестве условия участия молодой семьи в Подпрограмме, а не совместное проживание супругов. Условия участия молодых семей в Подпрограмме определены в вышеуказанных "Правилах", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации, которые при определении понятия молодой семьи для ее участия в Подпрограмме не содержат ссылки на указанные нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующие иные правоотношения. Статья же 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, на которую ссылаются "Правила" для определения понятия "нуждаемости молодой семьи в улучшении жилищных условий" для ее участия в Подпрограмме, как указано выше, не предусматривает для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях условие регистрации членов семьи по одному адресу.
Доводы представителя Губернатора Курской области о том, что установление оспариваемой правовой нормой указанного условия вызвано необходимостью определения конкретного муниципального образования, которое должно участвовать в софинансировании участия молодой семьи в Подпрограмме, не могут быть приняты во внимание, поскольку определение такого конкретного муниципального образования не может осуществляться путем ограничения прав граждан, предоставленных им федеральным законодательством.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемые нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени; решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание; такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
В силу статьи 35 Закона Российской Федерации от 27.12.1991г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" редакция обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации.
В связи с изложенным оспариваемая правовая норма - абзац 41 раздела V Подпрограммы в части слов "в одном муниципальном образовании" подлежит признанию недействующей.
Учитывая, что данная правовая норма действовала и применялась, суд находит необходимым признать ее в указанной части недействующей со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с этим, поскольку заявителем при подаче заявления в суд уплачена государственная пошлина в сумме 200 руб. и заявление удовлетворяется, указанная сумма подлежит взысканию с Администрации Курской области в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Курский областной суд
РЕШИЛ:
Заявление Зименко М.И. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу абзац 41 раздела V Подпрограммы "Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Курской области" на 2011 - 2015 годы областной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Курской области от 18.02.2011г. N 65-па, в части слов "в одном муниципальном образовании".
Сообщение о частичном признании настоящим решением недействующими положений Подпрограммы "Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Курской области" на 2011 - 2015 годы областной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Курской области от 18.02.2011г. N 65-па, подлежит опубликованию в газете "Курская правда" в месячный срок со дня поступления копии вступившего в законную силу решения в редакцию газеты.
Взыскать с Администрации Курской области в пользу Зименко М.И. 200 (двести) рублей государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Курский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. с 22 июня 2012 года.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.