Судья Курского областного суда Переверзева И.Н., рассмотрев 16 августа 2012 года в открытом судебном заседании в Курском областном суде жалобу защитника Останковой Т.С. по доверенности Дятлова Э.В. на решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 25 июля 2012 года, вынесенное по жалобе Останковой Т.С. на постановление руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Курской области от 31 мая 2012 года по делу административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.31 Кодекса об административных правонарушениях в отношении
Останковой Т.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
территориального менеджера ООО " "данные изъяты"",
УСТАНОВИЛА:
Постановлением руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Курской области от 31 мая 2012 года NА территориальный менеджер ООО " "данные изъяты"" Останкова Т.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.31 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Курска от 25 июля 2012 г., рассмотревшим дело по жалобе защитника Останковой Т.С. по доверенности Дятлова Э.В., постановление N03-05/28-2012А от 31.05.2012 г. отменено, ввиду существенных нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, а дело возвращено на новое рассмотрение руководителю УФАС по Курской области.
В жалобе защитника Останковой Т.С. - Дятлова Э.В. ставится вопрос об отмене вышеуказанных постановления по делу об административном правонарушении и решения судьи районного суда, как незаконных и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника Останковой Т.С. Дятлова Э.В., нахожу решение судьи подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Исходя из положений ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
На основании ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Согласно ч.1 ст. 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с п.8 ст. 4, п.8 ч.1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами; запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.
В силу ч.1 ст. 37 ФЗ "О защите конкуренции" за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из оспариваемого постановления, Останковой Т.С. привлечена к ответственности по ч.1 ст. 14.31 КоАП РФ за то, что по результатам анализа состояния конкуренции на оптовом рынке нефтепродуктов ООО " "данные изъяты"" занимает доминирующее положение на оптовом рынке бензинов автомобильных и оптовом рынке дизельного топлива Курской области с долей более 50%. ООО " "данные изъяты"" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% по позиции "оптовая продажа нефтепродуктов". Общество является оптовым звеном рынка, закупая нефтепродукты у ОАО " "данные изъяты"" и продавая их других хозсубъектам оптом и в розницу с принадлежащих ему АЗС. Ряд хозяйствующих субъектов - оптовых покупателей нефтепродуктов, приобретающих нефтепродукты у ООО " "данные изъяты"" (ООО ТК " "данные изъяты"", ИП ФИО7, ООО " "данные изъяты"" и др.), в свою очередь, реализуют нефтепродукты в розницу с АЗС (собственных или арендованных). Таким образом, хозяйствующие субъекты, являясь покупателями ООО " "данные изъяты"" на оптовом рынке нефтепродуктов, выступают в качестве конкурентов ООО " "данные изъяты"" на розничном рынке реализации нефтепродуктов на территории Курской области. В нарушение положений ст.ст. 8,10 ФЗ "О защите конкуренции", запрещающих недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других лиц, создание дискриминационных условий, при которых хозяйствующие субъекты поставлены в неравное положение между собой, Общество в 2011 году заключало договоры на поставку нефтепродуктов на различных условиях, а также на условиях, при которых контрагентам (конкурентам), в частности ООО ТК " "данные изъяты"", навязывалось обязательное предоставление информации, имеющей большую коммерческую ценность (выписки из ЕГРЮЛ, документы на недвижимость, финансовая и налоговая отчетность, состав и доли учредителей, перечень и местонахождение АЗС, количество бензовозов, паспортные данные руководителя, динамика реализации нефтепродуктов). Получение такой информации дает Обществу конкурентное преимущество, т.к. позволяет оценивать рыночный потенциал конкурентов, а также оказывать влияние на рыночную ситуацию, в том числе путем манипулирования объемами оптового отпуска нефтепродуктов своим конкурентам на розничных рынках. Таким образом, действия ООО " "данные изъяты"", занимающего доминирующее положение на региональном оптовом рынке нефтепродуктов, по созданию дискриминационных условий оптовой реализации нефтепродуктов, являются нарушением п.8 ч.1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции". Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно должностной инструкции территориального менеджера, утвержденной генеральным директором ООО " "данные изъяты"" 27 сентября 2010 года, целью данной должности является организация процесса оптовой и розничной торговли, к прямым обязанностям Останковой Т.С. относятся распределение ресурсов нефтебаз, принятие решений по вопросам распределения нефтепродуктов по направлениям - розничный и оптовый канал. Ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей Останковой Т.С. повлекло создание ООО " "данные изъяты"" дискриминационных условий оптовой реализации нефтепродуктов для ООО ТК " "данные изъяты"". При этом у Останковой Т.С. имелась возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства, однако ею не был приняты все необходимые и достаточные для этого меры.
Отменяя указанное постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда исходил из того, что должностное лицо УФАС указывая на то обстоятельство, что Останковой Т.С., являясь должностным лицом - территориальным менеджером ООО " "данные изъяты"", в связи с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей допустила создание дискриминационных условий оптовой реализации нефтепродуктов для оптовых покупателей, в том числе и для ООО "ТК "данные изъяты"". Однако из содержания постановления и представленных материалов не следует, когда, каким образом и какие конкретно действия совершила заявитель как территориальный менеджер ООО " "данные изъяты"", которые повлекли за собой создание дискриминационных условий. При этом, как правильно указано в решении, в рамках производства по делу об административном правонарушении в нарушение требований ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ не выяснялось, когда и кем с начала 2011 года в ООО " "данные изъяты"" была установлена новая договорная практика в работе с контрагентами, являющимися конкурентами Общества на розничном рынке продажи нефтепродуктов, какое отношение к этой практике имеет Останковой Т.С., как территориальный менеджер Общества.
Указанные выводы судьи районного суда подтверждены исследованными в суде доказательствами, мотивированы в решении и соответствуют требованиям КоАП РФ.
Учитывая изложенное, решение судьи, которым постановление руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Курской области от 31 мая 2012 года N03-05/28-2012А по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.31 Кодекса об административных правонарушениях в отношении территориального менеджера ООО " "данные изъяты"" Останковой Т.С. отменено, а дело возвращено на новое рассмотрение руководителю УФАС по Курской области является законным и обоснованным.
Доводы жалобы защитника Дятлова Э.В. об отсутствии в действиях Останковой Т.С. состава административного правонарушения при установленных в суде существенных нарушениях процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, подлежат проверке при новом рассмотрении дела УФАС по Курской области.
Руководствуясь ст.ст.30.7- 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
Решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 25 июля 2012 года оставить без изменения, жалобу защитника Останковой Т.С. - Дятлова Э.В. - без удовлетворения.
Судья Курского областного суда И.Н. Переверзева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.