Апелляционное определение СК по гражданским делам Курского областного суда от 28 августа 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Журавлёва А.В.,
судей: Мухаметзяновой Н.И., Чупрыной С.Н.,
при секретаре: Прыгаевой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Пономаревой Н.В. к Управлению МВД России по Курской области о признании перерасчета пенсии незаконным, возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии,
поступившее по апелляционной жалобе истца Пономаревой Н.В. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 26 июня 2012 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пономарева Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению МВД России по Курской области, в котором просила признать незаконным перерасчёт пенсии, произведённый с 01.01.2012г., и обязать ответчика произвести перерасчёт пенсии из расчета денежного содержания: оклад по должности в размере "..." руб. ( "..." руб., увеличенный на 25%), оклад по специальному званию в размере "..." руб., процентная надбавка за выслугу лет в размере 45% денежного содержания, мотивируя свои требования тем, что в период с 20.10.1997г. по 15.04.2004г. проходила службу в федеральных органах налоговой полиции России, в том числе, с 01.07.2003г. в составе ликвидационной комиссии Управления ФСНП России по Курской области, на членов которой, в соответствии с шифртелеграммой ФСНП России N от ДД.ММ.ГГГГ, распространялось действие Положения о прохождении службы в федеральных органах налоговой полиции РФ. Приказом УФСНП России по Курской области N от ДД.ММ.ГГГГ уволена со службы по п. "е" ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции (по сокращению штатов) с общей выслугой "...". Пенсионное обеспечение осуществляется Управлением МВД России по Курской области. С ДД.ММ.ГГГГ ей произведён перерасчёт пенсии за выслугу лет, которая установлена в размере "...". Считает, что данный перерасчёт произведён с нарушением её пенсионных прав, поскольку ответчик произвёл перерасчёт пенсии без учёта повышения оклада на 25%, а также уменьшил надбавку за выслугу лет с 45% до 20%.
Судом постановлено вышеуказанное решение об отказе в иске.
В апелляционной жалобе истица просит решение суда отменить, как незаконное.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истицы Пономаревой Н.В., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения представителя ответчика УМВД России по Курской области Толубаевой Ю.В., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. "б" ч.1 ст. 11 закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции ФЗ от 08.11.2011г. N309-ФЗ) пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Часть 1 статьи 43 названного Закона предусматривает, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 данного Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
С 1 января 2012 года размеры окладов по типовым должностям и специальным званиям сотрудников органов внутренних дел установлены Постановлением Правительства РФ N 878 от 03.11.2011г. "Об установлении окладов месячного содержания сотрудников внутренних дел Российской Федерации".
В соответствии с п.5 данного Постановления, при пересмотре с 01.01.2012г. размеров пенсий гражданам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, Министру внутренних дел РФ предписано устанавливать размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью применительно к аналогичным должностям сотрудников органов внутренних дел РФ.
В силу ч. 8 ст. 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2011г. N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 01.01.2012г. в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. N4468-1, подлежат пересмотру с 01.01.2012г.
Судом установлено, что истица проходила службу в федеральных органах налоговой полиции РФ с 20.10.1997г. по 15.04.2004г., в том числе с 01.07.2003г. в составе ликвидационной комиссии Управления ФСНП России по Курской области.
Приказом ФСНП России по Курской области N от ДД.ММ.ГГГГ уволена со службы по п. "е" ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ (по сокращению штатов) в звании майора налоговой полиции. На момент увольнения занимала должность - начальник Экспертного отделения УФСНП России по Курской области.
Приказом председателя ликвидационной комиссии - начальника УФСНП России по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ N исключена из списков личного состава уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции с общей выслугой "...".
До 01.01.2012г. истица получала пенсию из расчета должностного оклада, увеличенного на 25%, оклада по званию, а также 45% надбавки за выслугу лет (при выслуге от 10 до 15 лет).
С 01.01.2012г. Управлением МВД России по Курской области произведён пересмотр получаемой истицей пенсии, в соответствии с которым её размер составил "...". и исчислен из должностного оклада, равного "..."., оклада по званию - "..."., надбавки за выслугу лет в размере 20% - "...".
Решением Комиссии МВД России по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России установлено, что занимаемая истицей на момент увольнения должность соответствует 24 тарифному разряду (протокол заседания Комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ).
Размеры окладов по должности и по специальному званию истицей не оспариваются.
Довод апелляционной жалобы о том, что при пересмотре пенсии с 01.01.2012г. необходимо учитывать вновь установленный должностной оклад ( "...".) с учетом 25% повышения, предусмотренного п. 13 Постановления Совета Министров - Правительства РФ "О денежном довольствии лиц начальствующего состава и об оплате труда работников, не имеющих специальных знаний, федеральных органов налоговой полиции" от 11.10.1993г. N1038 (утратившего силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ "Об изменении и признании утратившими силу некоторых Постановлений Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в российской Федерации" от 06.02.2004г. N 51), судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку возможность учета данного повышения при перерасчете пенсии с 01.01.2012г. не предусмотрена статьей 43 Закона РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 (в ред. ФЗ от 08.11.2011г. N 309-ФЗ).
Также судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что при пересмотре пенсии с 01.01.2012г. процент надбавки за выслугу лет необходимо было учитывать в размере 45%, ранее установленных истице при назначении пенсии, а не 20%, учтенных ответчиком при ее перерасчете.
Из части 9 статьи 12 ФЗ от 08.11.2011г. N 309-ФЗ следует, что при пересмотре с 01.01.2012г. указанных в ч. 8 данной статьи размеров пенсий, назначенных гражданам до 01.01.2012г. в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. N4468-1, в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона).
Согласно п. 6 ч. 7 ст. 2 Федерального Закона от 19.07.2011г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции от 08.11.2011г. N 309-ФЗ), надбавка при выслуге от 10 до 15 лет устанавливается в размере 20%.
В силу названных норм закона, суд правомерно отказал в удовлетворении требования истицы об учете данной надбавки при перерасчете пенсии в размере 45%, предусмотренной ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти ?" от 30.06.2002г. N 78-ФЗ (п. 6 ст. 1).
Поскольку судом установлено, что пенсия за выслугу лет назначена истице в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 и данное обстоятельство последней не оспаривается, судебная коллегия считает, что довод жалобы о необоснованном применении при пересмотре пенсии с 01.01.2012г. положений Федерального закона от 19.07.2011г. N247-ФЗ, регулирующего отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел РФ, к которым истица не относится, а также довод о необходимости применения Постановления Совета Министров - Правительства РФ "О денежном довольствии лиц начальствующего состава и об оплате труда работников, не имеющих специальный званий, федеральных органов налоговой полиции" от 11.10.1993г. N 1038 в части 25% повышения должностного оклада и Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти ?" от 30.06.2002г. N 78-ФЗ в части установления размера процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудников налоговой полиции при выслуге от 10 до 15 лет в размере 45%, основаны на неправильном толковании норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Учитывая, что в силу названных выше норм закона с 01.01.2012г. изменен порядок исчисления денежного довольствия как для назначения пенсии за выслугу лет, так и для ее пересмотра, в том числе лицам, уволенным из федеральных органов налоговой полиции, вывод суда о том, что при пересмотре пенсии истицы с 01.01.2012г. ответчиком правомерно были применены: должностной оклад в размере "..." руб., оклад по званию в размере "..." руб., процентная надбавка за выслугу лет - 20%, ограничивающий коэффициент - 54%, а также 50% этих сумм, является правильным.
В результате пересмотра пенсии истицы с 01.01.2012г. по нормам нового пенсионного законодательства ее размер составляет "...". Данный размер больше ранее получаемого - около "..."., что Пономарева Н.В. не оспаривает.
В связи с изложенным, а также с учётом положения п. 6 Постановления Правительства РФ "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел РФ" от 03.11.2011г. N 878, согласно которому в случае если размер пенсии, исчисленной с применением окладов, установленных в соответствии с настоящим постановлением, окажется ниже уровня пенсионного обеспечения, установленного гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел, и членам их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2012 г., указанный уровень пенсионного обеспечения таким гражданам сохраняется до приобретения права на пенсию в большем размере, довод апелляционной жалобы о том, что новое правовое регулирование направлено на пересмотр приобретенных пенсионных прав в сторону ухудшения, является несостоятельным, так как судом установлено, что размер пенсии Пономаревой Н.В., исчисленной с 01.01.2012г. по новому порядку, значительно больше ранее получаемого, потому судебная коллегия находит обоснованным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают и на законность постановленного судом решения не влияют. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона.
При рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 26 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истицы Пономаревой Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.