Судья Липецкого областного суда
Фомина Н.В.,
рассмотрев административное дело по жалобе лица, привлеченного к административной ответственности, Областного государственного бюджетного учреждения "Воловская станция по борьбе с болезнями животных" (ОГБУ "Воловская СББЖ" на постановление судьи Тербунского районного суда Липецкой области от 5 сентября 2012 г., предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении ОГБУ "Воловская СББЖ",
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Тербунского районного суда Липецкой области от 5 сентября 2012 г. ОГБУ "Воловская СББЖ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде приостановления деятельности ОГБУ "Воловская СББЖ" на срок 90 суток.
В жалобе ОГБУ "Воловская СББЖ" просит об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Выслушав законного представителя ОГБУ "Воловская СББЖ" - его начальника Рязанцева А.С., представителей учреждения Белкину И.Н., Васнева Р.В., Жукова И.В., поддержавших доводы жалобы и дополнений к ней, проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к данной норме, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах подлежит лицензированию в силу п. 19 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с п. 6. Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 317 грубым нарушением лицензионных требований является несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Так, согласно п. 5 Постановления лицензиат при осуществлении лицензируемой деятельности должен отвечать, в том числе следующим лицензионным требованиям:
а) наличие у лицензиата, выполняющего работы в соответствии с пунктами 1 - 5 приложения к настоящему Положению, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и материально-технического оснащения, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и отвечающих требованиям Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
б) наличие у лицензиата, выполняющего работы в соответствии с пунктами 6 - 9 приложения к настоящему Положению, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и материально-технического оснащения, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и отвечающих требованиям Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федерального закона "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности";
е) соблюдение лицензиатом, выполняющим работы в соответствии с пунктами 1 - 5 приложения к настоящему Положению, требований санитарных правил по обеспечению безопасности работ, проводимых с возбудителями инфекционных заболеваний человека и животных, в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
ж) соблюдение лицензиатом, выполняющим работы в соответствии с пунктами 6 - 9 приложения к настоящему Положению, требований санитарных правил по обеспечению безопасности работ, проводимых с генно-инженерно-модифицированными организмами III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемых в замкнутых системах, в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральным законом "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности".
При этом к грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера (п. 1ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Из материалов дела следует, что санитарно-эпидемиологическим заключением от 26 ноября 2010 г. удостоверено, что деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний II-IV групп патогенности в соответствии с приложением отдела лабораторной диагностики ОГУ "Воловская СББЖ" соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: СП 1.3.1285-03 "Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)", СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней" Дополнения и изменения к СП 1.3.2322-08 СП 1.3.2518-09 (л.д. 27-28).
7 декабря 2010 г. ОГБУ "Воловская СББЖ" предоставлена лицензия на срок до 7 декабря 2015 г. на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний / выполнение работ с микроорганизмами 2-4 групп патогенности, гельминтами 3-4 групп патогенности (л.д. 26).
По результатам проведенных в период с 6 по 23 августа 2012 г. в отношении ОГБУ "Воловская СББЖ" плановых мероприятий по надзору 23 августа 2012 г. заместителем начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Задонском, Воловском, Хлевенском, Тербунском районах составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В вину ОГБУ "Воловская СББЖ" вменяется грубое нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности с использованием микроорганизмов 2-4 групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней в отделе лабораторной диагностики ОГБУ "Воловская СББЖ" (фактический адрес: Липецкая обл., с. Волово, ул. Советская, д. 126), - невыполнение в полном объеме санитарно-гигиниенических и противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение распространения инфекционных заболеваний среди сотрудников лаборатории и среди населения района, что может послужить причиной возникновения угрозы жизни и здоровью персонала и населения, а также может привести к заражению объектов окружающей среды, а именно:
в наименование учреждения внесены изменения, которые не внесены в лицензию и санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, чем нарушены п. 2.1.1 СП 1.3.1285-03 "Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности), п.п. 2.1.1, 2.1.2 СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней", дополнения и изменения N1 к СП 1.3.2322-08 СП 1.3.2518-09;
не организован и не проводится производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований, не представлены результаты производственного и лабораторного контроля, а именно - смывов с объектов внешней среды и воздуха рабочих мест с ПБА 2-4 групп, и т.д., чем нарушены п. 1.5, п. 2.3 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", ст.ст. 11, 25, 26, 29, 32 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
не представлен разработанный в ОГБУ "Воловская СББЖ" документ, определяющий режим безопасной работы в конкретных условиях (при проведении серологических исследований, паразитологических исследований, ветеринарно-санитарной экспертизы), с учетом характера работ, свойств микроорганизма и продуктов его жизнедеятельности, который согласован с комиссией но контролю соблюдения требований биологической безопасности организации и утвержден руководителем, чем нарушен п. 2.1.7 СП 1.3.2518-09;
отсутствует холодное и горячее водоснабжение, канализация, отопление и вентиляция в автоклавной "заразной" зоны, чем нарушен п. 2.3.4 СП 1.3.2518-09;
шкаф для хранения простерилизованной стеклянной посуды (пробирок) открытый, не оборудован стеллажами. Простерилизованная стеклянная посуда хранится в шкафу навалом, отсутствует маркировка с указанием даты стерилизации. Отсутствует маркировка столов в комнате для паразитологических исследований, в помещении для проведения ВСЭ (указанное нарушение может привести к перекресту движения инфекционного и чистого материалов), чем нарушен п. 2.3.9 СП 1.3.2518-09;
внутренняя отделка помещений "заразной" зоны (автоклавной, серологической, боксированных помещений) не имеет гладкую поверхность, а именно: в автоклавной "заразной" зоны бетонный пол, стены (водоэмульсионная покраска), потолок (листы ДВП с масляной покраской) имеют щели. В серологической комнате и боксе стены на высоту 1,5 м имеют плиточное покрытие, затем до потолка слепы оклеены обоями с водоэмульсионной покраской
. Обои закреплены окрашенными деревянными рейками до потолка. Имеются значительные отслоения обоев от стен. Значительные дефекты имеются на полу, где не закреплены стыки линолеума, а из-за отсутствия на полу плинтуса имеются щели между полом и стенами размером до 2-З см (Указанное затрудняет воздействие моющих и дезинфицирующих средств при проведении текущей и генеральной дезинфекции), чем нарушен п. 2.3.11 СП 1.3.2518-09;
отсутствуют технический паспорт и рабочая инструкция по эксплуатации с учетом требований биологической безопасности используемых в работе лаборатории приборов: переносного бактерицидного облучателя (используется для обеззараживания воздуха и поверхностей в автоклавной "заразной" зоны), водяной бани (1987 г. выпуска), автоклава ВК-75 (в "заразной" зоне, 1978 г. выпуска), термостата ТС-80М2 (1987 г. выпуска), шкафа сушильного (1975 г. выпуска), шкафа вытяжного 1974 г. выпуска), центрифуг - 2 единицы (г. выпуска неизвестен), чем нарушен п. 2.3.15 СП 1.3.2518.-09;
часть лабораторного оборудования и мебели (стол в моечной, 2 центрифуги, водяная баня, стулья) не имеют гладкую, без шероховатостей покрытие, а именно: поверхность стола в серологической комнате, в моечной имеет трещины. В автоклавной "заразной" зоны используется стул из древесины и с мягким покрытием из ткани, шкаф из древесины с трещинами. Поверхность переносной бактерицидной лампы (используется для обеззараживания воздуха в автоклавной "заразной" зоны) коррозирована и со значительными следами ржавчины. На поверхности двух центрифуг, водяной бани имеются значительные следы ржавчины (указанное затрудняет воздействие моющих и дезинфицирующих средств при проведении текущей и генеральной дезинфекции), чем нарушены п.п. 2.3.17, 2.3.19 СП 1.3.2518-09;
помещение бокса для серологических исследований не оборудовано автономной системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, оснащенной фильтром тонкой очистки на выходе, проверяемым на защитную эффективность, чем нарушен п. 2.3.24 СП 1.3.2518-09. В помещении для исследований на гельминтозы не оборудован вытяжной шкаф, чем нарушен п. 2.3.31 СП 1.3.2518-09;
в ходе проверки выявлено нарушение требований биологической безопасности, а именно: в день проверки - 21 августа 2012 г. прием поступивших через передаточное окно 56 пробирок с кровью из ЗАО "Липецкмясо" осуществлялся на поддоне, на котором отсутствовала салфетка, смоченная дезинфицирующим раствором. Используемый поддон имел значительные дефекты поверхности в виде трещин и сколов эмалевого покрытия, что затрудняет проведение эффективной дезобработки поверхности, чем нарушен п. 2.3.31 СП 1.3.2518-09;
нарушаются меры предосторожности в ходе проведения приема и разборки доставленного материала (проб), а именно: пробы при приеме через передаточное окно помещаются на поднос, на котором отсутствует салфетка, смоченная дезинфицирующим раствором; при приеме через передаточное окно для защиты персонала отсутствуют маски и резиновые перчатки, чем нарушен п. 2.4.2 СП 1.3.2518-09;
эксплуатируемый бокс для серологических исследований не оснащен средствами аварийной сигнализации, а предбокс - средствами пожаротушения, чем нарушен п. 2.4.4 СП 1.3.2518-09;
в "заразной" зоне лаборатории в шкафу персонал лаборатории хранит личную верхнюю одежду, чем нарушены п.п. 2.4.23, 2.11.2 СП 1.3.2518-09;
для выполнения исследований в боксированном помещении (для серологических исследований ПБА 2-4 групп) проводится смена медицинского халата, однако в ходе проверки выявлено, что для смены отсутствует (не представлен) противочумный или хирургический халат, доходящий до нижней трети голени, отсутствуют (не представлены) спецобувь - тапочки и респираторы (маски), чем нарушен п. 2.11.3 СП 1.3.2518-09;
06.2012 г. истек срок годности таблетированного "жавель-солид" - дезинфицирующего раствора для текущей уборки помещений в "заразной" зоне и еженедельной генеральной уборки боксовых помещений. В день проверки рабочий дезинфицирующий раствор отсутствовал (не изготовлен), что не дало возможность удостовериться в названии применяемого инфицирующего раствора, его концентрации и дате приготовления. Журнал проведения генеральных уборок не представлен, что не дало возможности удостовериться в дате и времени генеральной уборки, наименовании применяемого дезинфицирующего раствора, его концентрации. В серологичском боксе на емкости с 1% раствором соляной кислоты для обработки использованных предметных стекол и пипеток отсутствует маркировка даты приготовления, срока годности, чем нарушен п. 2.12.13 СП 1.3.2518-09;
контроль работы автоклава "чистой" зоны регистрируется в специальном журнале только по показателю давления, контроль работы автоклава "чистой" зоны по термоиндикаторам не организован. Журнал контроля работы автоклава "заразной" зоны не представлен. Не организован бактериологический контроль работы автоклавов (стерилизаторов) в процессе их эксплуатации (должен быть плановый бакконтроль - 2 раза в год и при получении неудовлетворительных результатов контроля), чем нарушен п. 2.12.14 СП 1.3.2518-09;
в автоклавной "заразной" зоны для обеззараживания воздуха и поверхностей эксплуатируется переносная бактерицидная лампа, на которую отсутствует документация, не представлен журнал работы (эксплуатации) переносной бактерицидной лампы с указанием отработанных часов; поверхность переносной бактерицидной лампы коррозирована и со значительными следами ржавчины, чем нарушен п. 2.12.16 СП 1.3.2518-09;
уборочный инвентарь имеется только для "чистой" зоны, маркировка с указанием помещений и видов уборочных работ отсутствует. Уборочный инвентарь с маркировкой для "заразной" зоны отсутствует (представлен только веник), чем нарушен п. 2.12.17 СП 1.3.2518-09;
отсутствует (не представлен) план ликвидации аварии (на случай аварии, при которой создается реальная или потенциальная возможность выделения патогенного биологического агента в воздух производственной зоны, среду обитания человека и заражения персонала, в подразделениях, где ведут работы с ПБА), не представлена укомплектованная аварийная аптечка, не представлен план тренировочных занятий по ликвидации аварий, чем нарушен п. 3.1, п. 3.8 СП 1.3.2518-09.
Протокол об административном правонарушении от 23 августа 2012 г. составлен при участии начальника ОГБУ "Воловская СББЖ" Рязанцева А.С., который в занесенных в протокол объяснениях выявленные при проведении проверки нарушения Санитарных правил и ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не оспорил (л.д. 6).
Не оспорил выявленные нарушения Санитарных правил и Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и представлявший ОГБУ "Воловская СББЖ" в судебном заседании при рассмотрении дела об административном правонарушении ветеринарный врач Федянин А.Г., подтвердивший, что нарушения, действительно, являются грубыми нарушениями лицензионных требований, более того, просил судью применить к учреждению наказание не в виде административного штрафа, а в виде приостановления деятельности, полагая, что именно такой вид наказания будет способствовать скорейшему устранению нарушений. Представитель учреждения также подтвердил, что учреждение осуществляет деятельность, на право занятия которой ему выдана лицензия, выполняет работы с патогенными биологическими агентами III - IV групп (л.д. 2-3).
Таким образом, установлено и подтверждено материалами дела, в том числе актом проверки ТО Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Задонском, Воловском, Хлевенском, Тербунском районах от 23 августа 2012 г. N 114, что выявленные нарушения санитарных правил: СП 1.3.1285-03 "Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)", СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней" Дополнения и изменения к СП 1.3.2322-08 СП 1.3.2518-09 и Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" действительно имели место в отделе лабораторной диагностики ОГБУ "Воловская СББЖ", то есть являются доказанными; эти нарушения являются грубыми нарушениями лицензионных требований по смыслу п.п. 5, 6. Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 317, повлекшими за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде.
Поскольку лицензиатом ОГБУ "Воловская СББЖ" допущено нарушение лицензионных требований и условий, судья районного суда пришел к правильному выводу о виновности данного учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Вместе с тем, из протокола об административном правонарушении и акта проверки усматривается, что нарушения лицензионных требований обнаружены только в отделе лабораторной диагностики ОГБУ "Воловская СББЖ", который расположен в отдельно стоящем одноэтажном здании по фактическому адресу: Липецкая обл., с. Волово, ул. Советская, д. 126, который не совпадает с юридическим адресом ОГБУ "Воловская СББЖ": Липецкая обл., с. Волово, ул. Советская, д. 122, где расположены здание, в котором находится само учреждение, и боксы для служебного автотранспорта.
Поскольку в ОГБУ "Воловская СББЖ" помимо деятельности, требующей специального разрешения - лицензии, осуществляется иная деятельность, необходимо приостановить деятельность только отдела лабораторной диагностики ОГБУ "Воловская станция по борьбе с болезнями животных", расположенного по фактическому адресу: Липецкая область, с. Волово, ул. Советская, д. 126, внеся в соответствующей части изменения в постановление судьи Тербунского районного суда Липецкой области о назначении административного наказания.
Кроме того, учитывая, что ОГБУ "Воловская СББЖ" впервые привлекается к административной ответственности, и при пересмотре постановления представлен акт об устранении основной части нарушений лицензионных требований, суд считает возможным изменить постановление судьи и в части размера административного приостановления деятельности, снизив его до 30 суток
В силу ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ ОГБУ "Воловская СББЖ" не лишено права обратиться в Тербунский районный суд Липецкой области с ходатайством о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будут устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
В настоящее время менее строгий вид административного наказания, чем административное приостановление деятельности отдела лабораторной диагностики, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания юридического лица - ОГБУ "Воловская СББЖ", поскольку совершение им правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, возникновение эпидемии, эпизоотии, заражение (засорение) подкарантинных объектов карантинными объектами, причинение существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
Довод жалобы о том, что в отношении ОГБУ "Воловская СББЖ" протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, составлен не уполномоченным лицом, является несостоятельным.
В соответствии с ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством
Перечень должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом Роспотребнадзора от 9 февраля 2011 г. N 40.
Согласно этому Перечню составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе, предусмотренных ст. 19.20 КоАП РФ, уполномочены начальники территориальных отделов и их заместители, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты территориальных отделов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации.
Следовательно, заместитель начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Задонском, Воловском, Хлевенском, Тербунском районах Крынина Л.В. была правомочна на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, содержание и оформление протокола соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, и оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных сведений не имеется.
Довод в жалобе о том, что проверка в ОГБУ "Воловская СББЖ" проводилась без законных к тому оснований, нельзя признать состоятельным.
Как следует из материалов дела, проверка проводилась на основании распоряжения от 27 июля 2012 г. N2503/08-01 заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Липецкой области с целью осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей в соответствии с планом проведения мероприятий по надзору на 2012 г., размещенным на сайте Управления Роспотребнадзора по Липецкой области (л.д. 7-8).
Начальник ОГБУ "Воловская СББЖ" Рязанцев А.С. о проверке был уведомлен, копию распоряжения получил 31 июля 2012 г., о чем имеется его подпись в самом распоряжении (л.д. 8).
Доводов, приведенных ОГБУ "Воловская СББЖ" в жалобе, которые могли бы повлечь отмену постановления судьи о назначении административного наказания, не приведено.
Несогласие с выводами судьи не может являться основанием для отмены обжалуемого постановления.
Руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
постановление Тербунского районного суда Липецкой области от 5 сентября 2012 г. изменить.
Приостановить деятельность отдела лабораторной диагностики ОГБУ "Воловская станция по борьбе с болезнями животных", расположенного по фактическому адресу: Липецкая область, с. Волово, ул. Советская, д. 126, сроком на 30 суток /тридцать суток/.
Судья Н.В. Фомина
Верно:
Судья Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.