Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Лащ С.И.,
судей Сидорова П.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре Яковлевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июля 2012 года апелляционную жалобу ФИО10 на решение Одинцовского городского суда Московской области от 05 апреля 2012 года
по делу по заявлению ФИО11 об оспаривании решения органа государственной власти,
заслушав доклад судьи Сидорова П.А.,
объяснения представителя ФИО12
УСТАНОВИЛА
ФИО13 обратились в суд с заявлением, в котором просили признать незаконным решение отдела кадастрового учета N 1 ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N МО- N от 20 января 2012 года об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, и обязать внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке площадью 2030 кв.м., расположенном по адресу: "адрес"
В обоснование указали, что в порядке наследования к ним перешли доли в праве собственности на жилой дом по адресу: "адрес" При доме имеется земельный участок площадью 2030 кв.м., который находился в пользовании их предшественников (наследодателей).
В соответствии с п.9.1ст 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 года N 137-Ф3, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Для проведения межевания земельного участка и регистрации своего права они обратились с заявлением о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и выдаче им кадастровой выписки на земельный участок. Ими было представлено решение исполнительного комитета Одинцовского городского Совета народных депутатов Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N N на основании которого должны были быть внесены сведения о ранее учтенном земельном участке. ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области решением от NМО- N от ДД.ММ.ГГГГ. отказало им во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке, ссылаясь, что ими не представлены документы, подтверждающие принадлежность земельного участка на определенном праве конкретному лицу. Считают это решение не обоснованным, полагая, что ими представлены все необходимые документы. Считают, что решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке нарушает права и законные интересы заявителей, т.к. без постановки земельного участка на кадастровый учет, они не могут зарегистрировать свое право собственности на данный земельный участок.
В судебном заседании представитель ФИО14 заявление поддержала.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полагал оспариваемое решение законным.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 05 апреля 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ФИО15 просят указанное решение отменить как незаконное.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителей ФИО16 судебная коллегия считает, что по делу необходимо принять новое решение, отменив решение суда первой инстанции.
В соответствии со ст.45 ФЗ N 221-ФЗ от 24.07.2007г. государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Если на день получения запроса сведения и документы о ранее учтенном земельном участке, сведения о котором запрашиваются, не включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости, орган кадастрового учета обеспечивает включение таких сведений и документов и предоставляет запрашиваемые сведения в установленном указанной статьей порядке.
Если сведения и документы об ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган кадастрового учета по его запросам все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимости в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости.
В соответствии с п.21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости (утв. Приказом Минэкономразвития N 42 от 04.02.2010г.) решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании и иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок, но не указанных в данном пункте.
Следовательно, законом не ограничен перечень документов, представляемых в качестве оснований для включения в кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках.
В качестве документа, подтверждающего право на объект недвижимости земельный участок общей площадью 2030 кв.м. по адресу: "адрес" заявителями представлены архивная выписка решения исполкома Одинцовского горсовета от ДД.ММ.ГГГГ N N свидетельства о праве на наследство по завещанию и свидетельства о государственной регистрации права собственности.
Отказывая в удовлетворении требований заявителей, суд, согласившись с органом кадастрового учета, исходил из того, что ими не представлены документы, подтверждающие права на земельный участок. Данный вывод судебная коллегия находит ошибочным, а решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 9.1. статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и(или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Поскольку заявители являются лицами, к которым в порядке наследования перешло право собственности на дом, расположенный на указанном земельном участке, они вправе зарегистрировать право собственности на земельный участок, расположенный по указанному адресу, поскольку, данный земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, следовательно, считается предоставленным на праве собственности, на основании пункта 9.1. статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При таких обстоятельствах заявление об оспаривании решения органа кадастрового учета об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости является обоснованным в связи с чем судебная коллегия полагает вынести новое решение об его удовлетворении.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Одинцовского городского суда Московской области от 05 апреля 2012 года - отменить, вынести новое решение, которым заявление ФИО17 удовлетворить.
Признать незаконным решение отдела кадастрового учета N 1 ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N МО- N от 20 января 2012 года об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке площадью 2030 кв.м., расположенном по адресу: "адрес"
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.