Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесник Н.А.,
судей Цуркан Л.С., Гарновой Л.П.,
при секретаре Григорьевой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 августа 2012 года апелляционную жалобу ФИО13 на решение Мытищинского городского суда Московской области от 14 мая 2012 года по делу по заявлению ФИО14, действующего в интересах несовершеннолетних ФИО15 о признании незаконным и об отмене решения Мытищинского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области об отказе в назначении пособия, об обязании назначить ежемесячное пособие на детей и единовременное пособие при рождение детей,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения истца ФИО16 представляющего также интересы истца ФИО17 представителя истца ФИО18
УСТАНОВИЛА:
ФИО19 действующего в интересах несовершеннолетних ФИО20 обратились с заявлением о признании незаконным и об отмене решения Мытищинского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области об отказе в назначении пособия, об обязании назначить ежемесячное пособие на детей и единовременное пособие при рождение детей.
В обоснование своих требований указали, что они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории "адрес" Московской области с сентября 2010 года по адресу: "адрес" Для рождения детей ФИО21 уезжала в г. Севастополь на Украину.
20.09.2011 года у них родились дети: ФИО22., которые в Генеральном консульстве России в г. Симферополь получили гражданство Российской Федерации. С февраля 2012 года вся их семья проживает по указанному адресу.
17.02.2012 года ФИО23 обратилась в Мытищинское управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области с заявлением о назначении ежемесячного пособия на детей и единовременного пособия при рождении детей. Решением Мытищинского управления социальной защиты населения N 17 от 21.02.2012 года в назначении пособия было отказано со ссылкой на отсутствие регистрации по месту жительства в Московской области.
Заявители считают данное решение незаконным, поскольку отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области, регулируются Законом Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" от 12.01.2006 года N 1/2006-03 на основании Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов Московской области; действие указанного Закона Московской области распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области. Факт их проживания на территории Московской области, по указанному выше адресу подтверждается свидетельствами о регистрации по месту пребывания и паспортами гражданина Российской Федерации.
Полагали, что данным решением нарушены права ФИО24 как гражданина России Федерации - матери двоих новорожденных детей, так и права самих несовершеннолетних детей на получение данных пособий.
Представитель Мытищинского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области в судебном заседании заявленные требования не признал, в их удовлетворении просил отказать в полном объеме, указав, что заявители и их несовершеннолетние дети в настоящее время зарегистрированы по месту пребывания по адресу: "адрес" однако юридический факт места жительства в Московской области не установлен.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в заявлении, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Из материалов дела усматривается, что 17.02.2012 года ФИО25. обратилась в Мытищинское управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области с заявлением о назначении ежемесячного пособия на детей и единовременного пособия при рождении детей.
Решением Мытищинского управления социальной защиты населения N 17 от 21.02.2012 года в назначении пособия было отказано со ссылкой на ст.ст. 6, 7 Закона Московской области от 12.01.2006 года N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" - отсутствие регистрации по месту жительства в Московской области.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт постоянного или преимущественного проживания в Московской области ФИО26 и ее несовершеннолетних детей на момент рождения детей не установлен, а поскольку Закон Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" от 12.01.2006 года N 1/2006-03 ставит в зависимость возможность выплаты единовременного пособия в связи с рождением детей и ежемесячных пособий на детей от установления указанного факта, то оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Между тем, судебная коллегия полагает, что данный вывод суда не соответствует обстоятельствам настоящего дела и основан на неправильном истолковании закона.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области, регулируются Законом Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" от 12.01.2006 года N 1/2006-03 на основании Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов Московской области.
Действие указанного Закона Московской области распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 и ч. 1 ст. 7 указанного Закона Московской области, право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если ребенок, на которого назначается пособие, зарегистрирован по месту жительства в Московской области. Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ, Законом РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан на свободу передвижения, выбора места жительства в пределах Российской Федерации", Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года N 713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, ФИО27 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес" сроком с 23.09.2010 года по 23.09.2015 года; ее несовершеннолетние дети: ФИО28 2011 года рождения и ФИО29 2011 года рождения зарегистрированы по месту пребывания по указанному адресу на срок с 09.02.2011 года по 23.09.2015 года. Указанные лица имеют гражданство Российской Федерации. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: свидетельствами о регистрации по месту пребывания, выписками из домовой книги, актом о сдаче-приемки квартиры.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела нашел свое подтверждение факт проживания истцов и их несовершеннолетних детей в Московской области.
А поскольку, остальные, предусмотренные указанным выше законом, условия для выплаты пособий на момент обращения с заявлением об их выплате, ФИО31 соблюдены, то ФИО30. имеет право на получение ежемесячного пособия на детей и единовременного пособия при рождении детей. В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отмене принятого судом первой инстанции решения и вынесении нового решения об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 11 Закона Московской области от 12.01.2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" ежемесячное пособие на ребенка назначается на шесть месяцев и выплачивается в течение указанного периода, начиная с месяца подачи заявления о назначении пособия со всеми необходимыми документами.
В случае представления документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, в течение календарного месяца, следующего за последним месяцем установленного периода выплаты, ежемесячное пособие на ребенка продлевается на последующие шесть месяцев.
В случае непредставления документов, подтверждающих сведения о доходах семьи в указанный срок, выплата ежемесячного пособия на ребенка приостанавливается. Выплата ежемесячного пособия на ребенка по истечении указанного срока осуществляется с месяца подачи заявления о возобновлении пособия со всеми необходимыми документами.
С учетом положений выше приведенной статьи, предусматривающей выплату ежемесячного пособия на ребенка в течение шести месяцев, а впоследствии продление выплаты указанного пособия на указный срок при предоставлении соответствующих документов, установленных законом, подтверждающих наличие у заявителя права на получение указанного ежемесячного пособия, судебная коллегия полагает необходимым отразить в резолютивной части определения порядок выплаты ежемесячного пособия в соответствии требованиями ст. 11 настоящего Закона.
Учитывая, что Мытищинское управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области является структурным подразделением Министерства социальной защиты населения Московской области, то обязанность по выплате указанных пособий должна быть возложена на Министерство социальной защиты населения Московской области.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мытищинского городского суда Московской области от 14 мая 2012 года - отменить, постановить новое решение, которым признать незаконным решение Министерства социальной защиты населения Московской области об отказе в назначении ФИО32 единовременного пособие и ежемесячного пособия на детей ФИО33, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО34 ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
обязать Министерство социальной защиты населения Московской области выплатить ФИО35 единовременное пособие на детей ФИО36 ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО37, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
обязать Министерство социальной защиты населения Московской области выплатить ФИО38 ежемесячное пособие на детей: ФИО39, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО40, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период, начиная с февраля 2012 года по июль 2012 года включительно и в последующем при обращении ФИО41 с заявлением о выплате ежемесячного пособия на детей: ФИО42, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО43, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, производить выплату ежемесячного пособия при предоставлении документов, предусмотренных ст. 11 Закона Московской области от 12.01.2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области".
Апелляционную жалобу Строчкова Ю.А., Строчковой О.Ю. - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.