Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Гусевой Е.В.,
судей Байдаевой Л.В., Смышляевой О.В.,
при секретаре Новиковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 августа 2012 года апелляционную жалобу Администрации городского округа Лосино-Петровский на решение Щелковского городского суда Московской области от 03 мая 2012 года по делу по иску Жулькиной ФИО1 к Администрации городского округа Лосино-Петровский о признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма и обязании обеспечить жилым помещением,
заслушав доклад судьи Байдаевой Л.В.,
объяснения Жулькиной Л.А., ее представителя Романовой К.В., представителя администрации городского округа Лосино-Петровский- Юдиной Л.В., представителя Министерства образования Московской области - Тюриной Н.Е.,
УСТАНОВИЛА:
Жулькина Л.А. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Лосино-Петровский о признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма и обязании обеспечить ее в составе семьи из 3-х человек жилым помещением во внеочередном порядке.
В обоснование заявленных требований указала, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в г.Красногорске Московской области, в малолетнем возрасте осталась без попечения родителей и была направлена на воспитание в государственное учреждение на полное государственное обеспечение. Решением Щелковского городского суда Московской области от 07 ноября 2006 года в отношении нее был установлен факт оставления без попечения родителей с рождения и до совершеннолетия. С ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирована в общежитии по адресу: "адрес", общей площадью N кв.м., жилой - N кв.м. Неоднократно обращалась с заявлением о постановке ее на учет по категории "выпускники детских домов", но ей было отказано. В настоящее время у истицы имеются двое несовершеннолетних детей, с которыми она зарегистрирована в вышеуказанной комнате в общежитии, с ДД.ММ.ГГГГ года состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в общей очереди при администрации г.о.Лосино-Петровский. Считает, что имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением.
В судебном заседании истица и ее представитель исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика Администрации г/о Лосино - Петровский иск не признала, просила в его удовлетворении отказать по доводам письменного отзыва на иск / "данные изъяты". Пояснила, что действующим законодательством предусмотрены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Жулькина Л.А. в силу возраста к указанной категории лиц не относится, обеспечена жилым помещением, в связи с чем, правовых оснований для предоставления ей жилого помещения во внеочередном порядке нет.
Представитель 3-го лица Управления опеки и попечительства по городскому округу Лосино-Петровский в судебное заседание не явился. Ранее представитель 3-го лица поддержала позицию ответчика, о чем представила письменное заключение по существу заявленных требований "данные изъяты"
Решением суда заявленные требования признаны обоснованными и удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения, как постановленного с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствии изложенных в решении выводов обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав объяснения явившихся лиц,, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из материалов дела следует, что Жулькина Л.A. имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, а впоследствии статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что установлено вступившим в законную силу решением Щелковского городского суда Московской области от 07.11.2006 года "данные изъяты"
Решением профкома Монинского камвольного комбината от ДД.ММ.ГГГГ Жулькиной Л.A. как работнику данного комбината была предоставлена комната N общей площадью N кв.м., жилой - N кв.м. в общежитии, расположенном по адресу: "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ с истицей был заключен договор социального найма на указанное жилое помещение, который после передачи жилого фонда в муниципальную собственность г.о.Лосино-Петровский был перезаключен ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты"
В настоящее время в указанном жилом помещении постоянно зарегистрированы: Жулькина Л.A. и её дети: сын Енгибарян Е.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь Жулькина А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения "данные изъяты"
На основании постановления Администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский от ДД.ММ.ГГГГ N Жулькина Л.А. с семьей из двух человек признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в общую очередь на основании ч.2 ст.49, п.2 ч. 1 ст.51 ЖК РФ /л.д.63-64/.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На момент достижения Жулькиной Л.А. совершеннолетия действовал Жилищный кодекс РСФСР, в ст.37 которого было закреплено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников при прекращении опеки, а также по окончании службы в вооруженных силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В настоящее время меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Право указанной категории лиц, не имеющей закрепленного жилого помещения, воспроизведено в ст.8 названного Закона.
Аналогичные положения закреплены в п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Законом Московской области от 29.12.2007г. N248/2007-03 "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" предусмотрено, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно вне очереди обеспечиваются жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области.
В целях реализации Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Московской области N248/2007-03 "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" Правительство Московской области приняло Постановление от 16 июня 2010г. N451/24 "Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Московской области".
Настоящий Порядок определяет механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, предоставление жилого помещения производится за счет средств бюджета Московской области и осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Во взаимосвязи с п.1 ст.11, п.1 ст. 12 Закона МО от 29.12.2007г. N248/2007-03 государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий лиц, наделены на неограниченный срок органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в бюджете Московской области на соответствующий финансовый год в виде субвенций муниципальным образованиям Московской области.
Иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, не имеется.
Как установлено судом, на момент рассмотрения настоящего дела Жулькина Л.A. достигла возраста N.
При разрешении спора суд правомерно отклонил доводы ответчика и третьего лица о том, что дополнительные гарантии по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены исключительно в возрасте от 18 до 23 лет.
Указанные выводы суда судебная коллегия находит правильными, т.к. социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью является реализованной только после предоставления жилого помещения, достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (постановленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Разрешая заявленный спор, суд пришел к выводу, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма в целях реализации ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Жулькиной Л.А. не предоставлено, и признал за Жулькиной Л.А. право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, общей площадью не менее установленных социальных норм в городском округе Лосино-Петровский Московской области, а также обязал ответчика предоставить истице с учетом членов ее семьи сына и дочери вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Московской области.
Судебная коллегия полагает указанные выводы суда неправильным, противоречащими установленным обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
На момент окончания пребывания истицы в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и детей из их числа действовали положения ЖК РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 2 статьи 37 ЖК РСФСР, действующей на тот период времени, было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).
Вместе с тем, статьей 31 ЖК РСФСР было предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Статьей 33 ЖК РСФСР было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (часть 2).
Таким образом, действующее до 1 марта 2005 года жилищное законодательство включало в себя обязательный принцип принятия граждан на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений строго по очередности, в том числе и в группе граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в 1993 году, т.е. до достижения возраста 23 лет, истица была обеспечена жилым помещением - комнатой N общей площадью N кв.м., жилой - N кв.м., в общежитии, расположенном по адресу: "адрес" в котором зарегистрирована и проживает по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что статус общежития жилого дома после его передачи в муниципальную собственность отменен, и истица с детьми занимает в нем жилое помещение по договору социального найма.
Таким образом, Жулькина Л.А. в 1993 году приобрела право на указанное жилое помещение, т.е. утратила статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения. С заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении во внеочередном порядке до 23-летнего возраста истица не обращалась.
Следовательно, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований, т.к. при установленных обстоятельствах Жулькина Л.А. правом на внеочередное предоставление жилья от муниципального органа не обладает, поскольку в момент обращения истицы к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилье истица уже не относилась к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Кроме того, суд, указав о предоставлении жилого помещения вне очереди истице с учетом членов ее семьи не учел, что внеочередное предоставление жилого помещения лицам, относящимся к категории детей-сирот, является индивидуальной льготой и не распространяется на членов их семьи.
Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, а также Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривают такую меру социальной поддержки как внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма только детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа. Поскольку указанные нормы материального права не распространяются на членов семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодательством субъекта Российской Федерации - Московской области не установлены дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению их жилыми помещениями с учетом членов их семей, оснований для обязания ответчика предоставить истцу жилое помещение на состав семьи из трех человек у суда также не имелось.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы в указанной части обоснованы, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения, которым в иске Жулькиной ФИО1 к администрации городского округа Лосино-Петровский о признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма и обязании обеспечить жилым помещением следует отказать в полном объеме.
Права истицы принятым решением не нарушены, поскольку на основании постановления Администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский от ДД.ММ.ГГГГ N Жулькина Л.А. с семьей из двух человек признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в общую очередь на основании ч.2 ст.49, п.2 ч. 1 ст.51 ЖК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щелковского городского суда Московской области от 03 мая 2012 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в иске Жулькиной ФИО1 к администрации городского округа Лосино-Петровский о признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма и обязании обеспечить жилым помещением отказать.
Апелляционную жалобу Администрации городского округа Лосино-Петровский удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.