Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе председательствующего Красновой Н.В.,
судей Вострецовой О.А., Цуркан Л.С.,
при секретаре ФИО11
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 августа 2012 г. гражданское дело по иску ФИО12 к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ N 16 по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении доплаты к пенсии, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении доплаты к пенсии по апелляционной жалобе ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ N 16 по г. Москве и Московской области на решение Пушкинского городского суда Московской области от 12 марта 2012 г.
Заслушав доклад судьи Красновой Н.В.,
объяснения представителя ФИО13. по доверенности Парубченко С.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО14. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ N 16 по г. Москве и Московской области и просил признать незаконным отказ ответчика в назначении ему доплаты к пенсии. В обоснование иска он ссылался на то, что имеет достаточный стаж, чтобы получать такую доплату, предусмотренную Федеральным законом от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ, однако ответчик незаконно не включил в его стаж некоторые периоды его работы подземным горным мастером участка, заместителем начальника участка, помощником начальника участка, начальником смены шахты, что имело место в периоды с1973 г. по 1998 г.
В судебное заседание истец не явился, его представитель исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика иск не признала, пояснив, что истец не имеет право на получение доплаты к пенсии.
Решением суда иск удовлетворен, ответчик обязан включить спорные периоды работы истца в стаж, дающий право на назначение доплаты к пенсии, за исключением времени на дорогу к отпуску и обратно и дней командировки, и обязал ответчика назначить истцу доплату к пенсии с 01.05.2011 г.
Определением суда от 26.04.2012 г. судом было разъяснено, что спорные периоды работы включены истцу в стаж по Списку N 1 от 26.01.1991 г.
Не согласившись с постановленным решением, ответчик обжалует его в апелляционном порядке, в своей жалобе просит решение суда отменить.
В заседание суда истец и представитель ответчика не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. Поскольку они не просили суд слушание по делу отложить и не представили доказательств, подтверждающих уважительность причин их неявки, судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Представитель истца в заседании суда апелляционной инстанции просила отказать в удовлетворении жалобы, считая, что решение суда является законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда незаконным и подлежащим отмене. Основания к отмене или изменению решения суда в апелляционной инстанции предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, истец 10.03.2011 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении ему доплаты к пенсии по старости, полагая, что он имеется достаточный для этого стаж.
Решением комиссии от 19.05.2011 г. ему в этом было отказано. Согласно протоколу заседания, комиссия включила в его стаж, дающий право на назначение доплаты, периоды работы в соответствии со списком N 481 от 13.09.1991 г. как работу в качестве работника ведущих профессий - 06 лет 0 месяцев 18 дней, в качестве лица, работавшего в организациях угольной промышленности непосредственно на подземных и открытых горных работах - 03 года 04 месяца 11 дней, а всего - 09 лет 04 месяца 29 дней.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, сославшись на справку ОАО "Шахта Воргашорская" от 18.11.2011 г., исходил из того, что истец в периоде с 1975 г. по 1998 г. работал подземным горным мастером участка подземного участка, заместителем начальника подземного участка по добыче угля, и.о. заместителя начальника подземного участка по добыче угля, помощником начальника подземного участка по добыче угля, что дает ему право на назначение доплаты к пенсии, при этом в определении о разъяснении решения указал, что периоды работы, указанные в резолютивной части, включены в стаж работы истца по Списку N 1.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку судом дано неправильное толкование и применение норм материального права в совокупности с установленными по делу обстоятельствами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии. В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из буквального содержания указанной нормы закона следует, что как стаж работы, необходимый для назначения дополнительного социального обеспечения в виде доплаты к пенсии, так и порядок его исчисления производится только в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу указанной нормы Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости досрочно назначается лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Согласно пункту 2 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. N 537 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горно-спасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников подлежит применению список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 г. N 481.
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516 утверждены также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными Правилам и иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 15 этих же Правил установлено, что при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным пунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:
каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;
каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, - за 9 месяцев.
Нормы, аналогичные подпункту 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ и пункту 15 Правил от 11.07.2002 г. N 516, содержались соответственно в статье 78 ранее действовавшего Закона РСФСР от 20.11.1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в РСФСР" (в редакции Федерального закона от 14.01.1997 г. N 19-ФЗ) и в пункте 3 Разъяснения, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 15.07.1992 г. N 2.
Из анализа приведенных норм следует, что по общему правилу в подземный стаж включаются в календарном исчислении периоды работ по профессиям, предусмотренным Списком от 13.09.1991 г. N 481.
В случае, если подземный стаж не достигает 25 лет (но составляет не менее 10 лет), периоды работы по ведущим профессиям (горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин) засчитываются в льготном порядке - каждый полный год указанной работы как 1 год 3 мес. Допускается также включение периодов подземной работы, предусмотренной Списком N 1, из расчета каждый полный год такой работы как 9 мес.
Включая спорные периоды работы в стаж работы истца в соответствии со Списком N 1, суд первой инстанции не учел, что, во-первых, каждый полный год такой работы следовало учитывать за 9 месяцев в соответствии с п. 5 Правил N 516.
Во-вторых, по указанному Списку N 1 следовало учитывать только ту работу, которая выполнялась в течение полного рабочего дня. При этом непосредственно подземная работа предусмотрена пунктами "а", "б" и "е" подраздела 1 раздела I Списка N 1 от 1991 г. Работа, предусмотренная пунктами "г" и "д" подраздела 1 раздела I Списка N 1, может учитываться, если она выполняется в подземных условиях постоянно в течение полного рабочего дня, т.е. с учетом разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 г. N 5 не менее 80 % рабочего времени.
Некоторые должности истца предусмотрены подпунктом "г" подраздела 1 раздела 1 названного Списка - заместитель начальника участка, помощник начальника участка и начальник смены. Работа, предусмотренная пунктами "г" подраздела 1 раздела I Списка N 1, может учитываться, если она выполняется в подземных условиях постоянно в течение полного рабочего дня, т.е. с учетом разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 г. N 5 не менее 80 % рабочего времени.
В-третьих, суд также не учел, что согласно п. 15 Правил N 516 при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г., лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается как один год работы по Списку N 1 от 1991 г. за 9 месяцев. Однако, как указано выше, истцом не был выработан стаж не менее 10 лет для суммирования периодов работы со Списком N 1, так как его стаж по Списку N 481 составил 9 лет 4 месяца 29 дней.
Удовлетворяя апелляционную жалобу, судебная коллегия также считает необходимым отметить, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий (доплат к пенсии) и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости либо предоставление иных мер поддержки, законодатель связывает такое право не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Исходя из этого, основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение.
Действующее пенсионное законодательство, учитывая необходимость дифференцированного подхода к вопросу досрочного пенсионного обеспечения, предусматривает различные варианты пенсионного обеспечения работников угольной промышленности, как в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г., предусматривающим помимо стажа требуемой продолжительности определенные возрастные критерии (не менее 50 лет для мужчин), так и без учета возраста гражданина, но при наличии стажа подземной работы в определенных условиях, а именно, в условиях осуществления работ по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых (п. п. 11. п. 1 ст. 27 ФЗ-173).
С учетом всего изложенного выше следует считать установленным, что у истца отсутствует необходимый стаж для назначения ему доплаты к пенсии, а спорные периоды не могут быть в такой стаж включены. В связи с этим постановленное решение подлежит отмене, по делу надлежит постановить новое решение, которые Парубченко В.И. в удовлетворении иска отказать.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского городского суда Московской области от 12 марта 2012 г. отменить, постановить по делу новое решение, которым ФИО15 в удовлетворении иска к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ N 16 по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении доплаты к пенсии, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении доплаты к пенсии с 01 мая 2011 г. отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.