Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Терещенко А.А.,
при секретаре Солодовой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 сентября 2012 года апелляционную жалобу Администрации городского поселения Шатура на решение Шатурского городского суда Московской области от 04 июля 2012 года по делу по заявлению Иванова Ильи Сергеевича об оспаривании действий органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Администрации городского поселения Шатура Лебедева С.Г., Иванова И.С.,
УСТАНОВИЛА:
Иванов И.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Администрации городского поселения Шатура по отказу в утверждении градостроительного плана земельного участка, обязании заинтересованного лица устранить допущенное нарушение прав заявителя, утвердив градостроительный план земельного участка.
В обоснование заявления указал, что отказ Администрации городского поселения Шатура в утверждении градостроительного плана земельного участка, находящегося у него в аренде, является незаконным, нарушающим его права и интересы. В своем отказе Администрация городского поселения Шатура ссылается на Положение "Об организации строительства на территории городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области", утвержденное решением Совета депутатов городского поселения Шатура от 23.12.2010 N 5/14 и опубликованное в газете "Официальные ведомости городского поселения Шатура" от 11.01.2011, однако он, заявитель, обратился с заявлением в Комиссию по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию Шатурского муниципального района о предоставлении ему в аренду земельного участка до вступления вышеуказанного Положения в законную силу.
В судебном заседании Иванов И.С. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Администрации городского поселения Шатура в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 04 июля 2012 года отказ Администрации городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области в утверждении градостроительного плана земельного участка площадью 2500 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", 30 м восточнее автозаправочной станции, категория земель: "земли населенных пунктов", с разрешенным использованием: "под магазин стройматериалов" признан незаконным; Администрация городского поселения Шатура обязана рассмотреть градостроительный план земельного участка и решить вопрос об его утверждении в порядке и сроки, установленные законодательством.
В апелляционной жалобе Администрация городского поселения Шатура просит об отмене указанного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что 20.09.2010 Комиссией по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию Шатурского муниципального района было принято решение о предоставлении Иванову И.С. в аренду под магазин стройматериалов земельного участка площадью 2500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", около земельного участка д. 39 (л.д. 5).
Постановлением Администрации Шатурского муниципального района от 28.12.2011 N 3270 Иванову И.С. был предоставлен в аренду сроком на три года вышеуказанный земельный участок (л.д. 18).
22.03.2012 между Администрацией Шатурского муниципального района и Ивановым И.С. был заключен договор аренды N 111 "А" указанного выше земельного участка с кадастровым номером N с разрешенным использованием "под магазин стройматериалов" (л.д. 11-17). Данный договор прошел государственную регистрацию.
По заказу Иванова И.С. ООО "Земля-Проект" был подготовлен градостроительный план земельного участка.
Суд установил, что Иванов И.С. 17.05.2012 подготовленный специализированной организацией градостроительный план земельного участка представил на утверждение в Администрацию городского поселения Шатура.
Письмом от 28.05.2012 N 1696 Администрация городского поселения Шатура отказала Иванову И.С. в утверждении градостроительного плана земельного участка и выдаче разрешения на строительство магазина по адресу: г "адрес", 30 м восточнее автозаправочной станции, указав, что с заявлением о намерении построить магазин по адресу: г "адрес", 30 м восточнее автозаправочной станции, для определения возможности размещения объекта на территории городского поселения Шатура Иванову И.С. необходимо было предварительно обратиться в Администрацию городского поселения Шатура; Администрация Шатурского муниципального района выделила ему испрашиваемый земельный участок с превышением своих полномочий; проект планировки, предусматривающий размещение магазина, отсутствует, Администрация городского поселения Шатура решения об установлении (изменении) разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером 50:25:0010304:167 не принимала, проектный план границ не согласовывала (л.д. 33-34).
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу положений п.1 ст.41 ЗК РФ арендаторы земельных участков осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 ЗК РФ.
Согласно ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. При этом форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований для подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
По смыслу вышеприведенных норм, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившего за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию.
Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1 и 2 статьи 44); в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (часть 17 статьи 46 ГрК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
До настоящего времени решение органа местного самоуправления муниципального района о предоставлении Иванову И.С. в аренду под магазин стройматериалов земельного участка, а также право аренды земельного участка Иванова И.С. никем не оспорены, не признаны недействительными, следовательно, являются юридически действительными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несостоятельности доводов Администрации городского поселения Шатура, обосновывающих отказ выдать Иванову И.С. градостроительный план земельного участка, находящегося у него в аренде.
Исходя из положений ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд правомерно обязал Администрацию городского поселения Шатура рассмотреть градостроительный план земельного участка, представленный заявителем, и решить вопрос об его утверждении в порядке и сроки, установленные законодательством.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Довод апелляционной жалобы Администрации г\п Шатура о том, что Иванов И.С. не обращался в администрацию с заявлением об утверждении градостроительного плана, не может быть принят во внимание: состав приложенных Ивановым И.С. к заявлению от 17.05.2012 документов, а также содержание ответа администрации позволяют сделать вывод о том, что Иванов И.С. обратился в уполномоченный орган именно с заявлением об утверждении градостроительного плана, и какого-либо недопонимания по существу обращения гражданина у администрации не имелось.
Довод апелляционной жалобы о том, что представленный Ивановым И.С. проект градостроительного плана не соответствует форме, утвержденной Приказом Минрегиона от 10.05.2011 N 207, не имеет правового значения: суд первой инстанции, не предрешая существа возможного решения, обязал орган местного самоуправления рассмотреть градостроительный план земельного участка, представленный заявителем, и решить вопрос об его утверждении в порядке и сроки, установленные законодательством.
Остальные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и подлежащих применению к возникшим правоотношениям норм материального права.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шатурского городского суда Московской области от 04 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского поселения Шатура - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.