Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.
судей Ларионовой С.В., Хомяковой М.Е.
при секретаре Маниной Г.Н.
в открытом судебном заседании в г.Орле рассматривала гражданское дело по иску Сыролевича Владимира Анатольевича к Российской Федерации в лице Министерства финансов о взыскании денежной компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС, о зачете времени нахождения в ИВС как содержание под стражей по апелляционной жалобе Сыролевича Владимира Анатольевича на решение Железнодорожного районного суда г.Орла от 28 мая 2012 года, которым постановлено:
"Удовлетворить частично иск Сыролевича Владимира Анатольевича к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Взыскать с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации через Министерство финансов Российской Федерации в пользу Сыролевича Владимира Анатольевича в возмещение морального вреда "..." рублей, отказав во взыскании компенсации морального вреда в большем размере".
Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Сыролевич В.А. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании денежной компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС г. Орла в период с "дата" по "дата" и о зачете времени нахождения в ИВС в срок содержания под стражей.
В обоснование иска указал, что он в указанный период в качестве подозреваемого и обвиняемого систематически доставлялся в ИВС п.Долгое Орловской области, где условия содержания были крайне неудовлетворительные, носили характер издевательства и глумления над человеком. В камере не было туалета, воды, естественной вентиляции, посуды для принятия пищи. В условиях содержания в ИВС он подвергался угрозе заражения инфекционными заболеваниями, испытывал нравственные и физические страдания.
По указанным основаниям с учетом уточнения исковых требований Сыролевич В.А. просил взыскать денежную компенсацию морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС в общем размере "..." рублей и зачесть время нахождения в ИСВ в срок содержания под стражей.
Судом постановлено указанное выше решение, производство по требованию о зачете времени нахождения в ИСВ в срок содержания под стражей прекращено по основаниям п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ.
В апелляционной жалобе Сыролевич В.А. просит решение суда изменить в части размера взысканной денежной компенсации морального вреда.
Ссылается на то, что взысканная компенсация морального вреда несоразмерна причиненному вреду.
Обращает внимание на то, что содержался в ИВС в ненадлежащих условиях "..." суток, что негативно сказалось на его психо-эмоциональном состоянии и вызвало нервное напряжение.
Считает, что размер денежной компенсации должен определяться из расчета 500 рублей за день содержания в ИВС.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с п.2 ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 ГК РФ.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу ст.ст.151, 1099-1011 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных физических и нравственных страданий, а также от степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно ст.1 ФЗ " О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" N 103-ФЗ от 15.07.1995 г, настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлении, содержащимся под стражей.
На основании ст.7 Закона N 103-ФЗ местом содержания под стражей являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел
В силу ст.17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15.07.1995 года за N 103-ФЗ, подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе, на материально-бытовой и медико-санитарное обеспечение.
Согласно ст.22 ФЗ " О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", ст.42 Правил внутреннего распорядка (приказ МВД РФ N 950 от 22.11.2005 г) подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным трехразовым горячим питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством РФ. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.
Положениями ст.23 названного Федерального закона установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Как следует из пункта 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ N 950 от 22.11.2005 года, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Из материалов дела видно, что Сыролевич В.А. содержался в ИВС ОВД по Должанскому району "...".
В 2010 году Сыролевич В.А. находился в ИВС ОВД по Должанскому району "...". (л.д.92).
Таким образом, время нахождения Сыролевича В.А. в ИВС ОВД по Должанскому району составляет "..." суток.
Судом установлено и опровергнуто не было, что в период содержания в ИВС Сыролевич В.А. был обеспечен питанием, постельным бельем и предметами гигиены, кипяченой питьевой водой, которая предоставлялась по первому требованию. За период нахождения в ИВС Сыролевич В.А. жалоб на состояние здоровья не предъявлял.
В то же время, судом установлено, что в нарушение порядка содержания в камере, в которой содержался Сыролевич В.А., отсутствовал санитарный узел с соблюдением норм приватности, кран с водопроводной водой, естественное освещение.
Кроме того, в нарушение ст.13 ФЗ " О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15.07.1995 N 103-ФЗ Сыролевич В.А. находился в ИВС более десяти суток в "..." 2009 года и "..." 2010 года.
При таких обстоятельствах, суд сделал правильный вывод о том, что условия содержания истца в ИВС не соответствовали нормам, установленным Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15.07.1995 года N 103-ФЗ и Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что факт причинения морального вреда истцу в результате не обеспечения в ИВС надлежащих условий содержания, соответствующих требованиям вышеприведенных норм права, является установленным.
Размер денежной компенсации морального вреда судом определен правильно в соответствии с требованиями ст.ст. 151, 1101 ГК РФ, при этом суд принял во внимание характер причиненных истцу нравственных и физических страданий, личность истца, привлекавшегося к уголовной ответственности, а также период лишения свободы, и как следствие, продолжительность психотравмирующей ситуации, связанной с указанными обстоятельствами. Суд определил размер компенсации морального вреда в размере "..." рублей.
Судебная коллегия полагает, что определенный судом первой инстанции размер компенсации морального вреда соответствует принципам разумности и справедливости.
Судебная коллегия также полагает, что довод жалобы Сыролевича В.А. на то, что взысканная судом сумма денежной компенсации морального вреда не соответствует размеру причиненного ему вреда и должна определяться из расчета 500 рублей в день, направлен на переоценку доказательств, тогда как оснований для такой переоценки и увеличения размера взысканной компенсации нет.
Другие доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не могут повлиять на правильность определенных судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда соответствует требованиям ст.12,56,67,195,198 ГПК РФ, в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их допустимости и относимости, а также оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для безусловной отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г.Орла от 28 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сыролевича В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.