Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе
председательствующего Склярука С.А.
судей: Сабаевой И.Н., Сафроновой Л.И.
при секретаре Шалаевой И.В.
в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области на решение Кромского районного суда Орловской области от 30 июля 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Барановой Светланы Федоровны удовлетворить.
Включить период работы Барановой Светланы Федоровны в должности секретаря первичной партийной организации колхоза "Россия" Кромского района Орловской области с 10.01.1989 года по 25.08.1991 года в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Кромском районе Орловской области назначить Барановой Светлане Федоровне досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 06 апреля 2012 года.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Кромском районе Орловской области в пользу Барановой Светланы Федоровны расходы по уплате государственной пошлины в размере "..." рублей".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Склярука С.А., выслушав объяснения представителя ГУ - УПФ РФ в Кромском районе Орловской области по доверенности Рыбалкиной Ж.В., возражения Барановой С.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Баранова С.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области о назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование заявленных требований указывала, что с 15.08.1984 года по 09.01.1989г. и с 01.09.1991г. по 31.08.1994г. работала "..." учителем, с 01.09.1994г. по 31.08.2000г. - "..." заместителем директора "...", учителем, с 01.09.2000г. и по настоящее время работает учителем "...". Общий трудовой стаж составляет 27 лет 8 месяцев, педагогический стаж - 25 лет. ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с тем, что ее специальный трудовой стаж по документам составляет на 06.04.2012 года 23 года 07 месяцев 29 дней. При этом ответчиком в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии необоснованно не был включен период ее работы в должности секретаря первичной парторганизации "..." с 10.01.1989г. по 25.08.1991г.
Считая отказ ответчика в досрочном назначении ей пенсии по старости незаконным, просила суд включить в специальный стаж период работы с 10.01.1989г. по 25.08.1991г. в должности секретаря первичной парторганизации "..." и обязать ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области назначить ей досрочную пенсию по старости с момента обращения к ответчику - с 06.04.2012 года.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области просит об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в иске.
Приводит доводы о том, что истица не имеет права на назначение досрочной пенсии по старости в связи с тем, что не соблюдено основное условие, предусмотренное п.4 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. N1397 - не отработано 2/3 педагогического стажа на 01.10.1993 года, т.е. на дату отмены данного постановления.
Изучив материалы дела, проверив, в соответствии с ч.1 ст.327.1, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
В соответствии с пп. 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым не предусматривается включение в стаж на соответствующих видах работ периодов выборной и иной работы в партийных органах.
Однако, как отмечается в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года N25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В спорный период работы Барановой С.Ф. действовало Постановление Совета Министров СССР N 1397 от 17.12.1959г. "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (с последними изменениями и дополнениями, внесенными 12.04.1984г.), утратившее силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. N 953.
Данным Постановлением был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее Положение), в соответствии с пп. "а" п. 1 которого выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах засчитывалась учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Пунктом 4 Положения предусматривалось, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
При этом в пункте 3.1 Инструктивного письма N1-63-И от 30 июня 1986 года Министерства социального обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" указывалось, что при применении пп. "а" п.1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится, в том числе, работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной организации.
Как видно из материалов дела, 6 апреля 2012 года Баранова С.Ф. обратилась в ГУ УПФ РФ в Кромском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии, в чем ей было отказано из-за отсутствия у нее необходимого стажа.
Согласно представленной в деле выписке из протокола N заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Кромском районе от 09.04.2012г., ответчиком в стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включены следующие периоды её работы: с 15.08.1984г. по 09.01.1989г. - в "..." учителя начальных классов; с 01.09.1991 г. по 31.08.1994г. - в должности учителя "..."; с 01.09.1994 года по 31.08.2000 года - учителем, заместителем директора "..."; с 01.09.2000г. по 06.04.2012г. - учителем "..."
С учетом включения вышеуказанных периодов работы специальный стаж педагогической деятельности истицы составил 23 года 07 месяцев 29 дней.
В то же время, пенсионным органом при рассмотрении заявления Барановой С.Ф., не был засчитан в специальный стаж период её работы с 10.01.1989г. по 25.08.1991г. в должности освобожденного секретаря первичной парторганизации "..."".
При этом судом установлено, что работа истицы в вышеуказанный спорный период была выборной, что подтверждается соответствующей записью в её трудовой книжке. (л.д. 5-8)
Исходя из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004г. N 2-П, граждане, приобретшие пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняют ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
При таких обстоятельствах, установив, что из общего трудового стажа более 23 лет Баранова С.Ф. проработала в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, что составляет более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР N 1397от 17.12.1959г., действовавшего в спорный период работы истицы, суд пришел к правильному выводу о включении периода работы с 10.01.1989г. по 25.08.1991г. в должности освобожденного секретаря первичной парторганизации "..." в специальный трудовой стаж Барановой С.Ф., дающий ей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что истица не имеет права на назначение досрочной пенсии по старости в связи с тем, что не соблюдено основное условие, предусмотренное п.4 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. N1397 - не отработано 2/3 педагогического стажа на 01.10.1993 года, т.е. на дату отмены данного постановления, не может повлечь отмену постановленного по делу решения, так как основан на ошибочном толковании норм материального права.
Данному доводу апеллятора уже была дана надлежащая оценка при разрешении спора судом первой инстанции, с которой судебная коллегия согласна.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кромского районного суда Орловской области от 30 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий: судья
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.