судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе
председательствующего Коротченковой И.И.,
судей Орловой Е.А., Хомяковой М.Е.,
с участием прокурора Слюнина В. В.,
при секретаре Журавлевой И. Ю.
в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по апелляционной жалобе ООО "Орёлжилцентр" на решение Заводского районного суда г.Орла от 17 мая 2012 г., которым постановлено:
"Исковые требования Прокурора Заводского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Орелжилцентр" удовлетворить.
Признать незаконными действия ООО "Орелжилцентр" по начислению и взиманию платы за захоронение ТБО с собственников (нанимателей) жилых помещений многоквартирных домов г. Орла, находящихся (находившихся) на обслуживании или в управлении ООО "Орелжилцентр".
Обязать ООО "Орелжилцентр" прекратить действия по начислению и взиманию платы за захоронение ТБО с собственников (нанимателей) жилых помещений многоквартирных домов г. Орла, находящихся (находившихся) на обслуживании или в управлении ООО "Орелжилцентр".
Обязать ООО "Орелжилцентр" в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу довести до сведения собственников (нанимателей) жилых помещений многоквартирных домов г. Орла, находящихся (находившихся) на обслуживании или в управлении ООО "Орелжилцентр", резолютивную часть решения суда по данному делу.
На основании решения суда собственники (наниматели) жилых помещений многоквартирных домов г. Орла, находящихся (находившихся) на обслуживании или в управлении ООО "Орелжилцентр" вправе требовать перерасчета платы за захоронение ТБО.
Взыскать с ООО "Орелжилцентр" в доход МО город Орел государственную пошлину в размере 200 рублей".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Орловой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Заводского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском ООО "Орелжилцентр" о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за "захоронение ТБО".
В обоснование исковых требований указывалось, что Жилищный Кодекс РФ, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. N491 не предусматривают в структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги плату за утилизацию мусора.
В соответствии со ст.2 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) ТБО для собственных хозяйственно-бытовых и производственных нужд. В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере водоснабжения, водоотведения и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
Полагает, что по изложенным основаниям, поскольку потребителем услуги по утилизации (захоронению) ТБО являются не граждане, проживающие в жилых помещениях, а само ООО "Орелжилцентр", данная услуга не может быть признана жилищно-коммунальной услугой, предоставляемой населению г. Орла в соответствии с установленным органом местного самоуправления тарифом. Поэтому действия ООО "Орелжилцентр" по начислению и взиманию платы за захоронение ТБО с граждан являются незаконными.
С учётом уточнения требований в судебном заседании прокурор просил признать вышеуказанные действия ответчика незаконными, обязать ответчика прекратить действия по взиманию данных платежей и обязать ООО "Орелжилцентр" в 10-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу довести до сведения собственников (нанимателей) жилых помещений, находящихся (находившихся) на обслуживании или в управлении ООО "Орелжилцентр", резолютивную часть решения суда, указать, что на основании решения суда собственники (наниматели) жилых помещений многоквартирных домов г. Орла, находящихся (находившихся) на обслуживании или в управлении ООО "Орелжилцентр", вправе требовать перерасчета платы за "захоронение ТБО".
Представитель ответчика исковые требования не признала.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ООО "Орёлжилцентр" ставится вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права.
Полагает, что в соответствии с действующим законодательством собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе, ТБО, а поэтому граждане обязаны оплачивать услугу не только по их сбору, но и утилизации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Щербакову Е. Ю., представителя третьего лица - Управления по тарифам Орловской области - Рыкова Ю. Ф., поддержавших жалобу, возражения на жалобу прокурора Слюнина В. В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Суд, удовлетворяя требования прокурора Заводского района г. Орла в интересах неопределённого круга лиц, свой вывод мотивировал тем, что указанная услуга по утилизации мусора не относится к коммунальным, входит в состав платы за жилое помещение, стоимость утилизации при согласии потребителя на условиях, предусмотренных договором, может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО, граждане, проживающие в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ответчика, не являются потребителями спорной услуги.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с данным выводом по следующим основаниям.
Статья 8 ЖК РФ предусматривает, что к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.06.1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Частью 2 ст. 4 вышеназванного Закона предусмотрено, что право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Исходя из анализа указанных норм права собственниками твёрдых бытовых отходов (ТБО) являются граждане, в результате жизнедеятельности которых они образовались, а поэтому обязанность по их вывозу и утилизации, а следовательно, и по оплате за оказанный вид услуги возлагается на граждан.
Как видно из копии Устава, ООО "Орелжилцентр" осуществляет коммерческую деятельность, основными видами которой, в числе прочего, являются эксплуатация жилого фонда и предоставление услуг населению (л.д. 24 - 31).
Материалами дела установлено, что ООО "Орелжилцентр" является управляющей организацией ряда многоквартирных жилых домов, расположенных на территории г. Орла, либо обслуживающей организацией для некоторых многоквартирных домов города, в которых избрана непосредственная форма управления.
В силу пп. 3.1, 5.4 договора управления собственник поручает, а Управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме. Оплата собственником оказанных услуг по договору производится на основании платежных документов, выставляемых управляющей организацией.
Пунктами 3.1,3.2, 5.4 договора на услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома предусмотрено, что предметом Договора является выполнение "Исполнителем" (ООО "Орелжилцентр") работ по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома: содержание и текущий ремонт общего имущества, придомовой территории, вывоз и захоронение бытовых отходов и др. Оплата содержания и текущего ремонта общего имущества, а также коммунальных услуг производится на основании платежного документа, предоставляемого ООО "Орелжилцентр" (л.д. 102- 109).
Во исполнение указанного договора между ООО "Орелжилцентр" (Заказчик) и ОАО " О" (Подрядчик) заключен договор об оказании услуг по которому Подрядчик обязуется обеспечивать жилые дома, находящиеся на обслуживании и в управлении Заказчика услугами, а именно: обеспечить вывоз ТБО, заключение договора с ЗАО " ОП" ( ОП) на захоронение ТБО, обеспечить работу аварийно-диспетчерской службы и другие (л.д. 89, 90).
На основании договора, заключенного с ОАО " О", ЗАО " ОП" принимает на себя обязанности своими средствами и рабочей силой произвести захоронение ОП и П на городском полигоне твердых бытовых отходов и промышленных отходов по предварительным подсчетам в количестве 850 куб.м в год (л.д. 91).
При этом п.1.3 указанного договора предусмотрено, что выполнение услуги по захоронению отходов не влечёт за собой перехода права собственности на захороненные отходы.
Судом первой инстанции установлено, что до 2008 г. в расчетных квитанциях по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, выставляемых ООО "Орелжилцентр" жителям многоквартирных домов, имелась строка "вывоз и утилизация ТБО" (твердые бытовые отходы). Отдельно оплата с них за утилизацию отходов не взималась.
Тариф для граждан на захоронение ТБО администрацией г. Орла не устанавливался.
Начиная с 2008 г., отдельной строкой стал выставляться такой вид платежа как "захоронение ТБО".
Указанное обстоятельство явилось основанием обращения прокурора Заводского района г. Орла в суд с вышеуказанными требованиями.
В соответствии с положениями Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 31.12.2004 N210-ФЗ (с изменениями и дополнениями) Постановлением администрации г. Орла от 27.12. 2007г. N3039 был установлен тариф на услуги по захоронению твёрдых бытовых отходов ЗАО " ОП" размере 14,64 руб. на 1 куб. м. на 2008г., который вступает в силу через 1 месяц с даты опубликования и действует до очередного пересмотра, который состоится не ранее 1 января 2011г.( л.д. 49)
Приказом Управления по тарифам Орловской области от 30.11.2011 г. N1171-Т с 1 января 2012 г. по 30.06.2012 г. установлен тариф за услуги по захоронению ТБО, оказываемые ЗАО " ОП" ( ОП) в размере 18,70 рублей на 1 куб. метр отходов. Аналогичный тариф был установлен и на 2011 г. (л.д. 43 -44 ).
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст.1 Закона о тарифах государственному регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
При этом к организациям коммунального комплекса относятся юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющие эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
К потребителям товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов относятся лица, приобретающие по договору воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд. При этом в жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются: в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений (п. 17 ст. 2).
Исходя из смысла и содержания указанных положений Закона, отнесение управляющих организаций к потребителям услуги утилизации ТБО используется в целях названного закона.
В случае же непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений потребителями данной услуги выступают собственники помещений в этом доме.
Вместе с тем, в любом случае данные организации приобретают указанные коммунальные услуги для предоставления их лицам, проживающим в конкретных жилых домах.
Материалами дела установлено, что ООО "Орёлжилцентр" является не только управляющей, но и обслуживающей организацией многоквартирных домов в г. Орле.
Следовательно, вывод суда о том, что граждане не являются потребителями данного вида услуг, а действия ООО "Орёлжилцентр" по начислению и взиманию с них платы за "захоронение ТБО" незаконные, поскольку утилизация ТБО оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение, основан на неправильном толковании норм материального права.
В статье 154 ЖК РФ установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Часть первая предусматривает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.
В части второй указано, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В пункте 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. N491, дано понятие содержания общего имущества, куда не включено захоронение (утилизация) ТБО.
По смыслу закона, плата за жилое помещение фактически представляет собой плату за содержание и ремонт жилого помещения, которая в свою очередь включает три элемента: плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, плату за услуги и работы по содержанию общего имущества и плату за услуги и работы по текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Учитывая, что закон не содержит прямого указания на отнесение захоронения (утилизации ТБО) к услугам и работам по управлению, ремонту, а также по содержанию общего имущества многоквартирного дома, ссылку в решении суда на разъяснения Министерства регионального развития РФ, данные в письме от 03.10.2008 N25080-СК/14 о том, что утилизация ТБО оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение нельзя признать состоятельной.
Более того, указанное письмо не относится к нормативным правовым актам, составляющим жилищное законодательство в соответствии со ст. 5 ЖК РФ.
Вместе с тем, Общероссийский Классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), утв. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001г. N454-ст, относит деятельность по удалению и обработке твёрдых отходов к предоставлению прочих коммунальных услуг (код 90.00.2).
То обстоятельство, что фактически оплата содержания общего имущества не включает в себя оплату за захоронение ТБО подтверждено также пояснениями представителя третьего лица - Управления по тарифам Орловской области - о том, что тариф за захоронение ТБО учитывает исключительно мероприятия по их захоронению, и никакие транспортные расходы по доставке ТБО к месту захоронения не заложены в данный тариф.
Таким образом, судебная коллегия находит, что в действиях ответчика, являющегося управляющей и обслуживающей организацией и предъявляющего к оплате отдельной строкой в квитанции затраты по утилизации (захоронению) ТБО, исходя из установленных норм накопления и в соответствии с заключённым договором по утилизации ТБО, не усматривается нарушений норм действующего законодательства и ущемления прав и законных интересов граждан, являющихся собственниками твёрдых бытовых отходов и потребителями данного вида услуги.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать правильным, а поэтому оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске прокурору Заводского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Орелжилцентр" о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за "захоронение ТБО".
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ООО "Орелжилцентр" удовлетворить.
Решение Заводского районного суда г.Орла от 17 мая 2012г. отменить.
Вынести новое решение по настоящему делу, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Заводского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Орелжилцентр" о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за "захоронение ТБО" отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.