Судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.
судей Орловой Е.А., Герасимовой Л. Н.
с участием прокурора Булгаковой И. П.
при секретаре Хворостянове А. С.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по апелляционной жалобе ЗАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика" на решение Урицкого районного суда Орловской области от 2 мая 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Орловского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ЗАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика" о приостановлении незаконного пользования водным объектом удовлетворить.
Обязать ЗАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика" приостановить незаконную деятельность по сбросу сточных вод через один выпуск с очистных сооружений, расположенных на его промышленной площадке "адрес", в ручей Безымянный и далее реку Орлица, до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях, предоставив срок для добровольного исполнения решения суда 3 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с ЗАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика" в пользу муниципального образования "Урицкий район" государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Орловой Е. А., объяснения представителей ответчика ЗАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика" Бучнева А. Г., Газаряна Д. В., Савченко А. Р., поддержавших жалобу в полном объеме, заместителя Орловского природоохранного межрайонного прокурора Булгакову И. П., представителей третьих лиц Управления Росприроднадзора по Орловской области Шепитько А. А., отдела водных ресурсов по Орловской области МОБВУ Кочеткова А. Г., возражавших против удовлетворения жалобы и полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Орловский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ЗАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика" о приостановлении незаконного пользования водным объектом.
В обоснование требований указывалось, что в ходе проверки, проведенной Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой исполнения водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды в отношении предприятий, осуществляющих пользование поверхностными водными объектами на территории области, установлены нарушения действующего законодательства.
ЗАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика" осуществляет деятельность по производству перо-пуховых изделий и готовой одежды на одной промышленной площадке по "адрес", где также эксплуатируются объекты хозяйственно-бытовой и производственной канализации. В существующей системе водоотведения хозяйственно-бытовые и производственные сточные воды ЗАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика" по сетям канализации через КНС поступают на очистные сооружения биологической очистки, представляющие собой приемный резервуар-накопитель, отстойники, установку КУ-50, иловые площадки и хлораторную, после чего по самотечному трубопроводу сбрасываются по одному выпуску в ручей Безымянный - правый приток р. Орлица, в объеме 5 тыс.куб.м/год.
В соответствии с действующим законодательством сбросы химических, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов осуществляются субъектами хозяйственной и иной деятельности на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Такими разрешениями для юридических лиц устанавливается количество вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к сбросу в окружающую среду, при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В нарушение водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды на протяжении длительного времени ЗАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика" осуществляет пользование водным объектом - ручей Безымянный (правый приток р. Орлица), находящимся в федеральной собственности, для сброса хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод, не имея решения исполнительного органа государственной власти о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях.
Срок действия ранее выданных разрешительных документов на водопользование истек еще в 2009 году. Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (НДС) в сточных водах для ЗАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика" не установлены и не утверждены, предшествующий этому проект НДС ими не разработан и не согласован с уполномоченными органами, разрешение федерального органа исполнительной власти на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду не получено. Производственный контроль за содержанием загрязняющих веществ в сточных водах и за состоянием речной воды в зоне антропогенного воздействия на водный объект не осуществляется, эффективность и работоспособность очистных сооружений не оцениваются, отчетность об объемах и качестве водоотведения в уполномоченные органы не предоставляется, что является нарушением основных принципов водного законодательства и создает угрозу причинения вреда водному объекту.
Такие нарушения не отвечают основным требованиям к рациональному использованию и охране водных объектов, поскольку не обеспечивают стабильность и сохранность водных ресурсов, их поддержание в состоянии, соответствующем нормативам качества окружающей среды, соблюдение правил водопользования, не позволяют своевременно принять меры по предупреждению и ликвидации последствий оказываемых техногенных нагрузок.
Незаконная деятельность ЗАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика" нарушает интересы Российской Федерации как собственника водного объекта, на рациональное использование и охрану поверхностных вод от вредных природных и антропогенных факторов, снижающих их качество, степень пригодности и безопасности, недопустимость его самовольного использования, на достоверную гидрологическую информацию о его состоянии.
Кроме того, такая деятельность ответчика нарушает гарантированное статьями 42 Конституции РФ, 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды", 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" право каждого на благоприятную окружающую среду и среду обитания, на её защиту от негативного воздействия, на стабильное, качественное и безопасное удовлетворение жизненно важных потребностей в водных ресурсах, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.
Ранее, постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Орловской области от "дата" N за отсутствие разрешительных документов на водопользование должностное лицо ОАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика", преобразованного в последующем в ЗАО, привлекалось к административной ответственности по ст. 8.1. КоАП РФ. Одновременно юридическому лицу выдавалось предписание об устранении допущенных нарушений, которое в установленные сроки не исполнено.
Поскольку у ответчика не возникло право пользования водным объектом, осуществляемая им деятельность по сбросу сточных вод в водный объект без разрешительных документов является незаконной, а указанные меры административного воздействия явились недостаточными и не позволили устранить нарушения законодательства в деятельности ответчика, прокурор просил суд обязать ЗАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика" приостановить незаконную деятельность по сбросу сточных вод через один выпуск с очистных сооружений, расположенных на его промышленной площадке по "адрес", в ручей Безымянный и далее реку Орлица, до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях, предоставив срок для добровольного исполнения решения суда 3 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Представители ответчиков Савченко А.Р. и Газарян Д.В. исковые требования не признали.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ЗАО"Нарышкинская перо-пуховая фабрика" ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Указывает на то, что сброс поверхностных сточных вод предприятия производится непосредственно на рельеф местности, на что имеется соответствующее разрешение.
Судом не учтено, что ручей "Безымянный" является временным водотоком, отсутствуют его морфологические характеристики, а расстояние до ближайшего водного объекта (р. Орлица) около 3км., биологически безвредные стоки предприятия по этой причине не доходят до указанного водного объекта, а оседают в рельефе местности, за что фабрика осуществляет плату.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со статьями 56 и 80 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002г N7-ФЗ деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, установленных главой 7 данного Закона, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обращаясь в суд с вышеуказанными требованиями Орловский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц ссылался на нарушение ЗАО"Нарышкинская перо-пуховая фабрика" природоохранного и водоохранного законодательства по защите и охране водных объектов от загрязнения, а именно, на осуществление пользования водным объектом - ручьём Безымянный (правым притоком реки Орлица), находящимся в федеральной собственности, для сброса хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод, не имея решения исполнительного органа государственной власти о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях.
Суд проверил указанные доводы и пришёл к правильному выводу об их обоснованности.
Статья 42 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Аналогичные положения содержатся в п.1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в соответствии с которым каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Как установлено материалами дела 28.05.1993 года ЗАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика" поставлена на учет в соответствии с НК РФ в налоговом органе по месту нахождения юридического лица.
20.08.2004г. между Администрацией Орловской области и ОАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика" был заключен договор пользования водным объектом - ручьём Безымянным и далее рекой Орлица в пос. Нарышкино Урицкого района, расстоянием от устья 1386 км. для сброса сточных вод лимитом 11,50 тыс. куб.м., сроком действия до 1 июля 2007г.
12.12.2006г. ответчику была выдана лицензия на водопользование указанным поверхностным водным объектом для вышеуказанных нужд, срок действия которой предусматривался до 01.12. 2009г. (л.д. 51, 52).
Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц 02.11.2011 г. ЗАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика" зарегистрировано как юридическое лицо.
Уставом ЗАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика", утв. Решением внеочередного общего собрания акционеров от 12.10.2011г. предусмотрено, что общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами (п.2.2.).
Судом бесспорно установлено, что ЗАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика" на момент разрешения спора осуществляет деятельность по производству перо-пуховых изделий и готовой одежды на одной промышленной площадке расположенной по адресу: "адрес", в ходе которой эксплуатируются объекты хозяйственно-бытовой и производственной канализации.
В системе водоотведения ЗАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика" хозяйственно-бытовые и производственные сточные воды по сетям канализации через КНС поступают на очистные сооружения биологической очистки, отстойники, поступают в установку КУ-50, после чего по самотечному трубопроводу сбрасываются по одному выпуску в ручей Безымянный правый приток реки Орлица.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимся в материалах дела ситуационным планом-схемой водопотребления и водоотведения Нарышкинской перо-пуховой фабрики, а также актом обследования места сброса сточных вод ЗАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика" от 21.03.2012г. (л.д. 27, 34 -43).
То обстоятельство, что ЗАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика" числится в перечне нелегитимных водопользователей, подлежащих региональному и федеральному государственному надзору, которыми осуществляется пользование поверхностными водными объектами без разрешительных документов, которые в установленные сроки не исполнены предписания об устранении выявленных нарушений, подтверждается сведениями, предоставленными Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области (л.д. 29).
Из служебной записки начальника отдела водных ресурсов К.С.В. и письма Генерального директора вышеуказанного Управления Р.В.В. следует, что ОАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика" отказано в исключении его из перечня водопользователей, осуществляющих сброс в поверхностный водный объект, поскольку в ходе проверки было установлено, что указанный сброс осуществляется непосредственно в ручей Безымянный, который имеет все признаки естественного водного объекта, который не пересыхает, хотя на момент обследования осадков не имелось (л.д. 44 - 47).
Указанные обстоятельства не отрицали стороны в судебном заседании.
Согласно п.1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Данное положение закона подтверждено и в справке Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области о том, что ручей Безымянный и р. Орлица являются водными объектами, находящимися в федеральной собственности (л.д. 32).
Пунктом 1 ст. 44 ВК РФ предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу п.2 ст. 21 ВК РФ в иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса.
Согласно ч.2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Судом установлено, что на момент разрешения спора ответчику не был предоставлен в пользование вышеуказанный водный объект исполнительным органом государственной власти, так как срок действия ранее выданных документов истёк.
Таким образом, в результате осуществления ответчиком производственной деятельности нарушены вышеуказанные требования действующего законодательства, предусматривающие обязательное получение разрешения компетентного органа государственной власти о предоставлении водного объекта, находящегося в собственности Российской Федерации, в пользование в указанных целях.
При изложенных обстоятельствах выводы суда об удовлетворении требований Орловского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ЗАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика" о приостановлении незаконного пользования водным объектом являются обоснованными и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
Довод жалобы ответчика о том, что сброс поверхностных сточных вод предприятия производится непосредственно на рельеф местности, на что имеется соответствующее разрешение, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку указанное обстоятельство само по себе не имеет правового значения при разрешении настоящего спора.
Судом установлено, что в результате производственной деятельности ЗАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика" образуются поверхностные, хозяйственно-бытовые и производственные сточные воды.
Неорганизованный сброс поверхностных, хозяйственно-бытовых сточных вод предприятие осуществляет непосредственно на рельеф местности, на что, действительно, имеется разрешение N148 от 04.12.2009г. сроком на 5 лет (л.д. 96).
Вместе с тем организованный сброс производственных сточных вод по сетям канализации после очистки на очистных сооружениях ответчиком производится по самотечному трубопроводу по одному выпуску в ручей Безымянный - правый приток реки Орлица, на водопользование которым не имеется разрешения соответствующего исполнительного органа государственной власти.
Данные обстоятельства подтверждаются установленными по делу обстоятельствами. В жалобе не приведено доказательств, опровергающих выводы суда.
Что касается довода жалобы о том, что судом не учтено, что ручей "Безымянный" является временным водотоком, то он также не влечёт отмену решения суда, поскольку аналогичен возражениям представителей ответчика, которые приводились ими при рассмотрении настоящего дела.
Мотивы его необоснованности подробно приведены в решении суда, с чем судебная коллегия согласна.
Не основано на законе и указание представителей ответчика в жалобе на то, что до выдачи новой лицензии ЗАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика" имеет право пользоваться ранее предоставленным водным объектом, поскольку постановление ПравительстваРФ от 3 апреля 1997 г. N383, на которое ссылается при этом ответчик, утратило силу с 1.01.2007г. в связи с изданием постановления Правительства РФ от 30.12.2006г. N844.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Урицкого районного суда Орловской области от 2 мая 2012г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Нарышкинская перо-пуховая фабрика" без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.