Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего судьи - Левковой Г.И.,
судей - Поштацкой В.Е., Красавцевой В.И.,
при секретаре - Канунниковой А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по апелляционной жалобе администрации г. Рязани на решение Советского районного суда города Рязани от 19 июня 2012 года, которым постановлено:
Признать незаконным отказ администрации г.Рязани в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Агафонова С.В.
Обязать администрацию г. Рязани поставить Агафонова С.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 26 августа 2011 года.
Взыскать с администрации г.Рязани в пользу Агафонова С.В. судебные расходы в размере "данные изъяты" рублей.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Поштацкой В.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Агафонов С.В. обратился в суд с указанным заявлением, указав, что он является инвалидом N группы по заболеванию, связанному с исполнением обязанностей военной службы, при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. 26.08.2011 года он обратился в администрацию г.Рязани с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, приложив все необходимые для этого документы. Однако ему было отказано в постановке на жилищный учет, так как не представлено решение органа местного самоуправления о признании его и членов его семьи малоимущими. Просит признать незаконным отказ администрации г.Рязани в постановке на учет и обязать администрацию г.Рязани поставить его на учет нуждающихся в получении жилья с составом семьи два человека.
Суд удовлетворил заявление, постановив вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Рязани просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что судом не учтено то обстоятельство, что заявитель для постановки на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий должен быть признан малоимущим. Также указал, что администрация города Рязани как орган местного самоуправления не наделена полномочиями на постановку на учет и предоставление жилья иным категориям граждан (не малоимущим), к которым относятся "чернобыльцы".
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, считает, что оснований для его отмены не имеется.
В суде первой инстанции установлено, что Агафонов С.В. является инвалидом N группы в связи с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
26.08.2011 года Агафоновым С.В. в отдел по учету и распределению жилья администрации г. Рязани было подано заявление о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи 2 человека - он и его жена А.В.Н.., в соответствии со ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", представив: копию удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, копию удостоверения инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС; справку о составе семьи с места жительства; справки Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за Агафоновым С.В. и членами его семьи.
Указанное заявление было принято отделом по учету и распределению жилья администрации г. Рязани.
Постановлением администрации г.Рязани от 11.03.2012 года N N ему было отказано в принятии его на учет в категории малоимущие по причине отсутствия решения органа местного самоуправления о признании его и членов его семьи малоимущими.
Меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС предусмотрены Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244 от 15.05.1991.
В силу пп. 2, 4 ст. 13 указанного Закона, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения, граждане, принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполняемых работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 14 данного Закона в редакции, действующей на момент подачи заявления и принятия судебного решения, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Положения пункта 2 части первой статьи 14 признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 N 17-П в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
В ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 130-ФЗ п. 2 данного Закона предусматривает обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Таким образом, как на момент принятия судебного решения, так и на дату апелляционного рассмотрения дела порядок обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Поэтому районный суд правильно указал, что на основании п. 5 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Пункт 19 данных Правил устанавливает, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают, в том числе и выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, для участия в данной программе заявитель должен быть поставлен органом по учету и распределению жилья на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие решения органа местного самоуправления о признании заявителя и членов его семьи малоимущими не может являться основанием для отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Ссылка в жалобе на то, что постановка на учет на обеспечение жильем заявителя не является расходным обязательством органов местного самоуправления и его полномочиями не охватывается, также не может служить основанием для отмены решения.
В соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления, поэтому обязанность по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий должна быть возложена на ответчика - Администрацию г. Рязани.
Таким образом, судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подробно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
Решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Рязани от 19 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Рязани - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.