Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Зубаровской С.В.,
судей: Мацкив Л.Ю. и Чеченкиной Е.А.,
при секретаре: Соломахиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Заднепровского района г. Смоленска Никулина А.Н. на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 11 мая 2012 года,
заслушав доклад судьи Зубаровской С.В., объяснения прокурора Афанасьевой Т.В., поддержавшей доводы представления и просившей отменить решение суда, принять новое - об удовлетворении заявленных требований,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Заднепровского района г. Смоленска (далее по тексту - Прокурор), действующий в интересах неопределённого круга лиц, уточнив требования, обратился с иском к администрации города Смоленска (далее по тексту - Администрация) о понуждении к устройству дороги и уличного освещения, в обоснование указав, что участок автомобильной дороги от дома N в ... имеет просадки и выбоины, превышающие допустимые размеры, на данном участке отсутствуют пешеходные дорожки, тротуары и уличное освещение. Такое состояние дороги не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, создаёт угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, лишает граждан, проживающих в ..., на беспрепятственный доступ медицинских и противопожарных служб, а также на транспортное обслуживание населения ввиду невозможности организации пассажирских перевозок из-за технического и эксплуатационного состояния дороги. Поскольку обязанность по содержанию и обустройству дорог местного значения законодателем возложена на органы местного самоуправления, просил Администрацию принять меры по обеспечению соответствия автомобильной дороги от дома N в ... установленным правилам, техническим нормам и другим нормативным документам в виде ремонта.
Представитель Администрации Лавриненко А.С. согласилась с заявленными требованиями в части расширения дороги до шести метров для прохода пассажирского транспорта с устройством дороги с нетвердым покрытием, при этом просила учесть одностороннюю застройку ..., где обустраивается обочина; в случае удовлетворения иска прокурора просила установить разумные сроки для исполнения.
Представитель третьего лица УГИБДД УМВД России по Смоленской области Русаков А.А. присутствовал в судебном заседании, однако его объяснения не занесены в протокол судебного заседания и не отражены в решении суда (л.д.41-42. 44-45).
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 11 мая 2012 года Прокурору в удовлетворении иска отказано.
В апелляционном представлении Прокурор Заднепровского района г. Смоленска Никулин А.Н. просит решение отменить и принять по делу новое решение, удовлетворив иск в полном объёме, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании закона.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителей администрации и УГИБДД УМВД России по Смоленской области, которые, будучи надлежащим образом извещены о явке, в заседание судебной коллегии не явились.
Проверив материалы дела исходя из доводов апелляционной жалобы, письменных возражений Администрации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования и отказывая Прокурору в иске, суд первой инстанции, установив факт несоответствия состояния дороги в ... законодательству о безопасности дорожного движения, тем не менее, пришёл к выводам о том, что: истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об опасном состоянии данной дороги; орган местного самоуправления самостоятелен в решении вопросов местного самоуправления и никто не вправе решать заявленные в иске требования вопреки процедуре, установленной законодательством о местном самоуправлении; наличие неудовлетворительного состояния дороги не создает опасности для дорожного движения, поскольку не исключает возможности для участников дорожного движения соблюдать нормы ПДД.
Вместе с тем, такие выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального права, поскольку сделаны им без учёта всех доказательств по делу и при неверном истолковании закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 08.11.07г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ N 257) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения, 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, 3) автомобильные дороги местного значения, 4) частные автомобильные дороги.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
В соответствии со ст. 1 ФЗ Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - ФЗ N 196) задачами настоящего ФЗ являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Под безопасностью дорожного движения законодатель принимает состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст. 2 ФЗ N 196).
Из материалов дела усматривается, что предметом спора является объект транспортной инфраструктуры - автомобильная дорога протяжённостью от дома N в ....
Согласно Реестру улиц г. Смоленска, утвержденному Постановлением Администрации города Смоленска от 17.12.2001 г. N 2635, ... расположены на территории г. Смоленска.
Данная дорога является автомобильной дорогой общего пользования местного значения, отнесена к юрисдикционному ведению органа местного самоуправления - администрации города Смоленска.
Согласно положениям ст. 12 ФЗ N 196 ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Из совокупности требований, содержащихся в статьях 17 и 18 ФЗ N 257 следует, что ремонт и содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными данной статьей; капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Основные требования к проектированию новых и реконструкции существующих городских и сельских поселений, их конкретизация содержатся в "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденном приказом Министерством регионального развития РФ от 28.12.2010 N 820.
Пункт 11.1. Свода правил устанавливает, что при проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать единую систему транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети. Расчётные параметры улиц и дорог городов следует принимать по таблице 8 вышеназванного Свода правил. Так, расчётная скорость движения по дороге местного значения должна составлять 40 км./ч, число полос движения 2-3, ширина полосы движения 3 м.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения содержатся в Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", принятому постановлением Госстандарта РФ от 11.10.93г. N 221. В соответствии с п.п. 3.3.1 и 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог установлены Национальным Стандартом РФ ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования". В соответствии с пунктом 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населённые пункты. На дорогах 1-3 категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населённые пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населённым пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны. Горизонтальная освещённость покрытия проезжей части автомобильных дорог, магистралей и улиц населённых пунктов должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 8 данного ГОСТа.
Как видно из сообщения Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска, копии топографической съёмки протяжённость дороги от дома N по ... до дома N в ... составляет 4350 м., ширина дороги на разных участках варьируется от 4 до 7 метров, дорожное покрытие - грунтовое, тротуары отсутствуют, рельеф равнинный.
Поводом для проведения совместных с прокуратурой Заднепровского района и УГИБДД УМВД России по Смоленской области проверочных мероприятий на участке спорной дороги явились многочисленные обращения граждан и организаций о её неудовлетворительном состоянии, в том числе и информация из Интернет-сети.
Из акта от 19.12.2011 г., составленного государственным инспектором ОГИБДД УВД по г. Смоленску Кандыбиным М.В. с участием 2-х свидетелей, следует, что участок автодороги от дома N ... до дома N ... имеет просадки, выбоины, предельно допустимые ГОСТом (1,4 м. ширины, длины, 8 см глубины, 1,9 м ширины, длины, 9 см глубины и т.д.). На всём протяжении автодороги отсутствуют уличное освещение, тротуары, пешеходные дорожки, проезжая часть заужена до 4-х метров. К данному акту приложены фотоснимки, отображающие неудовлетворительное состояние спорной дороги.
Из акта обследования дорожных условий от конечной остановки автобусов ... до ... от 29.02.2012 г., составленного комиссией в составе: специалиста 1 категории отдела пассажирских перевозок Комитета по транспорту Администрации города Смоленска, главного специалиста отдела развития транспортного обслуживания Комитета по транспорту Администрации города Смоленска, старшего государственного инспектора дорожного надзора ОБ ДПС УМВД России по г. Смоленску, ведущего специалиста отдела УЖКХ Администрации города Смоленска, следует вывод, что дорожные условия от конечной остановки автобусов ... до ... не соответствуют требованиям безопасности дорожного движения при организации пассажирских перевозок.
Таким образом, по делу бесспорно установлены факты нарушения безопасности дорожного движения на спорном участке автодороги местного значения, удостоверенные актами осмотра и обследования дороги, проведённого в том числе и с участием представителей соответствующих органов исполнительной власти местного самоуправления, и несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик данной дороги требованиям вышеназванных технических регламентов, что является законным основанием для производства ремонта автодороги в соответствии с требованиями данных регламентов (Сводов Правил, СНИПов, ГОСТов и т.д.).
В этой связи заявленные Прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в соответствии со ст. 24 ФЗ N 196 права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
При этом судебная коллегия находит несостоятельной ссылку представителя Администрации на добровольный характер применения ГОСТ Р 50597-93, что исключает возможность его применения ответчиком.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О техническом регулировании" от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ (далее по тексту ФЗ N 184) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.
Исходя из смысла статей 13, 15, 16.1 ФЗ N 184 следует, что безопасность отношений, регулируемых данным ФЗ, обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в:
- Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ N 184 (утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р);
- Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ (утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 1 июня 2010 г. N 2079).
В соответствии с частью 4 статьи 16.1 ФЗ N 184 применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов в области стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Таким образом, добровольное выполнение требований стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень, утв. Приказом Ростехрегулирования от 1 июня 2010 г. N 2079, означает, в том числе, и выполнение соответствующих требований технического регламента. Отказ от применения соответствующих стандартов и (или) сводов правил влечёт необходимость подтверждения выполнения требований технического регламента применением иных документов, нежели эти стандарты и (или) своды правил. То есть произвольное нежелание исполнять такой стандарт без ссылки на иной технический документ, содержащий альтернативные либо отличающиеся от него технические нормы и правила, не допускается.
Как следует из Примечания к ГОСТу Р 50597-93 применение данного документа осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании.
Статьёй 6 ФЗ N 184 установлено, что технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Одной из задач ФЗ N 196 является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Поскольку ответчиком не представлено ссылок на иные технические регламенты, опровергающих требования ГОСТа Р 50597-93, то применение и исполнение положений названного ГОСТа является обязательным, так как данные положения направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества физических и юридических лиц.
Кроме того, согласно п. 1.8 Правил благоустройства города Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 N 800 (в действующей редакции) (далее - Правила) содержание дорог включает в себя комплекс работ, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дороги, дорожных сооружений, полосы отвода, элементов обустройства дороги, организации и безопасности движения, отвечающих требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения"; освещенность территорий улиц и дорог должна соответствовать Инструкции по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения", другим действующим нормативным документам (п. 2.2.2.Правил).
При разрешении вопроса о компетенции ответчика, правомочности вмешательства в его деятельность по заявленному требованию, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Статья 6 ФЗ N 196 устанавливает полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения. Так, частью 4 данной статьи предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится, в том числе, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, а также на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ одним из вопросов местного значения городского округа является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
Из анализа изложенных выше норм, во взаимосвязи со ст. 12 ФЗ N 196, следует, что обеспечение безопасности дорожного движения является не правом, а обязанностью государства в лице его компетентных органов; статья 6 ФЗ N 196 устанавливает: перечень компетентных лиц от имени государства, обязанных обеспечить безопасность дорожного движения; общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в данной области, и ни в коем случае не подразумевает под "самостоятельностью органов местного самоуправления в вопросах местного значения" - возможность их произвольного отказа в исполнении возложенных на них федеральным законом обязанностей, в том числе, и обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения на дорогах местного значения.
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 1.5 1.6, 1.10, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3 Правил содержание и благоустройство территорий города обеспечиваются органами местного самоуправления, силами и средствами предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности, физическими лицами и иными собственниками или законными владельцами зданий, сооружений, земельных участков, а также предприятиями и гражданами, осуществляющими мелкорозничную торговлю (в том числе с рук, лотков, автомашин); содержание в надлежащем состоянии и восстановление дорог на территории г.Смоленска обеспечивается Администрацией г.Смоленска; благоустройство города включает в себя, подготовку территорий к застройке, устройство внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, содержание в надлежащем состоянии
состоянии дорог, сетей уличного освещения.
В этой связи неправомерным является вывод суда об исключении вмешательства в деятельность органов местного самоуправления со стороны каких бы то ни было органов ( в том числе судебных или органов прокуратуры) по вопросам реконструкции и ремонта дорог местного значения даже и в том случае, когда установлен факт несоответствия состояния дороги техническим нормам и правилам.
Отсутствие же достаточных денежных средств в бюджете Администрации не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований Прокурора, поскольку не освобождает ответчика от исполнения обязанностей по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа, что предусмотрено не только Федеральным законом от 06.10.03г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 16), но и Уставом города Смоленска (статья 41) и Правилами.
С учетом изложенного доводы возражений Администрации на представление несостоятельны, решение суда подлежит отмене (п.п.3, 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе имеющихся в деле доказательств, то судебная коллегия считает возможным принять по нему новое решение, которым удовлетворить требования Прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 11 мая 2012 года отменить и принять по делу новое решение:
обязать администрацию города Смоленска принять исчерпывающие меры по обустройству и ремонту автомобильной дороги от дома N в ... до дома N по ... в соответствии с установленными правилами, техническими нормами и нормативными документами.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.