Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего - Пудова А.В.,
судей - Козловой А.А. и Коженовой Т.В.,
при секретаре - Михайлове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента экономического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Смоленской области на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 25 июня 2012 года.
Заслушав доклад судьи Козловой А.А., объяснения представителей Департамента экономического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Смоленской области - Филиппенко С.В. и Строевой Л.А., возражения Натаповой Н.Н. и Натапова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Натапова Н.Н. обратилась в суд к Департаменту экономического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Смоленской области (далее - Департамент) с иском о признании права на включение ее, как работника бюджетной сферы, в состав участников долгосрочной областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование в Смоленской области" на 2011-2012 годы и предоставлении социальной выплаты на погашение части ипотечного кредита, ссылаясь на незаконность решения об отказе в ее предоставлении (л.д.3-7).
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 25.06.12г. ответчик обязан включить Натапову Н.Н. в состав участников долгосрочной областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование в Смоленской области" на 2011-2012 годы и произвести ей социальную выплату.
В апелляционной жалобе Департамент ставит вопрос об отмене решения ввиду неправильного применения норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения с учетом доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Как следует из материалов дела, Натапова Н.Н. с 14.05.05г. является "данные изъяты" в ОГБОУЧ " "данные изъяты"", с 12.10.09г. находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3 лет (л.д., 32-34).
10.09.10г. ФИО1., Натаповой Н.Н., ФИО2., ФИО3., ФИО4 с АКСБ России (ОАО) был заключен кредитный договор, по которому созаемщикам по программе "Молодая семья" для приобретения квартиры N в доме N, корпус N по ул. ... в г.Смоленске предоставлен ипотечный кредит на сумму ... руб. на срок до 10.08.30г. под 14,5% годовых (л.д.21-26).
Пунктом 1.2 договора предусматривалось, что обязательства и действия, предусмотренные п.п.3.2, 5.1.1., 5.5.1., 5.5.2 (выдача кредита, отсрочка его погашения, установление ежеквартальной периодичности погашения кредита) от имени созаемщиков с их общего согласия исполняются ФИО1
10.09.10г. ФИО1 приобрел у ФИО5 упомянутую выше квартиру, причем в п.4 договора купли-продажи содержалось указание о том, что оплата за нее произведена за счет собственных средств в размере ... руб. и ... руб. - с помощью целевого кредита, предоставленного созаемщикам (л.д.28-30).
14.09.10г. право собственности на квартиру зарегистрировано за ФИО1 (л.д.31).
18.03.11г. Натапова Н.Н. обратилась в Департамент экономического развития и торговли Смоленской области (правопреемник ответчика) с заявлением о включении ее в состав участников долгосрочной областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование в Смоленской области" на 2011-2012 годы и предоставлении социальной выплаты на погашение части ипотечного кредита от 10.09.10г., в чем ей решением Комиссии от 10.06.11г. было отказано ввиду регистрации права собственности на квартиру на имя мужа (л.д.35 - 40).
Удовлетворяя требования Натаповой Н.Н., суд пришел к убедительному выводу о незаконности принятого Комиссией решения. При этом суд исходил из следующих обстоятельств.
Долгосрочная областная Программа "Ипотечное жилищное кредитование в Смоленской области" на 2011-2012 годы была утверждена постановлением Администрации Смоленской области от 28.09.10г. N 580. Одной из ее задач является обеспечение поддержки работников бюджетной сферы, приобретающих жилые помещения с использованием ипотечных жилищных кредитов.
Разделом 5 Программы (в редакции от 25.04.11г.) был определен механизм ее реализации, в частности предусматривалось предоставление социальных выплат гражданам на погашение части ипотечных жилищных кредитов, полученных в банках.
Социальные выплаты предоставляются гражданам, заключившим кредитные договоры с банками.
Право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие в областных государственных и муниципальных учреждениях, финансируемых за счет средств областного бюджета подразделениях милиции общественной безопасности. При этом стаж работы гражданина, претендующего на получение социальной выплаты, по последнему месту работы должен быть не менее двух лет на день обращения за социальной выплатой, а в случае если общий стаж работы в областных государственных и муниципальных учреждениях, финансируемых за счет средств областного бюджета, подразделениях милиции общественной безопасности составляет пятнадцать лет и более, стаж работы гражданина по последнему месту работы может быть не менее одного года на день обращения за социальной выплатой.
Размер социальной выплаты исчисляется из расчета 30 процентов от суммы ипотечного жилищного кредита, но не более 300 тыс. рублей и не менее 100 тыс. рублей.
Размер предоставляемой гражданину социальной выплаты не должен превышать размер полученного ипотечного жилищного кредита.
Социальная выплата в рамках Программы предоставляется гражданину и членам его семьи только один раз.
Под членами семьи гражданина понимаются его супруг (супруга), а также несовершеннолетние дети гражданина.
Социальная выплата предоставляется при условии, что после приобретения гражданином либо гражданином и членами его семьи жилого помещения с использованием ипотечного жилищного кредита, полученного в банке, размер общей площади жилых помещений, имеющихся у гражданина и членов его семьи на праве собственности и по договору социального найма, не будет превышать 33 квадратных метров на каждого члена семьи (а для одиноко проживающего гражданина - 45 квадратных метров) на день обращения за социальной выплатой.
Основания для отказа в признании гражданина участником Программы и включении его в список изложены в п.2.8 Порядка предоставления социальных выплат гражданам, работающим в областных государственных и муниципальных учреждениях, финансируемых за счет средств областного бюджета подразделениях милиции общественной безопасности, которые приобрели жилые помещения с использованием ипотечных жилищных кредитов, выданных банками" (далее - Порядок), утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 13.05.11г. N 263, ими являются:
- несоответствие гражданина требованиям, указанным в разделе 5 Программы;
- представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 2.3 настоящего Порядка;
- недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
- нарушение срока подачи заявления.
Учитывая, что Натапова Н.Н. - сотрудник бюджетного учреждения, стаж работы в котором на момент обращения в Департамент с заявлением о включении ее в состав участников Программы составлял более 5 лет (с 2005 года), является созаемщиком по ипотечному кредитному договору, предоставленному на квартиру N в доме N, корпус N по ул. ... в г.Смоленске, общей площадью 53,8 кв.м, приобретенную Натаповыми в период брака, то утверждение в жалобе о несоответствии истицы требованиям, изложенным в разделе 5 Программы, ошибочно.
Ссылка ответчика на отсутствие у Натаповой Н.Н. права на получение социальной выплаты ввиду получения кредита ее мужем, не работающим в бюджетном учреждении (сотрудник ООО " ..."), несостоятельна, так как выдача суммы кредита ФИО1 была предусмотрена п.п.1.2, 3.2 договора (л.д.21-26).
Буквальное толкование положений упомянутых нормативных документов опровергает утверждение ответчика о необходимости перерегистрации Натаповой Н.Н. квартиры на свое имя для включения в состав участников Программы, поскольку приобретена она Натаповыми в период брака, то в силу ст.34 СК РФ является их совместной собственностью, т.е. вне зависимости от регистрации истице принадлежит 1/2 доля в праве собственности на это жилое помещение.
Доводы о неприменении в сложившейся ситуации положений семейного законодательства основаны на заблуждении.
Ссылка в жалобе на необходимость перерегистрации права на квартиру на имя Натаповой Н.Н. для уплаты налогов, правового значения по делу не имеет.
При изложенных обстоятельствах решение суда правильное, оснований для его отмены не имеется.
Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 25 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента экономического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.