Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Ваганюк Н.Н.,
судей: Андриановой И.В., Ледовских И.В.,
при секретаре Карякиной Н.В.
рассмотрела в судебном заседании от 06 августа 2012 года гражданское дело по иску Попова С.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области и Федеральному казённому учреждению "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о признании незаконным решения жилищной комиссии, признании право на получение государственного жилищного сертификата и возложении обязанности выдать жилищный сертификат.
по апелляционным жалобам ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", Главного управления МЧС России по Тамбовской области на решение Советского районного суда г. Тамбова от 14.05.2012 года.
Заслушав доклад судьи Андриановой И. В., апелляционная инстанция
УСТАНОВИЛА:
Попов С.В. обратился в Советский районный суд г.Тамбова с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области (далее -Управление) и Федеральному казённому учреждению "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - ФКУ"Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России") о признании незаконным решения жилищной комиссии, признании права на получение государственного жилищного сертификата и возложении обязанности выдать жилищный сертификат.
В обоснование своего иска Попов С.В. указал, что с 1992 по 2010 г.г. он проходил службу в Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области.
19.12.2008 г. им подан рапорт на имя начальника ГУ МЧС России по Тамбовской области о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
18.05.2009 г. года согласно поданному рапорту, его поставили в очередь на получение служебного помещения с составом семьи из четырех человек.
20.04.2010 г. истец был уволен со службы на основании п. "е" ст.58 ТК РФ по сокращению штатов.
18.112011 г. решением жилищной комиссии он был снят с учета и исключен из списка нуждающихся в жилых помещениях.
Истец считает решение жилищной комиссии противоречащим жилищному законодательству, просит признать его незаконным и обязать ответчика восстановить его и членов его семьи на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В ходе судебного разбирательства истец заявленные требования уточнил, просил возложить обязанность на ФКУ "Управление госэкспертизы жилищного обеспечения МЧС России" выдать ему государственный жилищный сертификат на состав семьи из 4-х человек в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Письмом ГУ МЧС России по Тамбовской области от 13.12.2011 г. N65-13-8 ответчик сообщил о том, что его, Попова С.В., сертификатное дело со всем перечнем документов, необходимых для выдачи государственного жилищного сертификата, установленным в соответствии с требованиями Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации вышеуказанной подпрограммы находится в Главном управлении МЧС России по Тамбовской области.
Решением Советского районного суда г. Тамбова от 14 мая 2012 года исковые требования Попова С.В. удовлетворены.
Признано незаконным решение жилищной комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области от 18.11.2011 г. о снятии Попова С.В. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Возложена обязанность на Федеральное казённое учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" выдать Попову С.В. государственный жилищный сертификат с составом семьи четыре человека в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представители ответчиков, не согласившись с названным решением, подали апелляционные жалобы, считают решение необоснованным и противоречащим нормам материального и процессуального права.
Представитель ответчика ФКУ"Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в обоснование своей жалобы указывает, что судом неверно истолкованы Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, необоснованно применен к истцам первоочередный порядок предоставления социальной выплаты, предусмотренный пунктом 7 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153. ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" на основании личных обращений с заявлением и установленным законодательством перечнем документов до 1 июля года, существующего планируемому, формирует сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению 1. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается. Сводный список до 1 августа года, предшествующего планируемому, направляется в федеральный орган исполнительной власти, в частности, МЧС России, который утверждает данный список. Федеральный орган исполнительной власти представляет до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.
В соответствии с пунктом 28 Правил государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию, в проекте федерального бюджета на соответствующий год, и на основании установленного программой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов РФ, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти. В соответствии с пунктом 35 Правил государственный заказчик подпрограммы на основании заявок на выпуск сертификатов и с учетом графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выдаче бланков сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти.
Автор жалобы на основании указанного ссылается на то, что решение суда должно быть исполнимым, однако механизм внеочередного обеспечения субсидий в целях приобретения жилья за счет средств федерального бюджета нормативно-правовой базой подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы не предусмотрен.
Таким образом, выдать истцу сертификат в течение 6-ти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда не представляется возможным, поскольку ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" не является государственным заказчиком, а является органом, осуществляющим вручение данных сертификатов.
Также указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что порядок обеспечения жильем сотрудников ФПС определен Указом Президента N 825 от 28 июня 1999 г. и Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 г. Иных нормативных актов в настоящее время нет. Признание сотрудников ФПС МЧС России нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществлялось территориальными органами до 01.03.2005 года, то есть до вступления в силу ЖК РФ. После указанной даты постановка на учет нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления.
Кроме того, согласно статье 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О велении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, в т.ч. право на улучшение жилищных условий за счет социальных выплат по государственным жилищным сертификатам.
Обращает внимание, что часть 2 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в которой оговаривалось право на обеспечение жилыми помещениями как гарантия правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы, с 1 января 2005 года утратила силу (Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).
Сотрудники ФПС, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания по месту прохождения службы в населенном пункте, в соответствии со статьей 93 и пунктом 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на обеспечение служебными жилыми помещениями.
В соответствии с Постановлением Правительства N 153 от 21 марта 2006 г., Постановлением Правительства N 1050 от 17 декабря 2010 г. с 1 марта 2005 года по настоящее время выдача сертификатов осуществляется в отношении тех сотрудников ГПС МЧС России, перед которыми обязанность государства по обеспечению жильем возникла до 1 марта 2005 г. Однако истец до 1 марта 2005 года не состоял на таком учете в Главном управлении МЧС России по Тамбовской области, следовательно, у истца не возникло право на получение государственного жилищного сертификата.
По мнению автора жалобы, судом не соблюден досудебный порядок, поскольку на момент обращения в суд первой инстанции, т.е. по состоянию на 21.02.2012 года, непосредственно в уполномоченный орган по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной - противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований - федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" - истец не обращался.
Доводы апелляционной жалобы Главного управления МЧС России по Тамбовской области совпадают с доводами вышеизложенной жалобы.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ответчиков по доверенностям Зеленова А.В., Маркову С.А., поддержавших доводы апелляционных жалоб, истца и его представителя по доверенности Федосеева В.И., считавших решение законным и обоснованным, апелляционная инстанция приходит к следующему выводу.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что отдельные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия с помощью безвозмездных субсидий на приобретение жилья, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Указом Президента РФ от 28.06.1999 года N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений" установлено, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (п.1). Пунктом 2 Указа на эту категорию лиц распространено действие президентской программы "Государственные жилищные сертификаты".
Постановлением Правительства РФ от 29.09.1999 года N 1095 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов", изданного во исполнении вышеназванного Указа Президента, установлено, что увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством РФ право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
Правительство РФ своим Постановлением от 17.09.2001 года N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы, в которую включена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты".
В настоящее время федеральная целевая программа "Жилище" реализуется с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 года N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы", в соответствии с п. 5 которого право на участие в подпрограмме имеют в том числе сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Из содержания вышеуказанных правовых норм следует, что при наличии прочих условий обязательным условием для участия в Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы сотрудников учреждений противопожарной службы является увольнение со службы из органов, финансируемых за счет федерального бюджета при наличии общей продолжительности в этих органах не менее 10 лет.
Согласно ст. 5 ФЗ от 21.12.1994 года N 69-ФЗ в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Установлено, что Попов С.В. приказом по 1-й Специализированной военизированной пожарной части ПАСС УВД Тамбовской области по охране Ленинского района г. Тамбова и проведению первоочередных аварийно-спасательных работ N 24 от 25.02.1992 г. назначен на должность пожарного с присвоением звания сержанта.
В период службы в ГУ МЧС России по Тамбовской области 19.12.2008 г. истец подал рапорт на имя начальника ГУ МЧС России по Тамбовской области о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Тамбовской области (протоколом N36 от 18 мая 2009 г.) Попов СВ. с составом семьи 4 человека был принят на очередь на получение служебного жилого помещения.
20.04.2010г. приказом Главного управления МЧС России по Тамбовской области истец был уволен со службы на основании п. "е" ст.58 ТК РФ, т.е. по сокращению штатов.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Тамбовской области N 6 от 18 ноября 2011 года Попов СВ. был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий ГУ МЧС России по Тамбовской области на основании п.2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с тем, что им было утрачено право на улучшение жилищных условий.
Также из материалов дела следует, что истец проживал и проживает в доме, принадлежащем на праве собственности его матери П.Т.Ф. по адресу: ***, ***, ***. Вместе с ним проживают супруга П.О.В. дочь Я., *** года рождения, и дочь О. *** года рождения.
Данные обстоятельства не оспариваются ответчиками.
Учитывая, что обеспечение жильем сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России осуществляется в соответствии с федеральным законодательством за счет средств федерального бюджета, и истец был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, действия ответчиков по исключению его из списка военнослужащих и сотрудников Главного управления МЧС России по Тамбовской области, не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, противоречат требованиям закона. Оснований для снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренных действующим жилищным законодательством, не имеется.
Наряду с этим, в соответствии с п.п. "а" п. 5 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (2011-2015 годы)" для получения государственного сертификата юридическое значение имеет лишь факт нуждаемости в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Цель же и основания постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не являются юридическими фактами, влекущими какие-либо последствия.
На основании п.п.11 п.12 "Положения о территориальном органе МЧС России - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ", утвержденного Приказом МЧС России от 6 августа 2004 г. N 372, п. 12 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства РФ N1054 от 06.09.1998 г. (в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 года N 475, от 14.11.2007 года N 778, с изменениями, с внесенными решением Верховного Суда РФ от 14.04.2009 года N 2н-9/09) ГУ МЧС России по Тамбовской области организует учет военнослужащих, сотрудников, государственных служащих, работников Главного управления МЧС России и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает их жилыми помещениями в установленном порядке.
В системе МЧС России было создано Федеральное государственное учреждение "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, (в настоящее время - Федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", сокращено наименование - ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России"), на которое возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы.
Согласно п. 2.1 Устава ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", указанное учреждение осуществляет следующие виды деятельности (функции): постановка на учет и ведение учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, признанных нуждающихся в жилых помещениях в установленном законодательством РФ порядке; ведение учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей.
Таким образом, принятие сотрудников ГПС МЧС России на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется не органом местного самоуправления, а Главным Управлением МЧС России по Тамбовской области, в настоящее время - ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России".
Установлено, что в период службы в Государственной противопожарной службе МЧС России истец признан нуждающимися в улучшении жилищных условий, включен в сводный список участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата. До настоящего времени жильем не обеспечен, и в силу ст. 51 ЖК РФ нуждается в улучшении жилищных условий. Общая продолжительность службы Попова С.В. составляет более 18 лет, он уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правильно не принял доводы ответчиков о том, что истец утратил основания на получение служебного жилого помещения в соответствии с п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ; что учетное дело истца как участника подпрограммы к в срок до 01.12.2011 года к ответчикам не поступало; что правовой статус истца не соответствует требованиям закона, предъявляемым для реализации права на получение государственного жилищного сертификата, и пришел к обоснованному выводу, что истец относится к категории граждан, перед которыми государство исполняет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в период службы сертификат истцу выдан не был, он и его семья имеют право состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, и после увольнения со службы, а также имеют право на получение государственного жилищного сертификата на приобретение жилья в первоочередном порядке.
Анализируя вышеизложенное, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с нормами материального и процессуального права, доводы ответчиков, изложенные в апелляционных жалобах, направлены на переоценку доказательств, установленных судом первой инстанции.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Тамбова от 14 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", Главного управления МЧС России по Тамбовской области без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий:
Судьи:.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.