Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Дорохина О.М.,
судей: Быковой Н.В., Крыловой Э.Ю.,
при секретаре Хлоповой Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Куприкова П.Е. на решение Центрального районного суда г.Тулы от 15 мая 2012 года по делу по иску Куприкова П.Е. к УМВД России по Тульской области о восстановлении права на выплату пенсии и взыскании недополученной пенсии.
Заслушав доклад судьи Быковой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Куприков П.Е. обратился в суд с иском к УМВД России по Тульской области о восстановлении права на выплату пенсии и взыскании недополученной пенсии, мотивировав свои требования тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в органах внутренних дел РФ (далее по тексту ОВД РФ), после чего был уволен с правом на пенсию по выслуге лет.
На день увольнения ДД.ММ.ГГГГ он занимал должность "данные изъяты" Следственного управления при УВД по Тульской области и имел звание - "данные изъяты".
Его увольнение из ОВД РФ было осуществлено на основании "данные изъяты".
С ДД.ММ.ГГГГ ему пожизненно была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел?" (далее по тексту - Закон РФ N 4468-I).
Его выслуга в ОВД составляет "данные изъяты" дней, в связи с чем, на основании п. "а" ст. 13, п. "а" ст. 14 и ст. 43 названного Закона РФ N 4468-I (в действующей редакции), ему назначена пенсия в размере 65% от сумм денежного довольствия в размере "данные изъяты" рубля 78 копеек.
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона N 78-ФЗ и утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.01.2002 г. N 43, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дату издания приказа о его увольнении из ОВД) было установлено, что, сотрудникам ОВД РФ ежемесячно выплачивается процентная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания, которая при выслуге "данные изъяты" лет и более составляет 70 %.
С 01.01.2012 г., согласно Приложений NN 1 и 4 к Постановлению Правительства РФ от 03.11.2011 г. N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", Приложений NN 8 и 24 к Приказу МВД России от 01.12.2011 г. N 1192 и письму отдела пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения УМВД России по Тульской области (исх. N от 14.03.2012 г.), месячный оклад по его последней занимаемой в ОВД РФ перед увольнением должности составляет "данные изъяты" рублей, месячный оклад по его последнему специальному званию в ОВД РФ составляет "данные изъяты" рублей.
Считает, что при правильном исполнении сотрудниками УМВД России по Тульской области указанных Законов и Постановлений Правительства РФ, ему должна была быть выплачена пенсия в размере не менее 65% от суммы оклада по типовой должности, оклада по специальному званию, надбавки за выслугу лет, исчисленной в соответствии с Федеральным законом N78-ФЗ, то есть в сумме "данные изъяты" рублей ( "данные изъяты") * 65%).
В декабре 2011 г. УМВД России по Тульской области выплатило ему досрочно одним платежом пенсию за январь и февраль 2012 г. в общей сумме "данные изъяты" рублей 40 копеек, а в марте - за март 2012 г. в сумме "данные изъяты" рубля 70 копеек, что существенно меньше размера пенсии, которую он обоснованно рассчитывал получить.
В ответ на запрос относительно порядка расчета его пенсии ему было разъяснено, что его пенсия с 01.01.2012 г. рассчитана по следующей формуле:
- оклад по должности ( "данные изъяты" рублей) + оклад по званию ( "данные изъяты" рублей) + надбавка за выслугу лет в размере 30% от суммы оклада по должности и оклада по званию ( "данные изъяты") * понижающий коэффициент (54%) * понижающий коэффициент от суммы денежного довольствия исходя из двадцатипятилетней выслуги (65%).
Полагает, что ответчик необоснованно снизил величину денежного довольствия для исчисления его пенсии со 100% до 54%, а также необоснованно применил при исчислении размера пенсии размер процентной надбавки за выслугу лет в размере 30% от суммы окладов по должности и специальному званию, вместо надбавки в 70%, тем самым придав обратную силу норме закона, ухудшающей его положение.
Изменений в Федеральный закон N78-ФЗ и в Постановление Правительства РФ N 43, в части уменьшения процентной надбавки за выслугу лет для пенсионеров МВД России, не вносилось.
Полагает, что в отношении него, как пенсионера МВД России, право на получение пенсии у которого возникло и реализовано до 01.01.2012 г., применение законов, вступивших в действие после 31.12.2011 г. и, по его мнению, ухудшающих его положение, недопустимо.
Со ссылкой на положения ст. ст. 3, 8, 12, 13, 15, 16, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ считает, что ответчиком в период с 01.01.2012 г. по настоящее время (за январь, февраль и март 2012 г.) в результате неправильного и несвоевременного перерасчета пенсии были нарушены его имущественные права и нанесен материальный вред на сумму "данные изъяты" рублей 90 копеек.
Просил: восстановить с 1 января 2012 года его право на получение пенсии в размере 65% от 100% суммы денежного довольствия для исчисления пенсии, с учетом входящей в денежное довольствие, применяемой для исчисления пенсии надбавки за выслугу лет в размере 70% оклада денежного содержания, а также с учетом увеличения данного оклада денежного содержания; обязать ответчика с 1 января 2012 года производить выплату ему пенсии с учетом 100% размера денежного довольствия для исчисления пенсии указанного в ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ?.." в ныне действующей редакции, и размера надбавки за выслугу лет в размере 70% от оклада денежного содержания, то есть в размере "данные изъяты" рублей; взыскать с Ответчика в его пользу недоплаченную пенсию за январь, февраль и март 2012 года в сумме "данные изъяты" рублей 90 копеек.
Впоследствии истец Куприков П.Е. уточнил исковые требования в части причитающейся ему процентной надбавки за выслугу лет, равной 65% от суммы оклада денежного содержания, а не 70%, как он ошибочно указывал в первоначальном иске.
С учетом этого полагал, что денежное довольствие для исчисления его пенсии равно "данные изъяты" руб. (оклад по должности - "данные изъяты" руб. + оклад по званию - "данные изъяты" руб. + процентная надбавка за выслугу лет - "данные изъяты" руб. = "данные изъяты" руб.).
Таким образом, по мнению истца, его пенсия, исходя из 65% от рассчитанного денежного довольствия, должна составлять - "данные изъяты" руб. 50 коп. ( "данные изъяты" руб. х 65%) и на момент подачи иска в суд сумма недоплаты пенсии равна "данные изъяты" руб. 40 коп.
В судебном заседании истец Куприков П.Е. исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объёме по изложенным выше основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика УМВД России по Тульской области по доверенности Волкова Т.В. в судебном заседании исковые требования Куприкова П.Е. не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что пенсия истцу исчислена в соответствии со статьёй 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в редакции Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ.
Суд решил в удовлетворении исковых требований Куприкова П.Е. к УМВД России по Тульской области о восстановлении права на выплату пенсии и взыскании недополученной пенсии отказать.
В апелляционной жалобе Куприков П.Е. выражает несогласие с решением суда, считает его подлежащем отмене, так как судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права. Полагает, что в нарушение действующего законодательства и норм международного права более чем в два раза с 01.01.2012 года был снижен уровень его пенсии, относительно существовавшего ранее. Также при вынесении решения судом не были применены положения ст.ст. 7, 39, 54 и 57 Конституции РФ и не учтена позиция Конституционного Суда РФ по данному вопросу. Обращает внимание, что решение вынесено без учета того, что пенсионное законодательство не предусматривает возможности пересмотра назначенной сотруднику ОВД России пенсии в сторону её уменьшения. Кроме того, полагает, что применение понижающего коэффициента в размере 54% возможно только при исчислении первоначально назначаемой пенсии, а не при перерасчете уже назначенной пенсии. Просил решение отменить и принять по делу новое решение.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судебная коллегия считает, что при отказе в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пп. "а" части 1 статьи 14 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1) (в редакции Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ (далее Закон РФ от 12.02.1993 г.)), пенсия за выслугу лет, лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более, устанавливается в размере: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьёй 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.
Согласно части первой статьи 43 Закона N 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 г., введенной Федеральным законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ, указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941, в редакции от 30.12.2011 г. "О порядке исчисления выслуги лет, назначении и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее Постановление N 941), пенсии уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава ОВД исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии. Абзацем первым пп. "б" пункта 9 Постановления N 941 установлено, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном п. 8 настоящего Постановления, уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава ОВД включается оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца 2 настоящего постановления), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.
Из материалов дела следует, что истец, являясь пенсионером МВД России, до 1.01.2012 года получал пенсию в размере "данные изъяты" руб. 78 коп.
В соответствии с пп. "а" части 1 статьи 49 Закона РФ от 12.02.1993 г., назначенные пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в число которых входит и истец, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия сотрудников ОВД исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.
Приказом МВД России от 01.12.2011 г. N 1192, изданного во исполнение Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 г. N 878 "Об установлении окладов месячного содержания сотрудников ОВД РФ", которым установлены оклады по нетиповым должностям сотрудников ОВД.
С 1.01.2012 года размер пенсии истца пересмотрен и установлен ему на основании расчёта, произведённого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статьёй 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в сумме "данные изъяты" руб.70 коп.
Таким образом, в связи с изменением правового регулирования вопросов о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и пенсионеров из числа этих сотрудников ухудшения имущественного положения истца не произошло, напротив, пенсия истца была увеличена, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отверг доводы истца о том, что применение к нему положений части 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ), предусматривающих ограничение размера пенсии, нарушает его конституционные права, как несостоятельные и основанные на ошибочном толковании приведенных правовых норм. Суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, при разрешении требований истца применил нормы материального права, подлежащие применению в данном споре. Законных оснований для расчета пенсии истца без учета того, что денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% (ст. 2 Федерального закона от 08.11.2011 г. N 309-ФЗ) не имеется, право истца на перерасчет назначенной ему пенсии не нарушено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Тулы от 15 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Куприкова П.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.