Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой С.Б.,
судей Луниной Т.Д., Ходаковой Л.А.,
при секретаре Гусевой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Великсар О.А. на решение Центрального районного суда г.Тулы от 15 июня 2012 года по делу по иску Великсар О.А. к Администрации г. Тулы о восстановлении в списке очередников молодых семей претендентов на получение социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Федоровой С.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Великсар О.А. обратился в суд с иском к администрации г. Тулы о восстановлении в списке очередников в списке молодых семей претендентов на получение социальной выплаты.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 17 декабря 2010 г. постановлением Правительства РФ была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Администрации г.Тулы от 10.12.2010 г. N молодая семья Великсар О.А. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и участниками муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2006-2010 годы.
Постановлением Администрации г.Тулы от 25.01.2012 г. N семья Великсар О.А. была исключена из списка участников муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2015 годы" как намеренно ухудшившая свои жилищные условия.
Согласно ответов Администрации г. Тулы на его обращения, основанием для исключения из участников программы явилось то, что до регистрации Великсар О.А. в г. Туле, т.е. 18.07.2008 г., Великсар О.А. был зарегистрирован в Пермской обл., где ему на праве собственности принадлежала 1/4 доля в трехкомнатной квартире площадью 55,5 м.кв. по адресу: "адрес" т.е. 13,8 м.кв. С учетом этого Администрация г. Тулы считает, что семья Великсар О.А. была обеспечена общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более учетной нормы (11,0 кв.м.)
Данные выводы Администрации, как считает истец, не соответствуют действительности, т.к. продав свою долю в собственности Великсар О.А. сохранил денежные средства с целью дальнейшего улучшения своих жилищных условий, чтобы иметь возможность сделать первый взнос на приобретение нового жилья, уже в г. Туле, где Великсар О.А. в настоящее время проживает со своей семьей состоящей из 4-х человек, т.е. его, жены и двоих детей 2005 и 2010 годов рождения.
Считает постановление Администрации г.Тулы от 25.01.2012 г. N об исключении Великсар О.А. и его семьи из списка участников муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2915 годы" незаконным и подлежащим отмене на том основании, что Великсар О.А. сберег средства полученные от продажи своей доли жилья в г. Перми для дальнейшего приобретения жилья в г.Туле, а не потратил их на другие нужды.
С учетом изложенного, истец просил восстановить его и его семью в списке участников муниципальной долгосрочной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2012 годы" с момента включения в эти списки, а именно от 10.12.2010 года (протокол N);
В судебном заседании истец Великсар О.А. и его представитель по ордеру Вознюк А.Н. заявленные требования поддержали в полном объеме по тем же основаниям и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации г. Тулы по доверенности Радецкая Н.Г. в судебном заседании заявленные истцом требования не признала, считая их не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению.
Судом было постановлено решение, которым Великсар О.А. было отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Великсар О.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Великсар О.А., его представителя по ордеру Вознюк А.Н., представителя администрации г. Тулы по доверенности Радецкой Н.Г., судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением администрации г. Тулы от 19.06.2009 года N была утверждена муниципальная долгосрочная целевая Программа "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2012 годы".
Согласно пункту 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ, от 13.05.2006 года N 285 (с последующими изменениями и дополнениями), участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 6 вышеуказанных Правил предусмотрено, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно пункту 18 Правил к числу оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил.
Аналогичные положения содержатся и в разделе III муниципальной долгосрочной целевой Программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2012 годы", утвержденной постановлением Администрации г. Тулы от 19.06.2009 года N 1754.
Согласно пункту 5.5. Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2012 годы", утвержденного постановлением Администрации г. Тулы от 19.06.2009 года N 1755, признание молодой семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты с целью участия в Программе, возлагается на комиссию, создаваемую администрацией города Тулы.
В соответствии с п. 5.6. названного положения, решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником Программы принимается Комиссией в течение десяти рабочих дней с даты представления заявления с полным пакетом документов. Решение о признании молодой семьи участником Программы утверждается постановлением администрации г. Тулы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется управлением по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Тулы.
В силу статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно решения Тульской городской Думы от 22 июня 2005 г. N 67/1294 "О размерах учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения", учетная норма жилого помещения в целях принятия граждан, проживающих в г. Туле, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не более 11 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.
Отказывая Великсар О.А. в иске о восстановлении его в списке участников целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на 2009-2015годы", суд сослался на то, что Великсар О.А. были совершены действия, свидетельствующие об ухудшении им своих жилищных условий: снятие с регистрационного учета по месту жительства в жилых помещениях, в которых он был обеспечен площадью жилья более учетной нормы, установленной в г. Туле, а также отчуждение Великсар О.А. 8 июня 2007 г., принадлежащей ему на праве собственности 1/4 доли в праве собственности на квартиру "адрес"
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда.
Из материалов дела усматривается, что 16.11.2008 года Великсар О.А. обратился с письменным заявлением на имя Главы Администрации г. Тулы о включении его семьи как молодой семьи в состав участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на 2009-2012 годы".
Постановлением администрации г. Тулы от 10.12.2009 года N молодая семья Великсар О.А., состоящая из трех человек: он, жена - Великсар А.Е., сын - Великсар А.О., поживающие по адресу: "адрес" была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и участником муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2006-2010 годы" как обеспеченная менее учетной нормы (11 кв.м.).
На момент постановки семьи Великсар О.А. на жилищный учет местом жительства семьи являлась четырехкомнатная квартира "адрес", общей площадью 84,0 кв.м., где было зарегистрировано 9 человек.
Жилищная комиссия Администрации г. Тулы при принятии решения о признании Великсар О.А. и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении исходила из того, что на семью Великсар О.А. в указанном жилом помещении приходится по 9.3 кв.м. общей площади жилья ( 84.0 кв.м.:4=9.3 кв.м.), то есть менее учетной нормы на каждого члена семьи.
Постановлением администрации г. Тулы от 25.01.2012 года N молодая семья Великсар О.А. была исключена из списка участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2015 годы", как намерено ухудшившей жилищные условия, в связи с тем, что Великсар О.А. до 18.07.2008 года был зарегистрирован в Пермской области, в соответствии со справкой Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области до 15.07.2007 года Великсар О.А. на праве собственности принадлежала 1/4 доле в праве на трехкомнатную квартиру, общей площадью 55,5 кв.м., по адресу: "адрес" то есть 13,8 кв.м.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, перечисленным в п.1,3-6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
Пункт 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ предусматривает возможность снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях при выявлении в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Таким образом, решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.
Согласно п.1 ст. 27 Конституции РФ каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Из материалов дела усматривается, что Великсар О.А. зарегистрировал брак ДД.ММ.ГГГГ с С.А.Е..(после регистрации брака Великсар), проживающей в г. Туле. Супруги имеют общего ребенка сына "данные изъяты", родившегося в г. Туле. Местом жительства которого родители избрали жилое помещение квартиру "адрес" где проживала Великсар О.А., и куда после регистрации брака вселился Великсар О.А. в качестве члена семьи В.А.Е.
Изложенные обстоятельства подтверждают проживание Великсар О.А. на территории г. Тулы в течение ряда лет, где Великсар О.А. осуществлялась трудовая деятельность, создана семья, рожден и воспитывается ребенок сын "данные изъяты", а с ДД.ММ.ГГГГ второй ребенок - дочь "данные изъяты" Данные обстоятельства не оспорены ответчиком.
Таким образом, доказательств намеренного ухудшения Великсар О.А. своих жилищных условий ответчиком не представлено, факт принадлежности Великсар О.А. 1/4 доли в праве собственности на квартиру "адрес", которую он продал по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г., не свидетельствует о намеренном ухудшении им своих жилищных условий, поскольку вправе был по своему усмотрению распорядиться принадлежащей ему собственностью, в связи с выездом в другой город на постоянное место жительство. Доказательств совершения данной сделки с целью ухудшения жилищных условий ответчиком представлено не было, между тем, в силу ст. 56 ГПК РФ обязанность доказывания данного обстоятельства возлагается на ответчика.
Квартира "адрес" располагалась в населенном пункте другого региона Российской Федерации, на данной жилой площади Великсар О.А. зарегистрирован никогда не был. Согласно копии паспорта Великсар О.А., до 20 октября 2005 г. истец состоял на регистрационном учете в п "адрес" 27 мая 2008 г. был снят с регистрационного учета по данному адресу и 18 июля 2008 г. зарегистрирован в г. Туле "адрес", т.е. привел в соответствие место своего фактического проживания и место регистрации.
Таким образом, факт продажи в 2007 г. Великсар О.А. принадлежащей ему 1/4 доли в праве собственности на квартиру, которая находилась в г. Перми, без установления при этом совершения намеренных действий по ухудшению жилищных условий не являлся безусловным основанием для снятия данной семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Туле, при установлении факта проживания Великсар О.А. со своей семьей в г. Туле.
Исходя из содержания ст. 56 ЖК РФ, установив факт не представления при постановке на учет нуждающихся в жилом помещении сведений о ранее существовавшем праве истца на 1/4 долю в праве собственности на квартиру "адрес", общей площадью 55.5 кв.м., ответчик при принятии постановления от 25.01.2012 г. должен был установить, повлиял ли данный факт на основания принятия истца на учет нуждающихся в жилье, а именно была ли обеспеченность членов семьи истца ниже установленной органом местного самоуправления учетной нормы по состоянию на момент вынесения Администрацией г. Тулы постановления 10.12.2009 г. с учетом права истца на 1/4 долю в праве собственности на кв. "адрес"
Из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Тулы от 16.12.2011 г. N усматривается, что семья Великсар О.А. была снята с жилищного учета по тем основаниям, что представленные документы не подтверждают нуждаемость в улучшении жилищных условий молодой семьи Великсар О.А.
Ответчик ни в Постановлении от 25.01.2012 г. N, ни в протоколе заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации г. Тулы от 16.12.2011 г. не привел расчет в подтверждение своего вывода о том, что представленные Великсар О.А. документы не подтверждают нуждаемость данной семьи в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия полагает, что при принятии решения о снятии Великсар О.А. и его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, ответчик не учел, что и наличие у Великсар О.А. общей площади 13.8 кв.м. в квартире "адрес", не позволяло признать данную семью обеспеченной выше учетной нормы.
Из материалов дела усматривается, что Великсар О.А. принадлежала 1/4 доля в праве собственности на квартиру "адрес" общей площадью 55.5 кв.м., т.е. на его долю приходилось 13.8 кв.м. жилья.
Обеспеченность семьи Великсар О.А. жильем с учетом принадлежащей истцу 1\4 доли в квартире в г. Перми (13.8 кв.м.) составляла по 10.8 кв.м. на человека (84 кв.м. +13.8 кв.м.=97.9 кв.м.:9=10.8 кв.м.). При этом при расчете судебная коллегия берет за основу принцип расчета, примененный Администрацией г. Тулы при вынесении постановления от 10.12.2009 г.
Учитывая, что обеспеченность членов семьи истца была ниже установленной органом местного самоуправления учетной нормы, правовых оснований для исключения молодой семьи из списка участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение молодых семей в г. Туле на период 2009-2015 годы" не имелось, поскольку данная семья по-прежнему являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме того, на момент принятия постановления от 25.01.2012 г. N, в семье Великсар О.А. родился второй ребенок - дочь "данные изъяты"
С расчетом, приведенным судом в мотивировочной части решения о том, что на момент признания семьи Великсар О.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий на каждого члена его семьи приходилось бы с учетом 1/4 доли в квартире в г. Перми более учетной нормы, а именно 13.9 кв.м., судебная коллегия согласиться не может, поскольку он противоречит положениям ч.2 ст. 51 ЖК РФ.
Поскольку семья Великсар О.А. не была обеспечена общей площадью по установленной норме и в том случае, если при расчете учитывалась бы наличие у Великсар О.А. общей площади 13.8 кв.м. в квартире "адрес" которой он распорядился в 2007 г., у Администрации г. Тулы не имелось законных оснований для вынесения постановления 25 января 2012 г. N об исключении данной молодой семьи из списка участников муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 20092015 г.".
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене как постановленное с нарушением требованием ст.53, ч.2 ст. 51, ст. 56 ЖК РФ, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований истца Великсар О.А.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 15 июня 2012 г. отменить и вынести по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования Великсар О.А. Восстановить Великсар О.А. и членов его семьи в списке участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на 2009-2015 годы" с момента включения в эти списки.
Председательствующий-
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.