Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Фатеевой Л.В.,
судей Алдошиной В.В., Луниной Т.Д.,
при секретаре Комкове С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Фандеева В.Н. на решение Новомосковского городского суда Тульской области от 20 июня 2012 года по делу по иску Фандеева В.Н. к государственному учреждению Тульской области "Управление социальной защиты населения г. Новомосковска" о признании права на получение мер социальной поддержки.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фандеев В.Н. обратился в суд с иском к государственному учреждению Тульской области "Управление социальной защиты населения города Новомосковска" о признании права на получение мер социальной поддержки. В обоснование своих требований указал, что является пенсионером МВД России с дата, имеет удостоверение "Ветеран труда". В соответствии со ст.ст. 1, 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним, по состоянию на 31.12.2004 года имеют право на ежемесячные денежные выплаты. В целях реализации своего права на меры социальной поддержки он обратился в ГУ ТО "Управление социальной защиты населения г. Новомосковска" с заявлением о предоставлении указанных мер социальной поддержки, однако получил отказ, который считает незаконным.
Просил суд признать за ним право на получение мер социальной поддержки на оплату в размере 50 процентов общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газоснабжение, электроснабжение и теплоснабжение в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления; на выплату ежемесячной денежной компенсации. Обязать ГУ ТО "Управление социальной защиты населения г. Новомосковска" назначить ему с дата ежемесячную денежную выплату; производить с дата ежемесячную денежную выплату на оплату в размере 50 процентов общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и на оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газоснабжение, электроснабжение и теплоснабжение в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.
В судебном заседании истец Фандеев В.Н. заявленные требования поддержал, пояснил, что приобрел право на получение мер социальной поддержки по двум основаниям, то есть как ветеран боевых действий и как ветеран труда. Считает, что имеет право выбора между аналогичными формами социальной поддержки с учетом их выгодности. Полагал, что законодательство предоставляет ему право дополнить одни формы социальной поддержки другими формами, предусмотренными разными основаниями, в частности, получать как ветеран боевых действий такие меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата по категории "Ветеран боевых действий" и ежемесячная денежная выплата на содержание жилого помещения, и одновременно как ветеран труда - ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные ст.ст. 3, 7 Законом Тульской области от 28.12.2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области".
Представитель ответчика ГУ ТО "Управление социальной защиты населения г. Новомосковска" по доверенности Гукаленко А.Н. в судебном заседании исковые требования Фандеева В.Н. не признала, пояснила, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт достижения им возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Истцу назначена пенсия за выслугу лет на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а не на основании Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Кроме того, Фандеев В.Н., как ветеран боевых действий, является получателем ежемесячной денежной выплаты по федеральному законодательству, а в соответствии с действующим законодательством, получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям недопустимо.
Представитель третьего лица Министерства финансов Тульской области в судебное заседание не явился. Министр финансов Тульской области Юдин В.Е. представил письменное заявление о рассмотрении дела без участия представителя, просил Фандееву В.Н. в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Решением Новомосковского городского суда Тульской области от 20 июня 2012 года в удовлетворении исковых требований Фандеева В.Н. к государственному учреждению Тульской области "Управление социальной защиты населения г. Новомосковска" о признании права на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст.ст. 3, 7 Закона Тульской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" от 28.12.2004 года N 493-ЗТО и обязании назначить меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" с 11.04.2012 года, отказано.
В апелляционной жалобе Фандеев В.Н. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Фандеева В.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Фандеева В.Н. Этот вывод подробно мотивирован судом в принятом по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Фандеев В.Н. с дата является пенсионером МВД России, получает пенсию за выслугу лет, также является ветераном труда, кроме того, является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением N * от дата, выданным ОВК г. Новомосковска Тульской области.
дата Фандеев В.Н., в целях реализации им как ветераном труда права на предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обратился с соответствующим заявлением в орган социальной защиты населения.
Ответом ГУ ТО "Управление социальной защиты населения г. Новомосковска" от дата N * в предоставлении указанных мер социальной поддержки ему было отказано.
Проверяя доводы истца о незаконности отказа органа социальной защиты населения Тульской области в назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, как ветерану труда, суд первой инстанции установил следующее.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Положениями ст. ст. 16, 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122 - ФЗ) предусмотрено, что ветеранам боевых действий в числе других мер социальной поддержки предоставляются такие меры, как оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, включая членов семей ветеранов боевых действий, совместно с ним проживающих, и в виде ежемесячной денежной выплаты.
В соответствии со ст. 22 вышеназванного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
В соответствии со ст. ст. 3,7 указанного Закона Тульской области ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также в виде ежемесячной денежной выплаты.
Истец, являясь ветераном боевых действий и ветераном труда, полагает, что он приобрел право на получение мер социальной поддержки по двум основаниям, то есть как ветеран боевых действий в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и как ветеран труда по условиям и нормам Закона Тульской области от 28.12.2004 года N 493 - ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области".
Между тем, согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122 - ФЗ) при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Таким образом, из содержания п. 3 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" следует, что в данной правовой норме закреплено право ветерана выбирать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он как ветеран имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям.
Указанная правовая норма, при ее правильном толковании, не дает возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.
Возможность одновременного получения ветераном льгот по нескольким статьям Федерального закона "О ветеранах", а также льгот, установленных другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, предусматривались ранее п.2 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах", однако с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122 - ФЗ данный пункт утратил силу.
Разрешая спорные правоотношения, суд установил, что истец, как ветеран боевых действий, реализовал свое право выбора на получение мер социальной поддержки в рамках Федерального закона "О ветеранах", о чем свидетельствует факт получения им ежемесячной денежной выплаты согласно ст. 23.1 названного закона, а также ежемесячной денежной выплаты в размере 50% на расходы по оплате занимаемой общей площади жилых помещений в соответствии со ст. 16 указанного закона, что исключает его право на получение им мер социальной поддержки как ветерана труда по условиям и нормам указанного выше Закона Тульской области.
При таких обстоятельствах, учитывая положения, предусмотренные ч. 4 ст. 8 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" (в ред. Закона Тульской области от 18.10.2011 г. N 1658 - ЗТО), суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новомосковского городского суда Тульской области от 20 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фандеева В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.