Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Фатеевой Л.В.,
судей Алдошиной В.В., Черенкова А.В.,
при секретаре Шаталиной К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ефремов и Ефремовском районе Тульской области на решение Ефремовского районного суда Тульской области от 28 мая 2012 года по делу по иску Гончаровой Л.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ефремов и Ефремовском районе Тульской области о перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гончарова Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ефремов и Ефремовском районе Тульской области о перерасчете пенсии.
В обоснование указала, что с 12 апреля 2004 года ей назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ. Пояснила, что в период с 15 мая 2000 года по 11 июня 2001 года она была зарегистрирована в Центре занятости населения г. Ефремов Тульской области, в указанный период получала пособие по безработице.Полагала, что вышеуказанный период подлежит включению в общий трудовой стаж, однако при назначении пенсии пенсионный орган не предлагал ей представить справку из Центра занятости населения. Между тем, в общем перечне всех работ общего стажа, предоставленном ею в пенсионный фонд Центр занятости населения был указан.
Таким образом, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ефремов и Ефремовском районе Тульской области не был включен в общий трудовой стаж период с 15 мая 2000 года по 11 июня 2001 года, что отразилось на размере её пенсии.
Указала, что в связи с предоставлением справки из Центра занятости населения она обращалась в пенсионный орган за перерасчетом пенсии, который был произведен с 1 апреля 2011 года, в то время как он должен быть произведен, по ее мнению, с момента обращения за назначением трудовой пенсии, с 12 апреля 2004 года.
Просила обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ефремов и Ефремовском районе Тульской области произвести перерасчет пенсии с 12 апреля 2004 года по настоящее время, включив период получения ею пособия по безработице с 15 мая 2000 года по 11 июня 2001 года в общий трудовой стаж на 1 января 2002 года со всеми индексациями и надбавками за указанный период и установить размер пенсии на необходимом уровне.
Впоследствии Гончарова Л.А. уточнила исковые требования, просила обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ефремов и Ефремовском районе Тульской области произвести перерасчет пенсии с 12 апреля 2004 года по 31 марта 2011 года, включив в общий трудовой стаж период получения ею пособия по безработице с 15 мая 2000 года по 11 июня 2001 года.
В судебном заседании Гончарова Л.А. уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ефремов и Ефремовском районе Тульской области согласно доверенности Маркина Е.А. заявленные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Ефремовским районным судом Тульской области 28 мая 2012 года постановлено решение, которым исковые требования Гончаровой Л.А. удовлетворены.
Суд обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ефремов и Ефремовском районе Тульской произвести перерасчет назначенной истцу трудовой пенсии с 12 апреля 2004 года по 31 марта 2011 года, включив в общий трудовой стаж период получения пособия по безработице с 15 мая 2000 года по 11 июня 2001 года.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ефремов и Ефремовском районе Тульской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ефремов и Ефремовском районе Тульской области, согласно представленной доверенности Пазон Т.А., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что постановленное судом решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Разрешая исковые требования Гончаровой Л.А. о перерасчете пенсии с 12 апреля 2004 года по 31 марта 2011 года, с учетом включения в общий трудовой стаж периода получения ею пособия по безработице с 15 мая 2000 года по 11 июня 2001 года суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку на момент назначения пенсии правом на включение периода получения пособия по безработице истица обладала, то отсутствие в Пенсионном фонде сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете на момент назначения пенсии не может быть поставлено в вину Гончаровой Л.А.. При этом обязанность предоставления указанных сведений возложена на страхователя (работодателя), а, контроль за их перечислениями на территориальные органы пенсионного фонда Российской Федерации.
Между тем, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции неправильно истолковал нормы пенсионного законодательства применительно к конкретным обстоятельствам, установленным по настоящему гражданскому делу.
Из материалов дела следует, что Гончарова Л.А. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ с 12 апреля 2004 года.
При подсчете общего трудового стажа пенсионным органом не был учтен период получения ею пособия по безработице с 15 мая 2000 года по 11 июня 2001 года.
Справку Центра занятости населения со сведениями о получении пособия по безработице с соответствующим заявлением Гончарова Л.А. представила в пенсионный орган 24 марта 2011 года, в связи с чем перерасчет пенсии ей был произведен с 1 апреля 2011 года.
В силу положений статьи 19 Закона Российской Федерации N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.
Правилами обращения за пенсией, назначением пенсии и перерасчетом размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации N 17/19пб от 27 февраля 2002 года урегулирована процедура обращения за трудовой пенсией.
Из анализа норм пенсионного законодательства следует, что назначение пенсии носит заявительный характер и связано не только с моментом обращения с таким заявлением, но и с представлением всех необходимых документов для назначения пенсии.
Необходимые для назначения пенсии сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования предоставляются территориальным органом Пенсионного фонда дополнительно к документам заявителя в соответствии с правилами обмена информацией между его службами, определяемыми Пенсионным фондом.
Роль заявителя в этом случае рассматривается как роль лица, контролирующего действия работодателя или иных служб по соблюдению законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с законодательством заявитель имеет право заблаговременно знакомиться со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, а значит, соответственно своевременно проверять верность предоставления сведений.
В представленном в апелляционную инстанцию пенсионном деле Гончаровой Л.А., в имеющейся выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на момент назначения истице пенсии, отсутствовали сведения о получении ею пособия по безработице в Центре занятости населения.
В суде апелляционной инстанции представитель пенсионного органа пояснила, что такие сведения и не могли быть в индивидуальном лицевом счете, поскольку сведения о застрахованных лицах, признанных в установленном порядке безработными стали предоставляться службой занятости населения на лиц, получавших пособия по безработице после 1 октября 2001 года, а Гончарова Л.А. такое пособие получала ранее.
Действительно, Федеральным законом N 138-ФЗ от 25 октября 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" о том, что на застрахованных лиц, признанных в установленном порядке безработными, сведения предоставляются органами службы занятости населения. В силу п.7 ст.11 вышеуказанного закона сведения о периодах получения застрахованными лицами пособия по безработице в пенсионные органы предоставляются с 1 октября 2001 года. Гончарова Л.А. получала пособие по безработице в центре занятости населения в период с 15 мая 2000 года по 11 июня 2001 года.
На имя Гончаровой Л.А. Ефремовским городским центром занятости населения 23 апреля 2002 года была выдана справка о сумме полученного ею пособия по безработице с 15 мая 2000 года по 11 июня 2001 года. Однако при подаче заявления о назначении пенсии с 12 апреля 2004 года эта справка представлена в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г.Ефремову и Ефремовскому району Тульской области не была.
В предоставленной суду апелляционной инстанции копии пенсионного дела отсутствуют сведения о приложении Гончаровой Л.А. к заявлению о назначении пенсии справки от 23 апреля 2002 года о получении ею пособия по безработице.
После получения таких сведений перерасчет пенсии Гончаровой Л.А. пенсионным органом был произведен с 1 апреля 2011 года в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств дела и норм пенсионного законодательства правовые основания для удовлетворения исковых требований Гончаровой Л.А. у суда первой инстанции отсутствовали, поскольку пенсионный орган был лишен возможности самостоятельно уточнить сведения индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования по причине того, что информация о застрахованных лицах, признанных в установленном порядке безработными стала поступать в пенсионный орган в отношении лиц признанных таковыми после 1 октября 2001 года. Предоставление таких сведений в данном случае зависело от действий самого заявителя, которая, как следует из материалов пенсионного дела таких сведений на момент назначения ей трудовой пенсии не предоставляла.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, как постановленное с нарушением норм материального права, а также ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, вследствие чего оно подлежит отмене.
Судебная коллегия считает необходимым постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Гончаровой Л.А. отказать.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ефремовского районного суда Тульской области от 28 мая 2012 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Гончаровой Л.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ефремов и Ефремовском районе Тульской области о перерасчете пенсии отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.