Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - М ейстер В.М.
судей - Безуглова В.В. и Григоровой Ж.В.
при секретаре - Хамирзовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства регионального развития РФ на решение Майкопского городского суда от 25 января 2012 года, которым постановлено:
- иск ФИО1 етовны действующей в своих интересах и в интересах ФИО2, ФИО3 к Администрации МО "Город Майкоп", Министерству труда социального развития Республики Адыгея, Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании единовременной выплаты на приобретение жилья и судебных расходов, удовлетворить в части.
Взыскать с Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО4 в своих интересах и в интересах ФИО2, единовременную выплату на приобретение жилья в размере 858 600 рублей.
Взыскать с Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО3 единовременную выплату на приобретение жилья в размере 429 300 рублей.
Взыскать с Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО4 судебные расход в размере 2100 рублей.
В удовлетворении требований о взыскании единовременной выплаты на приобретение жилого помещения к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации, Министретсву труда и социального развития Республики Адыгея, Администрации МО "Город Майкоп", отказать.
Заслушав доклад судьи Местер В.М., возражения представителя истцов Галамовой Н.Д. в своих интересах и в интересах малолетнего Коноплина С.С., истца Богус Р.Х. по доверенности Паранук Е.В. полагавшего решение суда законным, Представитель Администрации МО "Город Майкоп" - Зехов А.Н. полагает решение суда законным, судебная, объяснения представителя Министерства финансов РА Маможенко Т.В., полагавшего решение суда законным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Галамова Н.Д. в своих интересах и в интересах малолетнего ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к Администрации МО " "адрес"", Министерству труда и социального развития, о получении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
В обоснование пояснила, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом, состоит на диспансерном учете в МУЗ "Майкопская детская городская поликлиника N 2" с 2004 года с диагнозом (согласно Указа Президента РФ от 06.03.1997 года N 188 диагноз не указывается).
ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалид 2 группы, состоит на учете в ГУ АРКПНД с 1994 года по поводу заболевания (согласно Указа Президента РФ от 06.03.1997 года N 188 диагноз не указывается).
Она с сыном составом семьи 2 человека и Богус Р.Х. составом семьи 1 человек имеют право на дополнительную жилю, площадь и на внеочередное получение жилого помещения как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний.
На основании выписки из протокола N 24 от 24.06.2009 года заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации МО "Город Майкоп" утвержденного распоряжением Администрации МО "Город Майкоп" от 29.06.2009 года N 3134-р Галамова Н.Д., признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, и поставлена на учет, включена в общий список и список инвалидов и семей имеющих в составе семьи детей инвалидов.
Согласно выписки из протокола N 13 от 13.04.2011 года комиссии по жилищным вопросам Администрации МО "Город Майкоп" утвержденного распоряжением Администрации МО "Город Майкоп" от 15.04.2011 года N 1225-р малолетний сын Галамовой Н.Д. - ФИО2 был исключен из списка граждан страдающих тяжелыми формами заболевания.
Согласно выписки из протокола N 29 от 29.07.2009 года заседания комиссии по жилищным вопросам администрации МО "Город Майкоп", утвержденного распоряжением администрации МО "Город Майкоп" от 30.07.2007 года N 3715-р ФИО3, признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поставлен на учет, включен в общий список и в список инвалидов и семей имеющих в составе семьи детей инвалидов, и в список граждан имеющих страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
В соответствии с пунктом 3 части 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Галамова Н.Д, ее малолетний сын ФИО2 и старший сын ФИО3 зарегистрированы и проживают по "адрес", "адрес" принадлежащей им на праве долевой собственности.
Галамова Н.Д. обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилья, однако письмом от 22.09.20011 года исх. N 04-01/4162 было разъяснено, что администрация не имеет правовых оснований для решения данного вопроса.
Полагают, что действия администрации МО "Город Майкоп" противоречат требованиям законодательства и нарушают права истцов на жилище. Также полагают, что истцам причинны нравственные страдания.
На основании изложенного просят - Обязать Администрацию МО "Город Майкоп" предоставить в Министерство труда и социального развития Республики Адыгея список для получения вне очереди жилищной субсидии на приобретение жилой площади. Обязать Министерство труда и социального развития Республики Адыгея предоставить безвозмездную субсидию на приобретение жилья за счет федерального бюджета Галамовой Н.Д., ФИО2, ФИО3
Взыскать с администрации МО "Город Майкоп" компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей на каждого и судебные расходы в размере 2 100 рублей.
01.02.2012 года истцы уточнили требования и просят обязать администрацию устранить допущенные нарушения и включить ФИО2 в список граждан страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний имеющих право на внеочередное получение жилого помещения. Обязать Администрацию МО "Город Майкоп" предоставить в Министерство труда и социального развития Республики Адыгея вне очереди список для получения жилищной субсидии на приобретение жилой площади. Обязать Министерство труда и социального развития Республики Адыгея предоставить безвозмездную субсидию на приобретение жилья за счет федерального бюджета Галамовой Н.Д., ФИО2, ФИО3
Взыскать с администрации МО "Город Майкоп" судебные расходы в размере 2 100 рублей.
14.03.2012 года истцы уточнили требования и просят обязать администрацию устранить допущенные нарушения и включить ФИО2 в список граждан страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний имеющих право на внеочередное получение жилого помещения. Обязать Администрацию МО "Город Майкоп" предоставить в Министерство труда и социального развития Республики Адыгея вне очереди список для получения жилищной субсидии на приобретение жилой площади.
Обязать Министерство труда и социального развития Республики Адыгея включить в реестр получателей мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и предоставить безвозмездную субсидию на приобретение жилья Галамовой Н.Д., ФИО2, ФИО3
Взыскать с Министерства регионального развития Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 418 500 рублей, в пользу ФИО2 418 500 рублей, в пользу ФИО3 418 500 рублей на приобретение жилья
Взыскать с Министерства регионального развития РФ за счет казны РФ судебные расходы в размере 2 100 рублей.
Определением Майкопского городского суда от 11 апреля 2012 года в качестве соответчика привлечено Министерство регионального развития Российской Федерации.
Ответчик Министерство регионального развития РФ иск не признал.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Министерства регионального развития Российской Федерации просит отменить решение, ссылаясь на то, что выводы суда противоречат порядку обеспечения жильем инвалидов, полагая что они исполнили свои обязательства в пределах выделенных сумм.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражения на нее, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, суд правильно определил характер правоотношения между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.
Обстоятельства постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включение в реестр получателей мер социальной поддержки на приобретение жилья подтверждены соответствующими документами уполномоченных органов и не оспорены ответчиками.
Так, судом установлено, что истцы Галамова Н.Д., ФИО2 и ФИО3 являются инвалидами с детства, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, ими велась многочисленная переписка с разными уполномоченные органами по искомому вопросу, предварительно исчерпав все возможности досудебного разрешения спора, истцы обратились в суд.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Исходя из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 годаМ 17-О и др.).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Довод Минрегион России о том, что надлежащим ответчиком по данному делу не является, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку согласно Федеральному закону от 24 ноября 2005 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пункту 3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614, части 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приложению N 6 к Федеральному закону от 30 ноября 2011 года N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, Минрегион России является главным распорядителем средств федерального бюджета, в части субвенций субъектам Российской Федерации на обеспечение жильем отдельных категорий граждан.
Доводы, изложенные в жалобе, были предметом изучения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией установлены не были, ввиду чего в удовлетворении апелляционных жалоб следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда от 25 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - В.М. Мейстер
Судьи - В.В. Безуглов
Ж.В. Григорова
Председательствующий - Мейстер В.М.
Судьи - Безуглов В.В. и Григорова Ж.В.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея В.М. Мейстер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.