Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Назарова В.В.
судей Калашникова В.Т., Чабан Л.Н.
по докладу судьи Чабан Л.Н.
при секретаре: Зуеве М.А.
слушали в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае Цукановой Н.С. на решение Анапского городского суда от 07 февраля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Чабан Л.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обратилось в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Открытые инвестиции", Липилину А.В., Багач А.А., третьим лицам Управлению имущественных отношений муниципального образования город-курорт Анапа, Государственному научному учреждению Северо-Кавказский Научно-Исследовательский Институт Садоводства и Виноградарства Российской академии наук, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Обжалуемым решением суд отказал в удовлетворении иска Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае к Обществу с ограниченной ответственностью "Открытые инвестиции", Липилину Андрею Викторовичу, Багач Андрею Александровичу, Управлению имущественных отношений муниципального образования город-курорт Анапа, Государственному научному учреждению Северо-Кавказский Научно-Исследовательский Институт Садоводства и Виноградарства Российской академии наук, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
В апелляционной жалобе представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае Цуканова Н.С. просит решение суда отменить, так как оно принято без учёта всех обстоятельств по делу, с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае Арутюнян Д.Ю., представителя Липилина А.В. по доверенности Никитина Р.Г., судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Постановлением главы города-курорта Анапа N 799 от 15.07.1999 во исполнение поручения администрации Краснодарского края, содержащегося в письме от 28 марта 1995 года, утвержден план границ землепользования ГНУ Северо-Кавказский зональный научно-исследовательский институт садоводства и виноградарства на площади 9027,39 га, в числе которых земли постороннего пользования 3251,56 га, земли Института 5775,83 га, из них земли ОПХ "Анапа" 5763,22 га, земли винзавода "Приморский" 7,13 га, земли Анапской зональной опытной станции виноградарства и виноделия 5,48 га.
В соответствии с пунктом 2 указанного постановления институту выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками общей площадью 5 775,83 га.
Постановлением главы муниципального образования г-к Анапа N 285 от 06 февраля 2006 года "О предоставлении земельного участка в аренду ГНУ СКЗНИИ СиВ Россельхозакадемии в г-к Анапа" изданного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07 августа 2002 года N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю" и на основании государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на землю, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28 января 2004 года, учитывая поручение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 12 декабря 2005 года N 07-07/10204 и письменного согласия Российской академии сельскохозяйственных наук, прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 150 000 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером 23:37:01 09 001:00236, расположенного по адресу: г-к Анапа, вдоль Супсехского и Анапского шоссе за ГНУ СКЗНИИ СиВ Россельхозакадемия.
Указанный земельный участок представлен в аренду сроком на 49 лет СКЗНИИ СиВ Россельхозакадемия
20 февраля 2006 года, на основании Постановления главы муниципального образования г-к Анапа N 285 от 06 февраля 2006 года, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города-курорта Анапа и Государственным научным учреждением Северо-кавказским зональным научно-исследовательским институтом садоводства и виноградарства Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - Институтом) заключен договор аренды земельного участка для сельскохозяйственного использования общей площадью 150 000 кв.м., расположенного по адресу: г. Анапа, вдоль Анапского и Супсехского шоссе. Срок аренды с 06 февраля 2006 года по 06 февраля 2055 года.
27 марта 2008 года между Государственным научным учреждением Северо-Кавказским зональным научно-исследовательским институтом садоводства и виноградарства Российской академии сельскохозяйственных наук и ООО "Открытые инвестиции" заключено соглашение об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 20 февраля 2006 года. Соглашение об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, 10 апреля 2008 года зарегистрировано в УФРС по Краснодарскому краю.
09 февраля 2009 года между ООО "Открытые инвестиции" и Липилиным А.В. заключено соглашение N 15Г/209 об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 20 февраля 2006 года, которое зарегистрировано УФРС по Краснодарскому краю.
02 сентября 2010 года между Липилиным А.В. и Багач А.А. заключено соглашение об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 3700002797 от 20 февраля 2006 года, которое зарегистрировано в УФРС по Краснодарскому краю 07 октября 2010 года.
Истец поставил вопрос о признании недействительными указанных сделок от 09 февраля 2009 года и от 02 сентября 2010 года, обосновывая свои требования тем, что орган местного самоуправления распорядился земельным участком, который находился в федеральной собственности.
Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
В силу статьи 2 Закона N33-Ф3 особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Закон N 33-ФЗ от 14 марта 1995 года не предусматривал на момент его принятия в 1995 году правовые основы по разграничению государственной собственности на землю. Указанные разъяснения установлены Законом N 101-ФЗ, а затем ФЗ от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Указанные нормативные акты относятся к гражданскому законодательству, не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Отношения, связанные с переоформлением прав на спорный земельный участок, возникли до введения в действие Закона N53-Ф3, при подаче заявления института о переоформлении права постоянного бессрочного пользования на земельный участок.
В соответствии Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса РФ", действовавший на дату подачи заявления о переходе прав на спорный земельный участок, юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, до 1 января 2008 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 20 Земельного кодекса РФ, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Российская академия сельскохозяйственных наук является самоуправляемой организацией, которая проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам в области агропромышленного комплекса и принимает участие в координации исследований в области агропромышленного комплекса, выполняемых за счет средств федерального бюджета и не является государственным органам, либо юридическим лицам, которым предоставлено право осуществлять от имени Российской Федерации какие-либо полномочия по управлению, распоряжению государственным имуществом.
Переоформление прав на земельный участок начато до вступления в силу Закона N53-Ф3 от 17 апреля 2006 года "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ". Повторное прохождение процедуры подачи заявления, согласования, по существу нарушило бы права Института, так как ст. 36 Земельного кодекса РФ устанавливает обязанность уполномоченного органа принять решение о предоставлении земельного участка в двухнедельный срок с момента представления проекта границ земельного участка. Проект границ спорного земельного участка утвержден Приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования город-курорт Анапа до вступления в силу Закона N53-Ф3.
Таким образом, к отношениям по предоставлению земельного участка должно применяться законодательство, действовавшее до вступления в силу Закона N53-Ф3, которое предусматривало право органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Устава города-курорта Анапа, действовавшим на момент регистрации договора аренды Участка (Принят Собранием представителей курорта Анапа решением от 5 сентября 1996 года N8, протокол N 18, действовал на момент регистрации договора аренды Участка), "земли в пределах границ города-курорта Анапа находятся в ведении органов местного самоуправления города-курорта Анапа при соблюдении прав собственников на землю и иных законных пользователей земельных участков".
Согласно пункту 1.3. Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город-курорт Анапа (утвержденным Решением Совета муниципального образования от 02 июня 2006 года N 281), "1.3. Управление и распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю на территории муниципального образования город-курорт Анапа осуществляется администрацией муниципального образования город-курорт Анапа в лице комитета по управлению муниципальным имуществом в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Краснодарского края, Уставом муниципального образования город-курорт Анапа и настоящим Положением".
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что Комитет по управлению муниципальным имуществом города-курорта Анапа был вправе заключать договор N 3700002797 от 21 июля 2006 года аренды земельного участка общей площадью 150 000 кв.м., с кадастровым номером 23:37:01 04 019:0033.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.04.2003 N 6-П, определено, что если по возмездному договору имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться в суд в порядке статьи 302 ГК РФ с иском об истребовании имущества из незаконного владения лица, приобретшего это имущество (виндикационный иск). Если в такой ситуации собственником заявлен иск о признании сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности в форме возврата переданного имущества, и при разрешении данного спора судом будет установлено, что покупатель является добросовестным приобретателем, в удовлетворении исковых требований в порядке статьи 167 ГК РФ должно быть отказано.
Статьей 305 ГК РФ предусмотрено, что права, предоставляемые добросовестному владельцу, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом, в том числе на основании договора.
ООО "Открытые инвестиции", Липилин А.В., приобрели право на спорный земельный участок на основании возмездных сделок - соглашений об уступке прав по договору аренды, пользовались земельным участком на законных основаниях. На момент совершения оспариваемых сделок обременение на спорный земельный участок в установленном законом порядке не налагалось.
Таким образом, суд, установив, что ответчики являются добросовестными приобретателями спорного земельного участка, пришел к обоснованному выводу о том, что иск о признании недействительной сделки, а также недействительным права аренды этим участком, заявленный к его фактическому владельцу, является ненадлежащим способом защиты интересов истца.
При вынесении решения судом приняты во внимание вступившее в законную силу решение Анапского от 30 июня 2011 года, которым было отказано в удовлетворении исковых требований ТУФА по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае к Управлению имущественных отношений муниципального образования г.к. Анапа Государственному научному учреждению Северо-Кавказский Научно-Исследовательский Институт Садоводства и Виноградарства Российской академии наук, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Обществу с ограниченной ответственностью "Открытые инвестиции", Липилину А.В. о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки, а также вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 26 октября 2011 года, которым признано недействительным соглашение об уступке прав и обязанностей по договору аренды от 20.02.2006 года, заключенное между Липилиным А.В. и Багач А.А.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего иска не допущено.
Законность и обоснованность судебного постановления проверена в пределах доводов апелляционной жалобы.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анапского городского суда от 07 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае Цукановой Н.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.