Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей Диянова С.П., Башинского Д.А.
по докладу судьи краевого суда Агибаловой В.О.
с участием прокурора Гребенюк О.Б.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ФГБУ "Азчеррыбвод" по доверенности Егоровой А.С. на решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 09 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением к ФГБУ "Азчеррыбвод" о понуждении к соблюдению требований природоохранного законодательства.
В обоснование требований указано, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства Кизилташским нагульно-воспроизводственным кефалевым хозяйством, расположенным на территории муниципального образования г.Анапа. Проверкой установлено, что КНВКХ является обособленным структурным подразделением ФГБУ "Азчеррыбвод", под руководством которого выполняет возложенные на него задачи по сохранению, увеличению численности, созданию оптимальных условий для нагула и воспроизводства черноморских кефалей в Кизилташской группе лиманов. Выход водных биологических ресурсов в Черное море осуществляется через Бугазское гирло, соединяющее Черное море и Кизилташский лиман. Согласно исследованному ихтиологическому журналу КНВКХ установлено, что Бугазское гирло периодически закрывается работниками хозяйства путем засыпания участка гирла, находящегося на стыке с Черным морем, песком. Также данный факт подтверждается фотоматериалами. Вместе с тем, проверкой установлено, что у ФГБУ "Азчеррыбвод" отсутствует заключение положительной государственной экологической экспертизы на проведение работ по открытию (закрытию) Бугазского гирл, соединяющего Черное море с Кизилташским лиманом. 23.11.2011 года Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении юридического лица ФБГУ "Азчеррыбвод", а также должностного лица - директора КНВКХ Карбач В.А. возбуждены дела об административных правонарушениях по признакам правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ. Таким образом, считает, что ФБГУ "Азчеррыбвод" не принимает мер по исполнению требований федерального законодательства что, в свою очередь, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Просил обязать ФБГУ "Азчеррыбвод" получить заключение государственной экологической экспертизы на проведение работ по открытию (закрытию) Бугазского гирла, соединяющего Черное море с Кизилташским лиманом.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Мигучев И.В. поддержал заявленные требования.
Представитель ФГБУ "Азчеррыбвод" по доверенности Егорова А.С. в судебном заседании возражала против заявленных требований.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г.Краснодара от 09.04.2012 года требования, заявленные Азово-Черноморским межрайонным природоохранным прокурором, удовлетворены. Суд обязал ФГБУ "Азчеррыбвод" получить заключение государственной экологической экспертизы на проведение работ по открытию (закрытию) Бугазского гирла, соединяющего Черное море с Кизилташским лиманом.
В апелляционной жалобе представитель ФГБУ "Азчеррыбвод" просит решение суда отменить, принять новое решение, считая его незаконным и необоснованным, указав, что при вынесении решения судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела. Считает, что в соответствии с требованиями Федерального закона "Об экологической экспертизе", проведение государственной экологической экспертизы обязательно до принятия решения о реализации объекта эксперты. Проведение дополнительной или повторной экспертизы в отношении объекта, введенного в эксплуатацию, в данном случае не требуется.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, выслушав заключение прокурора Гребенюк О.Б. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Кизилташское нагульно-воспроизводственное кефалевое хозяйство организовано на базе Кизилташских лиманов Черного моря (Бугазский, Кизилташский, Цокур) в соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 24.07.949 года N3238 "О развитии рыболовства". Данным постановлением Министерство рыбной промышленности СССР обязано увеличить добычу рыбы в Черном море и Керченском проливе, в том числе и ценные породы рыб (лососевых, осетровых, кефали, скумбрии и т.д.).
Согласно п. 21 Постановления СССР основной задачей научно-исследовательских учреждений Министерства рыбной промышленности СССР на Черном море в 1949-1950 годах является изучение сырьевых запасов, сроков, мест и размера промысловых скоплений ценных пород рыб (лососевых, осетровых, скумбрии, кефали, камбалы, пеламиды, шпрота и других), а также разводка новых методов промысловой разведки рыбы, техники лова и обработки рыбы.
Приказами Министерства рыбной промышленности N 306-П от 20.11.1951 года и N199-П от 05.06.1952 года отвод земель под строительство осуществлялся ФГБУ "Азчеррыбвод" в Темрюкском и Анапском районах Краснодарского края. Строительство хозяйства начато в 1952 году и окончено в 1955 году.
По техпроекту кефального нагульного хозяйства, выполненному в 1950году проектной конторой "Росрыбстрой" Минрыбпрома СССР было предусмотрено "оборудование морских гирл с устройством на них бетонных шлюзов-регуляторов и деревянных свайного типа защитных сооружений (парные буны), выдвинутых от берега на 50 м. вглубь моря в целях защиты гирл против их заносимости песком со стороны моря".
В дальнейшем установлена ненадежность работы защитных сооружений, и принято решение отказаться от строительства защитных сооружений на морских гирлах, а работу их на период пропуска морских вод поддерживать систематической расчисткой от наносов землеройными механизмами.
Работы по расчистке морских гирл от наносов отражены в техпроекте "Кефальное нагульное хозяйство на Кизилташских лиманах", ч.1 (изменения и дополнения технического проекта), разработанном в 1955 году Ростовским-на-Дону отделением "Гидрорыбпроект".
Согласно приказу Министерств рыбной промышленности СССР от 31.01.1955 года N 42, предусматривающего мероприятия для безусловного окончания строительства Кизилташского кефального нагульного хозяйства и ввода его в эксплуатацию в 1955 году, окончательное решение по строительству морских гирл и защитных на них сооружений принято в следующем виде: "Считать целесообразным обеспечить поддержание связи лиманов с морем с регулярной очисткой их от наносов. Строительство каких-либо защитных сооружений на гирлах с морской стороны считать в данное время нецелесообразным". Одновременно принято решение отказаться от строительства шлюзов-регуляторов, так как накопление воды в лиманах может осуществляться путем естественного заноса гирла песком со стороны моря, а вынос воды в море может осуществляться путем прокопа в занесенной песком части гирла.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что за период 1955-1988 года Кизилташское нагульно-воспроизводственное кефалевое хозяйство несколько раз переименовано и входило в состав различных объединений:
- Кизилташское кефалевое хозяйство Краснодарского рыбопромышленного треста (до 1973 года);
- Анапский экспериментальный кефалевый завод (Приказ МРХ РСФСР N79 от 12.04.1973 года);
- Кизилташское нагульно-воспроизводственное кефалевое хозяйство рыболовецкого колхоза "Дружба" Краснодарского рыбакколхозсоюза (до 1988 года);
- Кизилташское нагульно-воспроизводственное кефалевое хозяйство, Главрыбвод МРХ СССР (Приказ МРХ СССР N474 от 4.11.1988 года). Передано "Крымчеррыбводу" (Письмо Главрыбвода N 30-5-24 от 21.11. 1988 года);
- Кизилташское нагульно-воспроизводственное кефалевое хозяйство, Главрыбвод МРХ СССР (Приказ Главрыбвода N37 от 22.11.1991 года "О Кизилташском нагульно-воспроизводственном кефалевом хозяйстве" о подчинении непосредственно Главрыбводу МРХ СССР;
- Кизилташское нагульно-воспроизводственное кефалевое хозяйство Кубанрыбвод (Приказ Главрыбвода 1-А от 14.01.1992 года в связи с прекращением деятельности государственных органов бывшего Союза ССР подчинить Кизилташское НВКХ "Кубанрыбводу");
- Кизилташское нагульно-воспроизводственное кефалевое хозяйство ФГУ "Азчеррыбвод", ранее "Кубанрыбвод";
- Кизилташское нагульно-вырастное кефалевое хозяйство, ФГБУ "Азчеррыбвод" (2011год).
В настоящее время Кизилташское нагульно-воспроизводственное кефалевое хозяйство является структурным подразделением ФГБУ "Азчеррыбвод".
В 1993 году после принятия КНВКХ в состав "Кубанрыбвод" принято "Положение о Кизилташском нагульно-воспроизводственном кефалевом хозяйстве Кубанрыбвода", утвержденное начальником Управления по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства Росрыбвода Комитета РФ по рыболовству Измайловым В.А. 02.08.1993 года, в котором необходимость работы по расчистке-засыпке морского гирла обоснована основными задачами кефалевого хозяйства.
Судом установлено, что согласно данного положения, на "кефалевое хозяйство" возлагалось создание оптимальных условий в лиманах Кизилташский, Бугазский, Цокур для нагула кефалевых рыб всех возрастов, путем соблюдения следующего режима эксплуатации кефалевого хозяйства: в целях поддержания оптимальной для нагула кефалей солености воды в лиманах (20-40 промилле), а также повышения уровня воды в них, морские гирла, соединяющие лиманы с морем, держатся закрытыми с ноября по середину марта; для обеспечения захода молоди и взрослой кефали в лиманы на нагул, морские гирла должны быть постоянно открытыми со второй половины марта по май включительно; в целях беспрепятственного выхода в море производителей и подрастающей молоди кефалей, а также в целях сохранения оптимального уровня воды в лиманах в летние месяцы, в период с 15 июня по 31 августа, гирло держится открытым на 50 % его сечения.
Действующее на настоящий момент "Положение о Кизилташском нагульно-воспроизводственном кефалевом хозяйстве", утв. 27.01.2010 года содержит те же задачи по закрытию и раскрытию Бугазского гирла.
Согласно п. 1.3 ч. 2 Положения одной из основных задач КНВКХ является обеспечение выхода производителей и подрастающей молоди черноморской кефали в Черное море и сохранение оптимального уровня воды в лиманах в летние месяцы. Выход водных биологических ресурсов в Черное море осуществляется через Бугазское гирло, соединяющее Черное море и Кизилташский лиман.
Согласно п. 1.5 ч. 2 Положения, открытие и закрытие Бугазского гирла, определяется в зависимости от физиологического состояния черноморской кефали и складывающихся гидрометеорологических условий. Решение об открытии и закрытии гирла принимается администрацией хозяйства.
В соответствии с уставом ФГБУ "Азово-Черноморское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов", утвержденным приказом Федерального агентства по рыболовству от 31.05.2011 года N 528, предметом деятельности учреждения является оказание (выполнение) услуг (работ) в целях осуществления полномочий Учредителя в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Целями деятельности учреждения являются: сохранение водных биоресурсов в соответствии с законодательством РФ посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и среды их обитания; обеспечение государственного учета и государственного мониторинга водных биоресурсов; осуществление мероприятий по восстановлению водных биоресурсов и среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причина.
Таким образом, судом при рассмотрении дела установлено, что работы по открытию и закрытию Бугазского гирла проводятся на протяжении 50 лет в неизменном виде.
Из материалов дела также следует, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства Кизилташским нагульно-воспроизводственным кефалевым хозяйством, расположенным на территории муниципального образования г.Анапа, в ходе которой установлено, что у ФГБУ "Азчеррыбвод" отсутствует заключение положительной государственной экологической экспертизы на проведение работ по открытию (закрытию) Бугазского гирла, соединяющего Черное море с Кизилташским лиманом.
Постановлениями Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокураторы от 23.11.11 года в отношении юридического лица ФБГУ "Азчеррыбвод" и в отношении директора Кизилташского нагульно-воспроизводственного кефалевого хозяйства Карбач В.А. возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.
Постановлением Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу N 00001/5/2012 от 11.01.2012 года ФГБУ "Азчеррыбвод" признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 84 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов и назначено наказание в виде административного штрафа в размере " данные изъяты " рублей.
Решением Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО от 24.02.12 года постановление N 00001/5/2012 от 11.01.2012 года о назначении административного наказания в отношении ФГБУ "Азчеррыбвод" по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ отменено.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушаются права значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор вправе предъявить и поддержать в суде иск в интересах граждан.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересах РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно п. 7 ст. 11 Закона N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" государственной экологической экспертизе подлежат объекты, указанные в Федеральном законе от 31.07.1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ".
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона N 155-ФЗ к внутренним морским водам относятся воды лиманов, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов.
В силу п. 2 ст. 34 Закона N 155-ФЗ все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно ст. 33 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды, а порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом "Об экологической экспертизе".
Согласно ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" говорится, что к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня относится проектная документация и материалы, относящиеся к планируемой хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую природную среду.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ" государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.
Экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды, т.е. предполагается наличие проектной документации.
Конституцией РФ гарантируется, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы необходимо во избежание негативных последствий на окружающую среду при проведении ФГБУ "Азчеррыбвод" работ по открытию и закрытию Бугазского гирла, поскольку ФГБУ "Азчеррыбвод" в соответствии с его Уставом и Положением выполняет возложенные на него задачи по сохранению, увеличению численности, созданию оптимальных условий для нагула и воспроизводства черноморских кефалей в Кизилташской группе лиманов.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 09 апреля 2012 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 09 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФГБУ "Азчеррыбвод" по доверенности Егоровой А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.