Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей Ефименко Е.В., Зенина В.А.
по докладу судьи Ефименко Е.В.
с участием прокурора Руденко М.В.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации Краснодарского края по доверенности Чернобровой Н.А. на решение Каневского районного суда Краснодарского края от 06 марта 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Каневского района в интересах Пашева А.А. обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования Каневской район, администрации Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Заявленные требования прокурора обоснованы тем, что Пашев А.А. состоит на учете по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, до настоящего времени Пашев А.А. не обеспечен администрацией Каневского района во внеочередном порядке жилым помещением ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключен. Непринятие требуемых мер, направленных на исполнение законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке граждан из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения Пашева А.А. по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, влечет нарушение его прав и законных интересов.
Обжалуемым решением Каневского районного суда от 06 марта 2012 года иск прокурора Каневского района в интересах Пашева А.А. к администрации муниципального образования Каневской район, администрации Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворен. Администрация муниципального образования Каневской район и администрация Краснодарского края обязаны предоставить Пашеву А.А., 1992 года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм, в соответствии со Списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Каневской район.
В апелляционной жалобе представитель администрации Краснодарского края по доверенности Черноброва Н.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что данное решение является незаконным, поскольку суд при рассмотрении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Кроме того, считают, что администрация Краснодарского края не может исполнить предъявленные исковые требования, поскольку надлежащим ответчиком по данному делу является Департамент семейной политики Краснодарского края.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что Пашев А.А., 1992 года рождения, постановлением главы администрации муниципального образования Каневской район N 1012 от 27 июля 2010 года принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и в соответствии со ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеет право, после окончания пребывания в образовательном учреждении на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Частью 3 ст. 8 указанного Закона определено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела достоверно установлено, что до настоящего времени Пашев А.А., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключался.
В соответствии с требованиями действующего законодательства предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Действующее федеральное законодательство, устанавливая дополнительные гарантии прав граждан, относящихся к лицам, указанным в ст. 1 Закона Краснодарского края N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, на имущество и жилое помещение, а также предусматривая возможность установления дополнительных гарантий в этой сфере законодательством субъектов РФ, не ставит их реализацию в зависимость от наличия или отсутствия финансовых возможностей субъектов РФ или муниципальных образований, свободных жилых помещений, входящих в жилищный фонд соответствующего уровня, строящихся объектов жилищного фонда и иных условий, не предусмотренных федеральным законодательством.
Согласно требований ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы", Приложением 1 к указанному закону органы местного самоуправления города Сочи наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" путем приобретения (строительства) жилья.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом вышеизложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация муниципального образования Каневской район и администрация Краснодарского края обязаны предоставить Пашеву А.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм.
Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что предоставление во внеочередном порядке жилого помещения Пашеву А.А. нарушает права других детей-сирот, которые так же имеют право на получение жилого помещения, но право которых возникло раньше, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции изменить, исключив из резолютивной части решения указания суда об обязании администрации муниципального образования Каневской район и администрация Краснодарского края обязаны предоставить Пашеву А.А., 1992 года рождения, жилое помещение по договору социального найма "вне очереди", изложив резолютивную часть решения суда первой инстанции в следующей редакции: обязать администрацию муниципального образования Каневской район и администрацию Краснодарского края предоставить Пашеву А.А. жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм, в соответствии со Списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Каневской район. В остальной части решение суда оставить без изменения.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции. Указанные доводы были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Каневского районного суда от 06 марта 2012 года - изменить.
Резолютивную часть решения Каневского районного суда от 06 марта 2012 года изложить в следующей редакции: обязать администрацию муниципального образования Каневской район и администрацию Краснодарского края предоставить Пашеву А.А. жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм, в соответствии со Списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Каневской район.
В остальной части решение Каневского районного суда от 06 марта 2012 года - оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.