Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
и судей Ефименко Е.В., Перовой М.В.
по докладу судьи Ефименко Е.В.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Шиловой Р.В. на решение Октябрьского районного суда г.Краснодара от 17 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
Юсибов Ф.Г. обратился в суд с заявлением о признании решения администрации муниципального образования г.Краснодар в лице Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар N 903.26 от 17 января 2012 года незаконным и об обязании администрации муниципального образования г.Краснодар принять решение о предварительном согласовании места размещения парикмахерской " адрес обезличен " в г.Краснодаре с материалами землеустроительного дела на земельном участке ориентировочной площадью " данные изъяты " и о предоставлении вышеуказанного земельного участка для строительства парикмахерской, после чего заключить и провести государственную регистрацию договора аренды указанного выше земельного участка.
Заявленные требования Юсибов Ф.Г. обосновал тем, что решением администрации муниципального образования г.Краснодар в лице Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар N 903.26 от 17 января 2012 года ему отказано в предоставлении муниципальной услуги об утверждении материалов предварительного согласования места размещения парикмахерской по " адрес обезличен " с материалами землеустроительного дела. Отказ мотивирован тем, что данный земельный участок расположен в зеленой зоне с многолетними деревьями и охранной зоне инженерных коммуникаций, однако Земельный кодекс РФ вообще не содержит формулировки "зеленая зона с многолетними деревьями", в связи с чем, полагает, что такое основание отказа не соответствует закону. В соответствии с пояснительной запиской к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 21 апреля 2011 года, подготовленной МУП "Институт Горкадастрпроект", на испрашиваемом земельном участке есть ограничения в виде охранной зоны: часть земельного участка площадью 57 кв.м расположена в охранных зонах инженерных коммуникаций. Далее, в пояснительной записке указано о получении необходимых письменных согласований прохождения контроля градостроительных ограничений. Структурными подразделениями администрации размещение данного объекта было согласовано. Считает решение администрации муниципального образования г.Краснодар от 17 января 2012 года незаконным, подлежащим отмене.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г.Краснодара от 17 апреля 2012 года признано недействительным (незаконным) решение администрации муниципального образования г.Краснодар в лице Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар N 903.26 от 17 января 2012 года об отказе Юсибову Ф.Г. в предоставлении муниципальной услуги об утверждении материалов предварительного согласования места размещения парикмахерской по " адрес обезличен " г.Краснодара с материалами землеустроительного дела (регистрационный номер 09082011-528928-01) на земельном участке ориентировочной площадью " данные изъяты " Администрация муниципального образования г.Краснодар обязана принять решение о предварительном согласовании места размещения парикмахерской по " адрес обезличен " г.Краснодара с материалами землеустроительного дела (регистрационный номер 09082011-528928-01) на земельном участке ориентировочной площадью " данные изъяты ". В остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Шилова Р.В. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым отказать Юсибову Ф.Г. в удовлетворении заявленных требований, указав что данное решение является незаконным, поскольку вынесено судом с нарушением норм материального права и неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Белявской Е.В., судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований, заявленных Юсибовым Ф.Г.
Как следует из материалов дела, письмом от 17 января 2012 года N 903.26 администрация муниципального образования г.Краснодар сообщила Юсибову Ф.Г. об отказе в предоставлении муниципальной услуги, в связи с тем, что в процессе согласования места размещения данного объекта с инспектирующими службами города получено отрицательное заключение администрации Центрального внутригородского округа г.Краснодара, в связи с тем что земельный участок расположен в зеленой зоне с многолетними деревьями и в охранной зоне инженерных коммуникаций.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах компетенции.
Согласно ст.ст. 6 и 35 Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002 года N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" до разграничения государственной собственности на землю орган местного самоуправления управляет и распоряжается земельными участками, находящимися на территории муниципального образования.
В соответствии с разделом 4 решения городской Думы Краснодара от 24 сентября 2009 года N 61 п. 26 "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар" предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование.
Статьей 30 Земельного кодекса РФ определен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
Граждане и юридические лица, заинтересованные в предварительном согласовании места размещения объекта на территории муниципального образования г.Краснодар, подают в уполномоченный орган заявление на имя главы муниципального образования г.Краснодар, в котором должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок, с приложением документов, установленных постановлением администрации муниципального образования город Краснодар.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
При рассмотрении дела судебной коллегией установлено, что для осуществления полномочий представленных ст.ст.11, 29 Земельного кодекса РФ и Уставом муниципального образования г.Краснодар было издано постановление главы муниципального образования г.Краснодар от 01 августа 2008 года N 2201 "Об утверждении порядка подготовки и согласования проектов постановлений главы муниципального образования г.Краснодар по вопросам распоряжения земельными участками на территории муниципального образования г.Краснодар". Согласно данному постановлению только при получении положительных заключений инспектирующих служб Департамент муниципальной собственности и городских земель готовит акт о выборе земельного участка для строительства и информирует население о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пояснительной запиской к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 21 апреля 2010 года спорный земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования и режимом хозяйственной деятельности. Земельный участок расположен в третьем поясе зоны санитарной охраны артезианских скважин. Часть земельного участка площадью " данные изъяты ", что составляет 42,5 % от общей площади испрашиваемого земельного участка, находится в охранных зонах инженерных коммуникаций.
В соответствии со схемой расположения спорного земельного участка установлен контроль градостроительных ограничений в отношении согласования схемы расположения земельного участка.
У заявителя отсутствует согласование с инспектирующими службами.
Возможность осуществления застройки земельного участка определяется градостроительным регламентом применительно к той территориальной зоне, к которой относится земельный участок.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включатся в состав различных территориальных зон и не подлежат отчуждению.
Принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является этапом процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства.
На основании Земельного кодекса РФ допускается предоставление земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, свободных от прав третьих лиц.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или сообщение об отказе в предоставлении информации, свидетельствующее об отсутствии прав третьих лиц на спорный земельный участок.
Указанные обстоятельства и требования действующего законодательства судом первой инстанции при рассмотрении дела оставлены без внимания и соответствующей правой оценки.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований, заявленных Юсибовым Ф.Г. о признании недействительным (незаконным) решения администрации муниципального образования г.Краснодар в лице Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар N 903.26 от 17 января 2012 года об отказе Юсибову Ф.Г. в предоставлении муниципальной услуги об утверждении материалов предварительного согласования места размещения парикмахерской по " адрес обезличен " г.Краснодара с материалами землеустроительного дела (регистрационный номер 09082011-528928-01) на земельном участке ориентировочной площадью " данные изъяты " об обязании администрации муниципального образования г.Краснодар принять решение о предварительном согласовании места размещения парикмахерской по " адрес обезличен " г.Краснодара с материалами землеустроительного дела (регистрационный номер 09082011-528928-01) на земельном участке ориентировочной площадью " данные изъяты ".; об обязании администрации муниципального образования г.Краснодар принять решение о предоставлении указанного земельного участка для строительства парикмахерской по " адрес обезличен " г.Краснодара, заключить и провести государственную регистрацию договора аренды указанного земельного участка - отказать.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Шиловой Р.В. - удовлетворить.
Решение Октябрьского районного суда г.Краснодара от 17 апреля 2012 года - отменить.
В удовлетворении требований, заявленных Юсибовым Ф.Г. о признании недействительным (незаконным) решения администрации муниципального образования г.Краснодар в лице Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар N 903.26 от 17 января 2012 года об отказе Юсибову Ф.Г. в предоставлении муниципальной услуги об утверждении материалов предварительного согласования места размещения парикмахерской по " адрес обезличен " г.Краснодара с материалами землеустроительного дела (регистрационный номер 09082011-528928-01) на земельном участке ориентировочной площадью " данные изъяты ".; об обязании администрации муниципального образования г.Краснодар принять решение о предварительном согласовании места размещения парикмахерской по " адрес обезличен " г.Краснодара с материалами землеустроительного дела (регистрационный номер 09082011-528928-01) на земельном участке ориентировочной площадью 134 " данные изъяты ".; об обязании администрации муниципального образования г.Краснодар принять решение о предоставлении указанного земельного участка для строительства парикмахерской по " адрес обезличен " г.Краснодара, заключить и провести государственную регистрацию договора аренды указанного земельного участка - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.