Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 августа 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей: Перовой М.В., Цехомской Е.В.,
по докладу Цехомской А.Ю.,
при секретаре Иванове П.В.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края по доверенности Козка Р.С. на решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 21 ноября 2011 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кавказского района, действующий в интересах Снегирева А.Г., обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Кавказский район, департаменту семейной политики Краснодарского края, департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование заявленных исковых требований указал, что Снегирев А.Г. состоит на учете по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, в соответствии с постановлением главы администрации МО Кавказский район N660/3 от 23 июля 2010 года. Однако до настоящего времени Снегирев А.Г. жилым помещением не обеспечен, что нарушает его права и законные интересы. Просил суд обязать администрацию МО Кавказский район, департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края предоставить Снегиреву А.Г. жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на недвижимое имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае".
Решением Кропоткинского городского суда от 21 ноября 2011 года исковые требования прокурора Кавказского района, действующего в интересах Снегирева А.Г., удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края Козка Р.С. просит отменить решение суда первой инстанции, исключив из резолютивной части решения возложение на департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края обязанности по предоставлению Снегиреву А.Г. жилого помещения по договору социального найма. В обоснование доводов жалобы указал, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Руденко М.В., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для изменения либо отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Как следует из материалов дела, Снегирев А.Г. 17 июля 1990 года рождения в соответствии со статьей 1 Федерального закона N159 - ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на основании статьи 8 указанного Закона имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На основании постановления главы администрации МО Кавказский район N660/3 от 23 июля 2010 года Снегирев А.Г. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако до настоящего времени Снегирев А.Г., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен жилым помещением.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159 - ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как предусмотрено частями 2 и 3 статьи 5 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года N1748 - КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицами, имевшими статус лиц из числа детей-сирот, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
Пунктом 1.3 Постановления главы администрации Краснодарского края 30 июля 2009 года N653 "Об утверждении порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма" функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории граждан по договорам социального найма осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Поскольку Снегирев А.Г. не обеспечен вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, такое положение нарушает его права, предусмотренные статьей 40 Конституции РФ, статьей 57 Жилищного кодекса РФ и статьей 8 Закона, как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом первой инстанции установлено, что необходимые финансовые средства на указанные цели, МО Кавказский район, органами государственной власти Краснодарского края, не предоставлялись, в связи с чем, администрация МО Кавказский район не имела возможности реализовать государственные полномочия по предоставлению жилья муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
На основании статьи 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Положения о департаменте по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 31 января 2002 года N95 департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края является исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, уполномоченным обеспечивать разработку и реализацию единой бюджетно-финансовой политики края, составление и исполнение краевого бюджета, разработку прогноза основных характеристик консолидированного бюджета Краснодарского края на очередной финансовый год и плановый период, а также составление отчетов об исполнении краевого бюджета и консолидированного бюджета Краснодарского края, осуществлять управление средствами краевого бюджета, координировать деятельность в бюджетно-финансовой сфере структурных подразделений администрации Краснодарского края и исполнительных органов государственной власти Краснодарского края.
Как предусмотрено пунктом 2.11 Положения Департамент организует исполнение и осуществляет учет операций по исполнению краевого бюджета.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно возложена обязанность по предоставлению Снегиреву А.Г. жилого помещения по договору социального найма на департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования прокурора Кавказского района.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к изменению либо отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и направлены на ошибочное толкование норм процессуального права.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 21 ноября 2011 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края Козка Р.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.