Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Леганова А.В.
судей Ефименко Е.В., Перовой М.В.
по докладу судьи Ефименко Е.В.
с участием прокурора Руденко М.В.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Славянский район по доверенности Кутернега Н.Ю. на решение Славянского городского суда от 18 июня 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Славянский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением с учетом уточненных требований о признании незаконными действий администрации муниципального образования Славянский район выразившихся в проведении проверочных мероприятий на предмет соблюдения хозяйствующими субъектами законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства о защите прав потребителей под видом мониторинга цен в магазинах "Продукты" с\п Голубая Нива, "Лотос" Забойское с\п, "Продукты" Забойское с\п, "Темрюкские полуфабрикаты" Коржевское с\п, "Лидер" ИП Жраков И.В., "Пекарня" Черноерковское с\п, "Эдем" Целинное с\п и об обязании администрации муниципального образования Славянский район принять соответствующие меры к устранению подобных нарушений.
Заявленные требования прокурора обоснованы тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в деятельности администрации муниципального образования Славянский район по факту публикации в газете "Заря Кубани" N35 от 22 марта 2012 статьи "Проверены объекты торговли". В ходе проверки установлены нарушения, допущенные должностными лицами администрации муниципального образования при исполнении требований указанного законодательства. По результатам выявленных нарушений администрацией муниципального образования Славянский район в территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Славянском, Красноармейском и Калининском районах было направлено письмо для решения вопроса об административном преследовании нарушителей. Администрацией муниципального образований Славянский район в рамках проведения мониторинга цен фактически были проведены проверочные мероприятия на предмет соблюдения хозяйствующими субъектами законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства о защите прав потребителей, которые превышают предоставленные им полномочия. Подобные действия должностных лиц администрации создают угрозу для стабильного развития малого и среднего предпринимательства на территории района, а так же нарушают установленный действующим законодательством порядок осуществления государственного контроля. Публикация в средствах массовой информации не подтвержденной информации о нарушениях хозяйствующими субъектами законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения может нанести ущерб деловой репутации предпринимателей.
Обжалуемым решением Славянского городского суда от 18 июня 2012 года признаны незаконными действия должностных лиц администрации муниципального образования Славянский район по проведению на территории Славянского района проверочных мероприятий на предмет соблюдения хозяйствующими субъектами законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства о защите прав потребителей под видом мониторинга цен, которые нашли отражение в статье "Проверены объекты торговли" газеты "Заря Кубани" 22 марта 2012 года. Глава администрации муниципального образования Славянский район обязан принять соответствующие меры к устранению подобных нарушений.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования Славянский район по доверенности Кутернега Н.Ю. просит решение суда отменить и принять новое решение, указав, что данное решение является незаконным, поскольку суд при рассмотрении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.
Из материалов дела следует, что Славянской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в деятельности администрации муниципального образования Славянский район по факту публикации в газете "Заря Кубани" от 22 марта 2012 года статьи "Проверены объекты торговли".
В ходе проверки были выявлены нарушения, допущенные должностными лицами администрации муниципального образования Славянский район при исполнении требований законодательства, и администрацией муниципального образования после проведения мониторинга цен была опубликована в средствах массовой информации не подтвержденная информация о нарушениях хозяйствующими субъектами законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно материалов дела, 29 марта 2012 года главе муниципального образования Славянский район Славянским межрайонным прокурором было направлено соответствующее представление с требованием рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц администрации муниципального образования Славянский район, допустивших нарушения требований законодательства.
26 апреля 2012 года главой администрации муниципального образования Славянский район Славянскому межрайонному прокурору было направлено письмо, в котором указано, что представление удовлетворению не подлежит.
При рассмотрении дела судом первой инстанции были установлены и подтверждены выявленные Славянской межрайонной прокуратурой нарушения, допущенные должностными лицами администрации муниципального образования Славянский район в ходе проведения мониторинга цен действующего законодательства, а именно: Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года и п. 28 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Частью 4 ст. 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определено, что муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля, относятся к вопросам местного значения.
В соответствии с п.п. 1, 1.1, ч. 2 ст. 6 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль отнесены организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории, организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления.
Согласно п. 28 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. Полномочия по проведению периодических или внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами местного самоуправления в законе не указаны.
При рассмотрении дела судом первой инстанции было установлено, что распоряжением главы администрации Краснодарского края от 17 октября 2007 года N 900-р (с изменениями от 28 мая 2008 года) "О стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продуктов питания в Краснодарском крае" органам местного самоуправления рекомендовано принять меры для создания условий бесперебойного обеспечения населения социально значимыми продуктами питания; на постоянной основе проводить мониторинг цен сельхозпроизводителей, предприятий переработки, торговли и рынков с привлечением контрольных и надзорных органов.
Согласно материалам дела, из содержания опубликованной статьи "Проверены объекты торговли", опубликованной в газете "Заря Кубани" 22 марта 2012 года N 35 (10319), следует, что при проведении мониторинга цен установлено: в 17 магазинах на некоторые виды социально значимых и необходимых продуктов питания не представлена первичная документация, сертификаты качества; в магазинах сняты с реализации гнилые лимоны и мандарины, шпикачки "по-медведовски"; во многих магазинах уголок потребителя находится в недоступном для потребителя месте, в некоторых магазинах нарушены санитарные нормы и правила (л.д. 9-10).
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что в рамках мониторинга цен, должностными лицами администрации муниципального образования Славянский район проведены проверочные мероприятия, направленные на соблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства о защите прав потребителей, что в данном случае недопустимо.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что из содержания газетной статьи следует, что проводился не только мониторинг цен, но и фактическая проверка деятельности предприятий по соблюдению требований указанного выше законодательства. При этом были приняты меры принуждения к нарушителям - требования о снятии продуктов с продажи, вместе с тем, предварительная их проверка на качество не проводилась.
Представитель администрации муниципального образования Славянский район при рассмотрении дела судом первой инстанции не отрицала, что мониторинг цен может проводиться и без участия предпринимателей, руководителей торговых учреждений или продавцов. Для этого достаточно зафиксировать ценники на товарах. Поводом для работы комиссии по мониторингу стали не жалобы потребителей, а поручение краевой администрации на проведение такого мониторинга. Выявление недостатков работы торговых учреждений произошло попутно.
Судом первой инстанции правомерно указано, что проверка работы торгового учреждения по качеству и ассортименту, даже с целью наведения должного порядка и недопущения реализации просроченных и некачественных товаров может проводиться только в порядке, установленным законодательством, и теми органами, в компетенцию которых входят эти обязанности. Закон "О защите прав юридических лиц и предпринимателей" защищает таких лиц от необоснованных и частых проверок контролирующих органов. При этом он не запрещает проверки при поступлении соответствующих жалоб в предусмотренном законом порядке.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования, заявленные Славянским межрайонным прокурором.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции. Указанные доводы были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Славянского городского суда от 18 июня 2012 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования Славянский район по доверенности Кутернега Н.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.