Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Калашникова В.Т.
судей Пономаревой Л.Е., Чабан Л.Н.
по докладу судьи Калашникова В.Т.
при секретаре с/з Мешвез М.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Д. на решение Ейского городского суда от 13 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Калашникова В.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ейский межрайонный прокурор в интересах Г. обратился в суд с иском к Администрации МО " адрес обезличен ", Администрации " адрес обезличен " о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что Ейской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по обращению Г. (до брака С.) о защите нарушенных жилищных прав в части не предоставления жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Г., " дата обезличена " года рождения, на основании ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к категории лиц из числа детей-сирот и имеет в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Мать Г. - З. решением Брюховецкого районного суда от 12.08.1992 г. лишена родительских прав, место нахождение отца неизвестно. В период с " дата обезличена " по " дата обезличена " воспитывалась в Славянской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с постановлением Главы Брюховецкой сельской администрации " номер обезличен " от " дата обезличена " Г. находилась под опекой, после окончания училища в " дата обезличена " она прибыла в " адрес обезличен ", где и проживает по настоящее время. Письмом администрации МО " адрес обезличен " от " дата обезличена " " номер обезличен " Г. было отказано в принятии её на учет в связи тем, что на момент обращения ей уже исполнилось 23 года. Ейский межрайонный прокурор считает решение незаконным и нарушающим права Г. на получение жилья.
Просит суд устранить нарушение жилищных прав Г. путем постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в МО " адрес обезличен " в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязать администрацию МО " адрес обезличен " предоставить Г. на условиях социального найма жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании " адрес обезличен ", за счет средств федерального бюджета и бюджета Краснодарского края, также просит обязать администрацию Краснодарского края выделить и перечислить администрации МО " адрес обезличен " денежные средства, необходимые для предоставления жилого помещения.
Представитель Администрации МО " адрес обезличен " в суде иск признала частично, подтвердила право Г. на получение жилья по категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до сих пор Г. на учете как нуждающаяся в жилом помещении не состоит. Пояснила также, что в месячный срок исполнить решение суда невозможно из-за отсутствия финансирования, т.к. необходимая сумма должна быть внесена в бюджет МО " адрес обезличен ", выделена " адрес обезличен ", и потом направлена на приобретение жилья Г.
Решением Ейского городского суда от 13 апреля 2012 года исковые требования Ейского межрайонного прокурора в интересах Г. удовлетворены: Г., " дата обезличена " года рождения, имеющей статус оставшейся без попечения родителей, восстановлен пропущенный срок для обращения в администрацию муниципального образования " адрес обезличен " с заявлением о постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, по категории "Детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; администрация МО " адрес обезличен " обязана поставить Г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в МО " адрес обезличен " в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; администрация МО " адрес обезличен " обязана предоставить Г. на условиях социального найма жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в МО " адрес обезличен ", за счет средств федерального бюджета и бюджета Краснодарского края; Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края обязан осуществить финансирование департамента семейной политики Краснодарского края для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа с целью приобретения (строительства) жилого помещения, которое подлежит предоставлению Г.; Департамент семейной политики Краснодарского края обязан перечислить полученные бюджетные средства в бюджет МО " адрес обезличен ".
В апелляционной жалобе представитель Д. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что департамент, как финансовый орган, исполняет Закон Краснодарского края от 07.12.2010 N 2133-КЗ "О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и не наделен полномочиями самостоятельно осуществления финансирование департамента семейной политики Краснодарского края для обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа путем приобретения (строительства) жилья.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Г., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, суд правильно применил закон и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения.
Имеющимися в деле доказательствами подтверждено, что Г., " дата обезличена " года рождения, на основании ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к категории лиц из числа детей-сирот и имеет в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Письмом администрации МО " адрес обезличен " от " дата обезличена " " номер обезличен " Г. было отказано в принятии её на учет в связи тем, что на момент обращения ей уже исполнилось 23 года.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам соцнайма предоставляются вне очереди.
В соответствии со ст. 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по достижении ими 18 лет, лиц из числа детей-сирот - до достижения ими 23 лет, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот, - не позднее 2 лет после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания населения, учреждениях любых видов профессионального образования, после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Учет указанных лиц, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления в порядке, установленном Законом Краснодарского края "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Учет указанных лиц, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по месту их жительства.
В силу ст. 7 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства по личному формализованному заявлению гражданина на имя главы местной администрации (главы муниципального образования), подаваемому в уполномоченный орган по учету, при наличии всех надлежаще оформленных документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, что установлено ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Действующее федеральное законодательство, устанавливая дополнительные гарантии прав граждан, относящихся к лицам, указанным в Федеральном законе РФ N 159-ФЗ от 21.12.1996 года, на имущество и жилое помещение, а также предусматривая возможность установления дополнительных гарантий в этой сфере законодательством субъектов РФ, не ставит их реализацию в зависимость от наличия или отсутствия финансовых возможностей субъектов или муниципальных образований РФ, свободных жилых помещений, входящих в жилищный фонд соответствующего уровня, строящихся объектов недвижимости и иных условий, не предусмотренных федеральным законодательством.
Согласно ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае" лицам, указанным в ст. 1 настоящего закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указанными лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.
До настоящего времени Г., как лицо из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением, договор социального найма с ней не заключался, что суд правильно расценил как нарушение её жилищных прав, установленных государством для данной категории граждан.
В соответствии с вышеизложенным, суд правильно удовлетворил исковые требования Ейского межрайонного прокурора в интересах Г.
Доводы апелляционной жалобы отмену решения суда повлечь не могут, так как изложенных в решении выводов суда ничем не опровергают.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ейского городского суда от 13 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Д. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.