Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 августа 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей: Шелудько В.В., Пегушина В.Г.
по докладу судьи Шелудько В.В.
при секретаре Беспаловой А.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе и.о. главы муниципального образования Тихорецкий район Яровой С.В. на решение Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 16 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Гладюк В.А. обратился в суд с заявлением о признании необоснованным отказа администрации муниципального образования Тихорецкий район в принятии его не учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории "граждане, эвакуированные из зоны отчуждения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В обоснование заявленных требований указал, что имеет право на льготы для граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения, установленные ст. 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Члены его семьи: жена Г.В.Э., " дата обезличена " г.р., и дочь Р.Ю.В., " дата обезличена " г.р., имеют право на такие же льготы. 06 марта 2012 года Гладюк В.А. обратился в администрацию муниципального образования Тихорецкий район для постановки на учет по категории "граждане, эвакуированные из зоны отчуждения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края от 10 апреля 2012 года N585 ему отказано в постановке на учет по указанной категории. Считает постановление об отказе в принятии на учет от 10 апреля 2012 года незаконным, умаляющим его права и права членов его семьи. Просил суд признать необоснованным отказ администрации муниципального образования Тихорецкий район в принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории "граждане, эвакуированные из зоны отчуждения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; признать за ним право на обеспечение жильем по указанной категории и обязать администрацию муниципального образования Тихорецкий район поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории "граждане, эвакуированные из зоны отчуждения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В судебном заседании истец Гладюк В.А. заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования Тихорецкий район Склярова Ж.С. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.
Решением Тихорецкого городского суда от 16 июля 2012 года заявленные Гладюк В.А. требования удовлетворены. Признан необоснованным отказ администрации муниципального образования Тихорецкий район в принятии Гладюк В.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории "граждане, эвакуированные из зоны отчуждения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
За Гладюк В.А. признано право на обеспечение жильем по категории "граждане, эвакуированные из зоны отчуждения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Администрация муниципального образования Тихорецкий район обязана поставить Гладюк В.А., " дата обезличена " года рождения, на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории "граждане, эвакуированные из зоны отчуждения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с первоначальной даты подачи заявления - 06 марта 2012 года.
В апелляционной жалобе и.о. главы муниципального образования Тихорецкий район Яровая С.В. просит решение Тихорецкого городского суда от 16 июля 2012 года отменить. В обоснование доводов жалобы указала, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без полного исследования всех материалов дела.
В возражениях на апелляционную жалобу Гладюк В.А. просит решение Тихорецкого городского суда от 16 июля 2012 года оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав Гладюк В.А., судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Гладюк В.А., его жена - Г.Э.В. и дочь - Р.Ю.В. имеют право на льготы для граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения, предусмотренные статьёй 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Гладюк В.А. является инвалидом 3 группы вследствие общего заболевания. Проживал до катастрофы на Чернобыльской АЭС в г.Припять Чернобыльского района Киевской области. После аварии продолжал работать на Чернобыльской АЭС в монтажной организации "САЭМ" до 12 июня 1986 года, в сентябре 1986 года с женой переехал в г.Тихорецк Краснодарского края.
Состав семьи Гладюк В.А. на 21.09.2001 года состоял из 4-х человек, которые зарегистрированы по месту жительства по адресу: " адрес обезличен ", принадлежащем ему на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от 10 августа 2001 года серии 23-АА N276754. Согласно техническому паспорту жилого помещения от 21 февраля 2012 года общая площадь дома составляет 43,9 кв.м.
Согласно выписке из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда от 06 марта 2012 года N191 на данной площади зарегистрированы по месту жительства семь человек: Гладюк Виктор Алексеевич, " дата обезличена " года рождения, - собственник жилого помещения, зарегистрирован по месту жительства с 21 сентября 2001 года; Г.В.Э., " дата обезличена " года рождения, - супруга собственника, зарегистрирована по месту жительства с 07 сентября 2001 года; Г.О.В., " дата обезличена " года рождения, - дочь собственника, зарегистрирована по месту жительства с 07 сентября 2001 года; Г.К.В., " дата обезличена ", - дочь собственника, зарегистрирована по месту жительства с 29 апреля 2010 года; Р.Ю.В., " дата обезличена " года рождения, - дочь собственника, зарегистрирована по месту жительства с 27 июня 2003 года; Р.Д.В., " дата обезличена " года рождения, - внук собственника, зарегистрирован по месту жительства с 29 апреля 2010 года; Р.П.В., " дата обезличена " года рождения, - внучка собственника, зарегистрирована по месту жительства с 29 апреля 2010 года.
Уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи Гладюк В.А. составляет 6,27 кв.м., что ниже учетной нормы, утвержденной решением Совета Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района от 29 января 2009 года N89, в размере 10 кв.м.
Согласно сведениям филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" по Тихорецкому району от 24 февраля 2012 года N283, Тихорецкого отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 24 февраля 2012 года N14/015/2012-510 Гладюк В.А. является собственником, ломовладения, расположенного по адресу: " адрес обезличен ", в собственности иных жилых помещений на территории Тихорецкого района, не имеет.
Согласно сведениям филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" по Тихорецкому району от 24 февраля 2012 года N282 и от 22 марта 2012 года N523, Тихорецкого отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 24 февраля 2012 года N14/015/2012-503, N14/015/2012-504, N14/015/2012-505, N14/015/2012-506, N14/015/2012-507, N14/015/2012-508, от 26 марта 2012 года N23-0-1-99/4001/2012-1946 Г.В.Э., Г.О.В., Г.К.В., Р.Ю.В., Р.Д.В., Р.П.В., Р.В.Г. не числятся собственниками жилых помещений на территории Тихорецкого района.
06 марта 2012 года истец Гладюк В.А. обратился в администрацию МО Тихорецкий район для постановки на учет по категории "граждане, эвакуированные из зоны отчуждения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края от 10 апреля 2012 года N585 Гладюк В.А. отказано в постановке на учет по указанной категории. Основанием к отказу послужило то, что, хотя уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения в семье истца ниже учетной нормы, равной 10 кв.м., утвержденной решением Совета Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района от 20 января 2009 года N89, и составляет 6,27 кв.м., что позволяет считать семью нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако, согласно п. 7 ст. 17 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" за счет средств федерального бюджета обеспечиваются граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01 марта 2005 года. Вставшие на учет после 01 марта 2005 года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. В соответствии с Федеральным Законом от 04 июля 2011 года N130 "О внесении изменений в ст.ст. 14 и 15 Закона РФ N 1244-1" право на обеспечение жильем оставлено за гражданами, перенесшими лучевую болезнь другие заболевания и инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (ст. 14) и участники ликвидации последствий чернобыльской катастрофы (ст. 15).
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями (собственниками) или членами семьи нанимателя (собственника) жилых помещений по договорам социального найма, либо являющиеся нанимателями (собственниками) или членами семьи нанимателя (собственника) жилых помещений по договорам социального найма, и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется как отношение суммы общей площади жилого помещения, в котором проживает гражданин, в отношении которого определяется уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения, и суммарного размера общей площади жилых помещений к количеству всех зарегистрированных по месту жительства в данном жилом помещении.
На основании ст. 1 Закона Краснодарского края от 28 июля 2006 года N1077-КЗ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий" к гражданам отдельных категорий федеральной подведомственности относятся, в том числе, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица, имеющие право на получение государственной финансовой поддержки по обеспечению жильем в соответствии с федеральным законодательством в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Законом Краснодарского края от 21 июля 2008 года N1535-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях" органы местного самоуправления муниципального образования Тихорецкий район наделены отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, относящихся к категориям, указанным в Законе Краснодарского края "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий".
Согласно п. 7 ст. 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" за счет средств федерального бюджета обеспечиваются жильем граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01 января 2005 года. Граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Гладюк В.А., а так же его жена и дочь, имеющие право на обеспечение жильем, не были обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N1244-1 в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ. Однако указанный закон предусматривал для лиц, переселенных из зоны отселения (отчуждения), обеспечение жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 года N17-П "По делу о проверке конституционности п. 2 ч. 1 ст. 14 и п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального Закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) положения п. 2 ч. 1 ст. 1 14 и п. 1 ч. 1 ст. 15 указанного Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они в системе действующего законодательства не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам (инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы), принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 01 марта 2005 года, так и после этой даты.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что истец Гладюк В.А. и его жена Г.Э.В., имеют право на компенсации и льготы для граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, установленные ст. 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", дочь истца Р.Ю.В. имеет право на меры социальной поддержки для граждан, эвакуированных из зоны отчуждения (Киевская область Чернобыльский район город Припять) и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, установленные ст. 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Гладюк В.А., Г.В.Э., Р.Ю.В. значатся зарегистрированными совместно с другими членами своей семьи по месту жительства в принадлежащем истцу жилом доме по адресу: " адрес обезличен ", общая площадь которого составляет 43,9 кв.м., обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной на территории Тихорецкого района, составляющей 10 кв.м., иного жилья в собственности не имеют.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что в результате отказа администрации муниципального образования Тихорецкий район, Гладюк В.А. и члены его семьи лишены возможности получения за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (субсидии) для приобретения жилья в соответствии с Постановлением Правительства, как это предусмотрено в отношении тех граждан данной категории, которые были приняты на учет до 01 января 2005 года.
Принимая во внимание обстоятельства дела, Постановление Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 года, суд первой инстанции, верно, пришел к выводу о том, что администрацией муниципального образования Тихорецкий район необоснованно отказано в принятии Гладюк В.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории "граждане, эвакуированные из зоны отчуждения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обосновано, удовлетворены заявленные Гладюк В.А. требования.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и направлены на ошибочное толкование норм процессуального права.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 16 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу и.о. главы муниципального образования Тихорецкий район Яровой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.