Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Леганова А.В., Перовой М.В.,
по докладу судьи Леганова А.В.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности " Ф.И.О. "7 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 20 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
" Ф.И.О. "5 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования (далее - МО) г. Краснодар о восстановлении пропущенного срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Решением Первомайского районного суда от 20 апреля 2012 года исковое заявление " Ф.И.О. "6 удовлетворено в полном объеме. Суд признал незаконным и отменил постановление администрации МО г. Краснодар от " дата обезличена " *номер* "Об отказе " Ф.И.О. "5 в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях". На администрацию МО г. Краснодар возложена обязанность поставить " Ф.И.О. "5, " дата обезличена " года рождения, на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по льготной категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В апелляционной жалобе представитель администрации " Ф.И.О. "7 просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу " Ф.И.О. "5 просит обжалуемое решение оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав объяснения " Ф.И.О. "5, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, " Ф.И.О. "5, " дата обезличена " г.р., относится к числу детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается решением Темрюкского районного народного суда Краснодарского края от " дата обезличена ", которым мать истицы - " Ф.И.О. "8 лишена родительских прав в отношении " Ф.И.О. "5, " Ф.И.О. "9, " Ф.И.О. "10, " Ф.И.О. "11, " Ф.И.О. "12
Решением исполнительного комитета Туапсинского районного совета народных депутатов от " дата обезличена " *номер* "О создании экспериментальной опекунской семьи " Ф.И.О. "13 и " Ф.И.О. "14 в " адрес обезличен "" создана экспериментальная опекунская семья на основе семьи супругов Погосян, в соответствии с чем " Ф.И.О. "14 назначена опекуном несовершеннолетних детей-сирот " Ф.И.О. "5, " Ф.И.О. "9, " Ф.И.О. "10, " Ф.И.О. "11, " Ф.И.О. "12, " Ф.И.О. "17 и " Ф.И.О. "18
В соответствии со свидетельством о рождении от " дата обезличена " *номер* у " Ф.И.О. "5 родился сын - " Ф.И.О. "15
Согласно выписки из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда, выданной ООО " " данные изъяты "" " дата обезличена ", с " дата обезличена " " Ф.И.О. "5 зарегистрирована по адресу: " адрес обезличен ".
Указанное жилое помещение, общей площадью 28,1 кв.м., жилой -16,1 кв.м. принадлежало на праве собственности " Ф.И.О. "16
В настоящее время " Ф.И.О. "5 зарегистрирована в " адрес обезличен ".
После постановки на учет по месту жительства " Ф.И.О. "5 обратилась в Первомайский районный суд г. Краснодара с заявлением о восстановлении пропущенного срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
Определением Первомайского районного суда от 23 августа 2011 года заявление " Ф.И.О. "5 о восстановлении пропущенного срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
" дата обезличена " " Ф.И.О. "5 обратилась в Многофункциональный центр по оказанию государственный и муниципальных услуг по г. Краснодару с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с приложением пакета документов, указанных в расписке в получении документов.
Письмом управления по жилищным вопросам администрации МО г. Краснодар от " дата обезличена " *номер* " Ф.И.О. "5 сообщено о необходимости предоставления дополнительных документов, необходимых для решения ее жилищного вопроса в срок до " дата обезличена ".
Уведомление о необходимости предоставления недостающих учетных документов было получено истицей по почте " дата обезличена ", о чем свидетельствует почтовое уведомление, имеющееся в материалах дела.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от " дата обезличена " *номер* " Ф.И.О. "5 отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что заявительницей не предоставлены в полном объеме документы, подтверждающие право состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях: справка из учреждения социального обслуживания населения, учреждения любого вида профессионального образования о пребывании лица в этом учреждении; выписка из лицевого счета жилого помещения, составленная не ранее чем за два месяца до даты представления в уполномоченный орган по учету и по форме, установленной органом исполнительной власти Краснодарского края в области жилищно-коммунального хозяйства с места регистрации по месту жительства за период с " дата обезличена " по " дата обезличена ", справка из органа, осуществляющего технический учет жилищного фонда по Туапсинскому району Краснодарского края о наличии (отсутствии) у гражданина на праве собственности иди на основании иного подлежащего государственной регистрации права жилого помещения или земельного участка, выделенного для строительства жилого дома, составленная не ранее чем за два месяца до даты представления их в орган местного самоуправления.
Положениями статьи 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации, закреплены следующие гарантии: каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот (статья 2).
В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
В силу требований статьи 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. N1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" и статьи 7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 г. N1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства.
При рассмотрении гражданского дела судом первой инстанции установлено, что " Ф.И.О. "5 в учреждениях социального обслуживания населения не состояла, в связи с тем, что приемная семья Погосян не является учреждением социального обслуживания, предоставление истицей справки о пребывании в учреждении социального обслуживания населения не представляется возможным.
Кроме того, как установлено, " Ф.И.О. "5 не обучалась в учреждениях профессионального образования, в связи с чем, предоставление справки о пребывании в данных учреждениях также не представляется возможным.
Как видно из материалов дела, после утраты паспорта, новый паспорт гражданина РФ " Ф.И.О. "5 выдан " дата обезличена ", согласно данным которого, отделом УФМС России по Краснодарскому краю в Прикубанском округе г. Краснодара " дата обезличена " сделана отметка о регистрации истицы по " адрес обезличен ".
Учитывая, что в период с " дата обезличена " по " дата обезличена " у " Ф.И.О. "5 не было постоянного места жительства, предоставление выписки из лицевого счета за указанный период не возможно.
В соответствии с Приказом министерства Юстиции РФ от 03 декабря 2004 года N 185 "О создании регистрационных округов, в границах которых действуют территориальные органы федеральной регистрационной службы", органом осуществляющим на территории Краснодарского края деятельность, связанную с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
В материалах дела имеется уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от " дата обезличена " *номер* об отсутствии сведений о правах " Ф.И.О. "5 на имеющиеся у нее объекты недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, причем, в уведомлении указано, что сведения предоставлены по Краснодарскому краю по состоянию на " дата обезличена ", по г. Краснодару - на " дата обезличена ", сведения о чем подтверждаются справкой филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от " дата обезличена ".
Согласно справке Управления по вопросам семьи и детства администрации МО г. Краснодар от " дата обезличена " *номер*, отсутствуют сведения, подтверждающие наличие сохраненного права пользования жилым помещением за " Ф.И.О. "5 на территории МО г. Краснодар, местом первичного выявления ее как ребенка, оставшегося без попечения родителей в возрасте до 18 лет, является Темрюкский район Краснодарского края.
Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что непредставление документов, указанных в постановлении администрации МО г. Краснодар от " дата обезличена " *номер*, не является законным основанием для отказа истице в постановке на учет нуждающейся в предоставлении жилого помещения, на основании чего суд пришел к обоснованному выводу об отмене данного постановления, поскольку оно нарушает права " Ф.И.О. "5, относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые находится под особой защитой государства.
Выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, основаны на анализе действующего законодательства и должной оценке представленных в материалы дела доказательств.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 20 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.