Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Леганова А.В., Перовой М.В.,
по докладу судьи Леганова А.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ЗАО " " данные изъяты "" по доверенности " Ф.И.О. "5 на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 05 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ЗАО " " данные изъяты "" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным действий управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Росреестр), связанных с государственной регистрацией права собственности " Ф.И.О. "7 на жилой дом, кадастровый номер *номер*, расположенный по адресу: " адрес обезличен "; о понуждении Росреестра погасить регистрационную запись в Едином государственном реестре прав от " дата обезличена " *номер* о регистрации права собственности " Ф.И.О. "7 на указанный жилой дом.
Решением Ленинского районного суда от " дата обезличена " в удовлетворении заявления ЗАО " " данные изъяты "" отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО " " данные изъяты "" по доверенности " Ф.И.О. "5 просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом неправильно установлены обстоятельства дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ЗАО " " данные изъяты "" по доверенности " Ф.И.О. "5, представителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности " Ф.И.О. "6, " Ф.И.О. "7 и ее представителя по доверенности " Ф.И.О. "8, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального Закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение перехода права и предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. В государственной регистрации права может быть отказано в случаях, если документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства, не представлены документы, необходимые для государственной регистрации права. Государственная регистрация права может быть приостановлена при наличии оснований в государственной регистрации права.
Из материалов дела следует, что " дата обезличена " " Ф.И.О. "7 обратилась в Новороссийский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом лит. А, под Аа, этажностью - 3, подземная этажность - 1, общей площадью 121,5 кв.м., расположенный по адресу: " адрес обезличен ".
" дата обезличена " " Ф.И.О. "7 выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности *номер* на жилой дом лит. А, под Аа, этажностью - 3.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; становление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Как установлено судебной коллегией, согласно свидетельству о государственной регистрации права от " дата обезличена " *номер*, ЗАО " " данные изъяты "" является собственником сооружений Морского терминала, в том числе подземного нефтепровода от Резервуарного Парка до Береговых Сооружений Морского терминала КТК диаметром 56??, и иных подземных и выступающих над поверхностью земли сопутствующих вдоль трассовых объектов и сооружений, предусмотренных проектной документацией нефтепроводной системы КТК, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним " дата обезличена " произведена запись регистрации *номер*.
" дата обезличена " ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю приняло решение "О внесении кадастровых сведений в Государственный кадастр недвижимости в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия" о прохождении охранной зоны шириной 25 м. и незастраиваемой зоны 50 м. в каждую сторону от оси нефтепровода.
Как установлено при изучении материалов дела, указанная информация зарегистрирована в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно положениям ст. 56 Земельного кодекса РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения прав на землю в связи с особыми условиями использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Как установлено п. 3 ст. 87 Земельного кодекса РФ, в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Положениями ст. 90 Земельного кодекса РФ определено, что В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 70 Федерального закона от 22 августа 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", противопожарные расстояния от оси подземных и надземных (в насыпи) магистральных, внутрипромысловых и местных распределительных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и конденсатопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных организаций, зданий, сооружений и строений, а также от компрессорных станций, газораспределительных станций, нефтеперекачивающих станций до населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных организаций, зданий, сооружений и строений должны соответствовать требованиям к минимальным расстояниям, установленным федеральными законами о технических регламентах для этих объектов, в зависимости от уровня рабочего давления, диаметра, степени ответственности объектов, а для трубопроводов сжиженных углеводородных газов также от рельефа местности, вида и свойств перекачиваемых сжиженных углеводородных газов.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела не учтено, что нефтепроводная система ЗАО " " данные изъяты "" является опасным производственным объектом, к которому в целях обеспечения надежности трубопровода, защиты населения и территорий от возможных чрезвычайных ситуаций и их последствий предъявляются жесткие требования.
Вместе с тем, принадлежащий " Ф.И.О. "7 трехэтажный жилой дом, расположенный на земельном участке, с кадастровым номером *номер*, по адресу: " адрес обезличен ", находится в границах незастраиваемой зоны нефтепровода, от оси нефтепровода на расстоянии 36 метров.
С учетом изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности государственной регистрации права " Ф.И.О. "9 на трехэтажный жилой дом в незастраиваемой 50 метровой зоне от оси нефтепровода.
Поскольку судом первой инстанции вышеуказанные обстоятельства оставлены без внимания и должной правовой оценки, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Ленинского районного суда г.Краснодара от 05 апреля 2012 года и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявления ЗАО " " данные изъяты "".
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя ЗАО " " данные изъяты "" по доверенности " Ф.И.О. "5 удовлетворить.
Решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 05 апреля 2012 года отменить.
Признать незаконными действия управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по государственной регистрации права собственности " Ф.И.О. "7 на жилой дом, кадастровый номер *номер*, расположенный по адресу: " адрес обезличен ".
Обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения путем погашения регистрационной записи в Едином государственном реестре прав от " дата обезличена " за *номер* о регистрации права собственности " Ф.И.О. "7 на жилой дом, кадастровый номер *номер*, расположенный по адресу: " адрес обезличен ".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.