Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Леганова А.В., Ефименко Е.В.,
по докладу судьи краевого суда Леганова А.В.,
при участии прокурора Картамышевой Ю.С.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Отрадненский район по доверенности " Ф.И.О. "6 на решение Отрадненского районного суда Краснодарского края от 19 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Отрадненского района в интересах " Ф.И.О. "7 обратился в суд к администрации муниципального образования Отрадненский район, департаменту семейной политики Краснодарского края с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заявленные требования обоснованы тем, что " Ф.И.О. "7 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы Отрадненского района от " дата обезличена " " номер обезличен " "Об определении " Ф.И.О. "7 в школу-интернат" он определен в школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без родителей.
Решением Отрадненского районного суда от 19 июля 2012 года исковое заявление прокурора удовлетворено. На администрацию муниципального образования Отрадненский район и министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края возложена обязанность предоставить " Ф.И.О. "7, " дата обезличена " года рождения, жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае", отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании, в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Отрадненский район, в рамках реализации Краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009-2013 годы в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования Отрадненский район по доверенности " Ф.И.О. "6 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора Отрадненского района Гольдштейн О.А. просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение суда - без изменения, считая его законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав представителя администрации муниципального образования Отрадненский район по доверенности " Ф.И.О. "6, заслушав заключение прокурора Картамышевой Ю.С., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что " Ф.И.О. "7, " дата обезличена " года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы Отрадненского района от " дата обезличена " " номер обезличен " "Об определении " Ф.И.О. "7 в школу-интернат" он определен в школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без родителей.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом, исходя из содержания п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", абз. 2 п.1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", во взаимосвязи следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых, в силу подпункта "ж" п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
Согласно положений абз. 8 п. 1 ст. 1 Закона Краснодарского края
от 15.12.2004 года N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в социальной сфере", органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по решению вопросов предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" путем приобретения (строительства) жилья.
Таким образом, судом правомерно установлено, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам, из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей лежит на муниципальном образовании Отрадненский район. Вместе с тем, реальное осуществление делегированных муниципальному образованию Отрадненский район полномочий возможно только при наличии необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, предоставляемых из краевого бюджета.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
Постановлением главы администрации Краснодарского края
от 29.12.2007 г. N 1265 утверждено положение "О департаменте семейной политики Краснодарского края", согласно п. 1.1. которого Департамент семейной политики Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области опеки, попечительства и семейной политики в Краснодарском крае.
В функции Департамента семейной политики помимо прочих входят: в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края обеспечение финансирования органов местного самоуправления, реализующих переданные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в муниципальных образованиях края; осуществление контроля за проведением мероприятий, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.
При таких обстоятельствах, прокурором обоснованно предъявлены требования, как к администрации муниципального образования Отрадненский район, так и к департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и департаменту семейной политики Краснодарского края, которые должны нести солидарную ответственность перед лицами, в интересах которых предъявлен иск по реализации их жилищных прав, предусмотренных законом.
При рассмотрении дела судом первой инстанции обоснованно отмечено, что нормы вышеприведенных законов не ставят право детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилой площадью в зависимость от наличия свободного жилья, наличия денежных средств на его приобретение либо иных каких-либо условий, а также от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право па получение жилой площади вне очереди, обеспечения жильем других очередников.
При таких обстоятельствах, на основании исследованных доказательств и правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора Отрадненского района в полном объеме.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства и дал им соответствующую правовую оценку.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, повторяют доводы, изложенные в заявлении, получили правильную правовую оценку, поэтому не принимаются судебной коллегией, так как направлены на переоценку доказательств.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Отрадненского районного суда Краснодарского края от 19 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.