Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Быстрова А.Н.
судей Тимошенко Л.И., Доровских Л.И.
по докладу Тимошенко Л.И.
при секретаре Юровой Н.Г.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе управления Пенсионного фонда РФ в Мостовском районе на решение Мостовского районного суда от 6 июня 2012 года.
Заслушав доклад судьи Тимошенко Л.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Слухова Н.Н. обратилась в суд с иском к управлению Пенсионного фонда РФ в Мостовском районе об оспаривании решения комиссии по реализации пенсионных прав граждан от 8 сентября 2011 года, которым ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность. Указала, что при назначении пенсии период ее работы с 03.04.1998 г. по 17.06.2011 г. в должности воспитателя в Костромском муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении 8 типа был исключен ответчиком из подсчета, поскольку в п. 1.5 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781 от 29.10.2002 г. предусмотрены специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии 8 видов - школы-интернаты, а такое наименование учреждения, как муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение 8 типа, не предусмотрено. Просила суд обязать УПФ РФ в Мостовском районе включить указанный период работы в специальный трудовой стаж период и назначить ей досрочную трудовую пенсию с 30.08.2011 г. В судебном заседании Слухова Н.Н. и её представитель по доверенности Черноштан О.В. поддержали заявленные требования и просили его удовлетворить, указав, что на 30.08.2011 г. - день обращения за назначением досрочной трудовой пенсии она имела необходимый для этого 25-летний стаж педагогической деятельности. Представитель УПФ РФ в Мостовском районе просил отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что в период обращения Слуховой Н.Н. в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии её специальный трудовой стаж составлял не 25 лет, а 21 год 9 месяцев 16 дней.
Решением суда исковые требования Слуховой Н.Н. удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление Пенсионного фонда РФ в Мостовском районе просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд необоснованно обязал комиссию зачесть Слуховой Н.Н. в специальный трудовой стаж период работы с 03.04.1998 г. по 17.06.2001 г. в должности воспитателя Костромского муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII типа, поскольку разделом "Наименование учреждений" Списков, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463 и постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067 и от 29.10.2002 г. N 781, не предусмотрены специальные (коррекционные) образовательные учреждения 8 типа. Названные Списки применяются буквально и расширительному толкованию не подлежат.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Слухова Н.Н. просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы не свидетельствуют о незаконности постановленного судом решения, направлены на субъективное толкование спорного вопроса и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно неё, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленным законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет.
Согласно ст. 12 названного Закона образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ, независимо от их организационно - правовых форм и подчиненности.
Таким образом, закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами и названиями образовательных учреждений.
В силу п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.02 г. N 781. В разделе "Наименование учреждений" указанного Списка действительно наименование специальное (коррекционное) образовательное учреждение 8 типа, отсутствует. Наименование учреждения согласно Списку - специальное (коррекционное) образовательное учреждение 8 вида. Вместе с тем, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в п. 9 постановления от 20.12.2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании, характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал.
В судебном заседании установлено, что Слухова Н.Н. в спорный период работала воспитателем в специальном коррекционном образовательном учреждении, созданном согласно Уставу, утвержденному постановление главы администрации Мостовского района Краснодарского края от 03.04.1998 г. N 245, для обучения воспитанников с отклонениями в развитии и реализующим образовательные программы начального общего и основного общего образования.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Слухова Н.Н. и в настоящее время продолжает работать воспитателем в этом же образовательном учреждении, но в соответствии с уставом в новой
редакции от 29.05.2001 г., утвержденным постановлением главы Мостовского района Краснодарского края от 18.06.2001 г. N 483 и зарегистрированным на основании постановления от 18.06.2001 г. N 483/1, наименование учреждения изменено и приведено в соответствие со Списком. После внесения изменений в устав наименование учреждения: "Муниципальное образовательное учреждение 8 вида специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната. При этом цели, задачи и предмет деятельности учреждения не изменились, учреждение продолжает реализацию образовательных программ начального основного, основного общего образования обучающихся воспитанников с отклонением в развитии. Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 г. N 310-О, право на льготную пенсию вытекает из самого факта занятия педагогической деятельностью и законодательный нормы, регулирующие основные вопросы пенсионного обеспечения за выслугу лет, не должны нарушать закрепленные в Конституции РФ общие принципы пенсионного обеспечения граждан. Установив, что Слухова Н.Н. в период работы с 03.04.1998 г. по 17.06.2001 г. осуществляла педагогическую деятельность в качестве воспитателя Костромского муниципального (коррекционного) образовательного учреждения 8 типа, суд пришёл к правильному выводу о том, что указанный период подлежит включению в специальный стаж, дающий право Слуховой Н.Н. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Поскольку при включении данного периода в специальный стаж работы на момент обращения Слуховой Н.Н. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости - 30.08.2011 г., стаж её педагогической деятельности составляет 25 лет при требуемом 25-летнем стаже, а также учитывая, что право на пенсию за выслугу лет вытекает не из наименования образовательного учреждения, а из самого факта занятия педагогической деятельностью, вывод суда о том, что отказ в назначении ей досрочной пенсии является нарушением её права на досрочную трудовую пенсию, является правильным, а назначение пенсии с момента обращения в управление Пенсионного фонда РФ в Мостовском районе, то есть с 30.08.2011 г. - обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом судебного разбирательства, и их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мостовского районного суда от 6 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.