Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 31 июля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей: Перовой М.В., Леганова А.В.
по докладу судьи Перовой М.В.
при секретаре Иванове П.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шевченко З.А. на решение Первомайского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 16 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Шевченко З.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар. В обоснование заявленных требований указала, что 27 апреля 2010 года в отношении Шевченко 3.А. вынесено врачебное заключение N38, о том, что заявитель имеет тяжёлую форму заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Считает, что указанное заболевание даёт право для признания Шевченко 3.А. нуждающейся в жилом помещении. Заявитель обратилась в Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг для получения перечня документов в целях постановки на учёт. В предоставлении документов Шевченко 3.А. было устно отказано. 21 июня 2011 года на имя главы МО г. Краснодар было отправлено письмо с просьбой предоставить перечень документов, необходимых для постановки на учёт заявителя в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении. 25 июля 2011 года заявителем получен ответ о невозможности предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением граждан, страдающих тяжёлыми формами хронических заболеваний. 22 марта 2012 Шевченко 3.А. обратилась к главе МО г. Краснодар с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по заболеванию на основании п. 4 ч. 4 ст. 51 Жилищного кодекса РФ. 25 апреля 2012 года получен ответ, в соответствии с которым требование заявителя, основанное на положениях указанной нормы, является недостаточным условием для принятия заявителя соответствующий учёт. Отказ управления по жилищным вопросам администрации МО г.Краснодар от 18 апреля 2012 N22-607-ж в постановке её на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Шевченко 3.А. считает незаконным. Просила суд признать за ней право на постановку на соответствующий учёт, обязать администрацию МО г.Краснодар поставить Шевченко 3.А. на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как гражданина, страдающего тяжёлой формой хронического заболевания.
В судебном заседании Шевченко 3.А. и её представитель по доверенности Денисов И. А. изменили заявленные требования, просили в дополнение к ранее заявленным требованиям признать отказ в постановке на учёт от 18 апреля 2012 года N22-607-ж о результатах рассмотрения обращения незаконным.
Представитель управления по жилищным вопросам администрации МО г.Краснодар по доверенности Дерюжев В. А. не признал заявленные требования, просил суд отказать в их удовлетворении.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г.Краснодара от 16 мая 2012 года в удовлетворении заявления Шевченко З.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления, выразившегося в ответе управления по жилищным вопросам администрации МО г.Краснодар, признании права постановки на учёт, обязании поставить заявителя на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении отказано.
В апелляционной жалобе Шевченко З.А. просит решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 16 мая 2012 года отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных ею требований. В обоснование доводов жалобы указала, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без полного исследования всех материалов дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Шевченко З.А., её представителя по доверенности Денисова И.А., представителя муниципального образования город Краснодар Супрун В.С., судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.06.2011 года Шевченко 3.А. обратилась к главе МО г.Краснодар с просьбой предоставить перечень необходимых документов для сбора в целях постановки её, как гражданина имеющего тяжёлую форму заболевания, на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В ответе управления по жилищным вопросам администрации МО г.Краснодар от 21.06.2011 года N02-02/Д-04-11 Шевченко 3.А. разъяснён порядок принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории малоимущих граждан, согласно которому предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильём граждан отдельных категорий регулируется Законом Краснодарского края от 28.07.2006 года N1077-КЗ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильём граждан отдельных категорий", которым определены отдельные категории граждан федеральной, совместной и краевой подведомственности.
Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением граждан, страдающих тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанным законом не предусмотрено.
Граждане, не относящиеся к отдельным категориям, могут быть обеспечены жилым помещением по договору социального найма при условии принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории малоимущих граждан.
Решением Городской Думы Краснодара от 15.12.2005 года N4 п. 7 "Об установлении учётной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого гражданам по договору социального найма" установлена учётная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 10 и менее квадратных метров площади жилого помещения на одного члена семьи.
Заявителю разъяснено право обратиться в муниципальное учреждение "Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" по адресу: ул. Леваневского, 174.
21 марта 2012 года Шевченко 3.А. вновь обратилась к главе администрации МО г.Краснодар с просьбой поставить её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, пояснив, что при обращении в Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг в постановке её на соответствующий учёт ей было устно отказано, однако данный обстоятельства не подтверждёны материалами дела.
Как следует из материалов дела, письмом администрации МО г.Краснодар от 18 апреля 2012 года N22-607-ж Шевченко 3.А. разъяснен порядок и право обращения с заявлением и необходимыми учётными документами по данному вопросу в администрацию МО г. Краснодар в установленном порядке.
Судом первой инстанции установлено, что Шевченко З.А., 03 июня 1953 года рождения, находится под наблюдением диспансерного отделения " данные изъяты " с 1994, шифр " номер обезличен ", по поводу заболевания, входящего в перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Согласно договору передачи в собственность от 25 декабря 1992 года N165, супруг заявителя - Шевченко И.И. является собственником квартиры, общей площадью 81,0 кв.м., в том числе жилой - 41, 35 кв.м., расположенной по адресу: г. Краснодар, ул.40-летия Победы, 43.
Шевченко 3.А. зарегистрирована по месту жительства в указанной квартире как член семьи собственника жилого помещения. В четырёхкомнатной квартире N43 зарегистрировано и проживает восемь человек: заявитель, супруг Шевченко И.И. 1951 г. р., мать супруга Швецова П.Е., " дата обезличена " г.р., сын Шевченко И.И., " дата обезличена " г.р., дочь Пронькина И.И., " дата обезличена " г.р., супруга сына Шевченко Т.А., " дата обезличена " г.р., внук Габитов Р.К., " дата обезличена " г.р., внук Шевченко О.И., " дата обезличена " г.р., что подтверждается выпиской из лицевого счёта владельца от 06 сентября 2011 года " номер обезличен ".
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23 июня 2011 года N01/501/2011-394, Шевченко 3.А. не является собственником объектов недвижимости в Краснодарском крае.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 01 марта 2005 года принятие на учёт граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года N378 "Об утверждении перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире", в их числе согласно п.3 указанного акта заболевание под кодом " номер обезличен ".
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право малоимущие граждане, признанные таковыми органами местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст. 7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года N1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" регламентировано, что принятие граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства по личному формализованному заявлению гражданина на имя главы местной администрации (главы муниципального образования), подаваемому в уполномоченный орган по учёту, при наличии всех надлежаще оформленных документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Сбор и представление учётных документов возлагаются на гражданина.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что признание гражданина (семьи) нуждающимся в жилом помещении применительно к требованиям ст. 51 Жилищного кодекса РФ является обязательным, но недостаточным условием для принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вторым условием является признание органом местного самоуправления гражданина (семьи) малоимущим в порядке, установленном законом Краснодарского края от 29.12.2009 года N1890-КЗ "О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Таким образом, суд обосновано пришел к выводу о том, что отказ управления по жилищным вопросам администрации МО г.Краснодар не препятствует в реализации права Шевченко 3.А.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных Шевченко З.А. требований.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 16 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шевченко З.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.