Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26 июля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей: Перовой М.В., Леганова А.В.
по докладу судьи Перовой М.В.
при секретаре Ткач И.И.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г.-к.Анапа по доверенности Багмут Е.Н. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 02 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Юрченко А.В. обратился в суд с заявлением о признании отказа администрации муниципального образования г.-к.Анапа незаконным. В обоснование заявленных требований указал, что он работал в должности водителя в войсковой части 2333 и получил ордер N09 на служебное помещение - квартиру N7 дома (общежития) " номер обезличен " по " адрес обезличен ", на основании которого он вместе со своей семьей вселился в указанное жилое помещение. 08 октября 1997 году на основании приказа N64 от 06 октября 1996 года он был уволен, в связи с ликвидацией ВСО в/ч 2333. Впоследствии указанный дом, в квартире которого он продолжал проживать, был признан аварийным и он вынужден был выселиться. Руководством ФГКОУ ИБО ФСБ России ему было предоставлено служебное жилое помещение - квартира " номер обезличен " дома " номер обезличен " по " адрес обезличен " и был заключен договор найма служебного жилого помещения " номер обезличен " от 13 сентября 2010 года. В данной квартире он вместе со своей семьей зарегистрирован и проживает в настоящее время. Указанная квартира числится в реестре муниципальной собственности МО г.-к.Анапа. В адрес администрации МО г.-к.Анапа руководство Института береговой охраны ФСБ России направило ходатайство с просьбой о снятии статуса служебное с квартиры " номер обезличен " дома " номер обезличен " по " адрес обезличен " и заключении договора социального найма с Юрченко А.В. Однако администрацией МО г.-к.Анапа было отказано, поскольку Юрченко А.В. и его семья не являются малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. Считает отказ администрации незаконным и необоснованным. Просил суд обязать администрацию МО г.-к.Анапа устранить допущенные нарушения прав Юрченко А.В., путем принятия решения об исключении жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: " адрес обезличен ", из состава специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор социального найма указанного жилого помещения.
В судебном заседании представитель Юрченко А.В. по доверенности Сергеева Т.А. поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.
Представитель администрации МО г.-к.Анапа по доверенности Багмут Е.Н. в судебном заседании не признала заявленные требования, просила суд отказать в их удовлетворении.
Представитель ФГКОУ "Институт береговой охраны" ФСБ России по доверенности Марьин А.Г. поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить.
Обжалуемым решением Анапского городского суда от 02 апреля 2012 года исковые требования Юрченко А.В. удовлетворены. Отказ администрации МО г.-к.Анапа в исключении квартиры " номер обезличен " в доме " номер обезличен " по " адрес обезличен " из состава специализированного жилищного фонда и заключении с Юрченко А.В. договора социального найма признан незаконным. Администрация МО г.-к.Анапа обязана принять решение об исключении квартиры " номер обезличен " в доме " номер обезличен " по " адрес обезличен " " адрес обезличен " из состава специализированного жилищного фонда и заключить с Юрченко А.В. договор социального найма жилого помещения - квартиры " номер обезличен " в доме " номер обезличен " по " адрес обезличен ".
В апелляционной жалобе представитель администрации МО г.-к.Анапа Багмут Е.Н. просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных Юрченко А.В. требований отказать. В обоснование доводов жалобы указала, что решение суда незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без полного исследования всех обстоятельств дела.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник ФГКОУ ИБО ФСБ России Белков В.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В возражениях представитель Юрченко А.В. по доверенности Сергеева Т.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав представителя Юрченко А.В. по доверенности Сергееву Т.А., представителя ФГКОУ ИБО ФСБ России по доверенности Марьина А.Г., судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР о служебных жилых помещениях, действовавшим на момент принятия решения о придании статуса служебного жилья спорной квартире, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
Согласно ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Как следует из материалов дела, на основании ордера N09 от 01 января 1997 года Юрченко А.В., работающему в ВСО в/ч 2333 в должности водителя, было предоставлено жилое помещение - квартира " номер обезличен " дома (общежития) " номер обезличен " по " адрес обезличен ". Семья " Ф.И.О. "7 была зарегистрированная и проживала по вышеуказанному адресу. 08 октября 1997 года на основании приказа " номер обезличен " от " дата обезличена " ВСО в/ч 2333 Юрченко А.В. был уволен в связи с ликвидацией ВСО в/ч 2333. Впоследствии дом (общежитие) " номер обезличен "а по " адрес обезличен ", " адрес обезличен ", в квартире которого он проживал, был расселен в связи с последующим сносом и новым строительством жилого дома.
В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Кассационным определением Краснодарского краевого суда от 01 июня 2010 года ФГОУ ИБО ФСБ России отказано в удовлетворении исковых требований о выселении Юрченко А.В., Юрченко С.Ю. из жилого помещения " номер обезличен " общежития, расположенного по адресу: " адрес обезличен ", без предоставления иного жилого помещения.
В соответствии со ст.ст. 85, 86 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу. Предоставление жилого помещения производится за счет органа государственной власти, которым было принято решение о таком сносе.
13 сентября 2010 года руководство ФГКОУ ИБО ФСБ России предоставило Юрченко А.В. и членам его семьи служебную квартиру, расположенную по адресу: " адрес обезличен ", что подтверждается договором найма служебного жилого помещения N279 от 13 сентября 2010 года.
Главе администрации г.-к.Анапа, руководством ФГКОУ "Институт береговой охраны" ФСБ России неоднократно направлялись обращения об исключении спорной квартиры из разряда служебных и предоставлении Юрченко А.В. на условиях социального найма.
02 января 2012 года заместителем главы администрации МО г.-к.Анапа в адрес ФГКОУ "Институт береговой охраны" ФСБ России было направлено письмо " номер обезличен ", которым разъяснялось о том, что законных оснований для заключения договора социального найма с Юрченко А.В. не имеется, кроме того, договор найма служебного помещения " номер обезличен ", заключен в нарушении действующего законодательства, так как спорная квартира " номер обезличен " в доме " номер обезличен " по " адрес обезличен ", за Институтом закреплена не была и находится в ведении органа местного самоуправления.
Федеральный закон от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", определяя основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, устанавливает права и гарантии военнослужащих в жилищной сфере.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей, при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства.
Согласно положений Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 года N179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации", и Методических рекомендаций, разработанных во исполнении приказа ФСБ России от 09.09.2006 года N478 "Об утверждении Инструкции по организации в органах федеральной службы безопасности работы, связанной с предоставлением служебных жилых помещений", установлено, что договор найма специализированного жилого помещения в отношении специализированного жилищного фонда органа безопасности заключается руководителем органа безопасности и нанимателем.
Как следует из материалов дела, ФГКОУ "Институт береговой охраны" ФСБ России заключило с Юрченко А.В. договор найма служебного жилого помещения " номер обезличен " от 13 сентября 2010 года государственной квартиры, расположенной по адресу: " адрес обезличен ".
В соответствии со ст. 5 Федерального закона N189-ФЗ от 29.12.2004 года "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Из статьи 13 названного закона следует, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие жилищного Кодекса РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что Юрченко А.В. являлся лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
На основании п.2 постановления главы администрации МО г.-к.Анапа " номер обезличен " от 09 июня 1995 года квартира расположенная по адресу: " адрес обезличен ", отнесена к разряду служебных войсковой части 2333, предоставлялась военнослужащим в/ч 2333. Правопреемником в/ч 2333 является ФГКОУ ИБО ФСБ России.
Согласно ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда обязуется передать другой стороне гражданину жилое помещение во владение или в пользование для проживания в нем на условиях, установленным настоящим Кодексом. Действующим жилищным законодательством, органам местного самоуправления предоставлено право заключать договоры социального найма с гражданином РФ.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку Юрченко А.В., в нарушение ст. 86 Жилищного кодекса РФ, не был обеспечен благоустроенным жильем, такое положение нарушает его право на жилище.
Согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года N42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обосновано требования Юрченко А.В. удовлетворены.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и иное толкование норм действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анапского городского суда Краснодарского края от 02 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования г.-к.Анапа Багмут Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.