Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 04 сентября 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Цехомской Е.В., Леганова А.В.,
по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.,
при секретаре Ткач И.И.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Колесниченко Игоря Васильевича, Кудрявцевой Лидии Александровны, Горгоцкой Натальи Федоровны, Хахуцкой Людмилы Александровны на решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 20 июня 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кореновского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района.
В обоснование требований указано, что решением Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 06.06.2008г. N184 установлено дополнительное материальное обеспечение лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района. решением Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011г. N132 было отменено указанное решение и утверждено новое положение о дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района. По мнению прокурора, отдельные пункты решения Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 06.06.2008г. N184 и решения Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011г. N132 противоречат федеральному и региональному законодательству, в связи с чем, в силу закона должны быть признаны недействующими со дня принятия.
В судебном заседании помощник прокурора Кореновского района Паршакова Е.Д. уточнила заявленные требования и просила суд признать пункт 1 решения Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011г. N132 "О дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района" противоречащим закону и недействующим со дня его принятия.
Представитель заинтересованного лица - администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района и Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района Басеев С.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявления.
Колесниченко И.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления.
Обжалуемым решением суда заявление прокурора удовлетворено.
В апелляционных жалобах лица, получающие материально обеспечение выражают несогласие с принятым решением суда и просят его отменить. В обоснование жалобы указывают, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заслушав Колесниченко И.В., Кудрявцеву Л.А., Горгоцкую Н.Ф., настаивавших на удовлетворении жалоб, представителя администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района и Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района Басеева С.А., прокурора Руденко М.В., полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобах.
Как установлено судом, пунктом 1 решения Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 06.06.2008г. N184 "О дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района" было установлено дополнительное материальное обеспечение лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Сергиевского сельского поселения Кореновского района.
Из текста решения Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 06.06.2008г. N184 следует, что под дополнительным материальным обеспечением следует понимать ежемесячную денежную выплату, осуществляемую в связи с прекращением замещения выборной муниципальной должности и должности муниципальной службы Сергиевского сельского поселения при выходе на пенсию. Дополнительное материальное обеспечение устанавливается к пенсии по старости или инвалидности, назначаемой в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" либо к пенсии, досрочно установленной в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в РФ", и выплачивается в порядке, утвержденном главой Сергиевского сельского поселения Кореновского района. Финансирование дополнительного обеспечения производится за счет средств бюджета Сергиевского сельского поселения Кореновского района.
Решением Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011г. N132 "О дополнительном материальном обеспечение лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района" утверждено Положение о дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Сергиевского сельского поселения Кореновского района. Этим решением признано утратившим силу Решение Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 06.06.2008г. N184 (п.4).
Утвержденное решением Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011г. N132 Положение устанавливает основания и условия возникновения права на дополнительное материальное обеспечение лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Сергиевского сельского поселения Кореновского района, порядок его назначения и выплаты.
Согласно акту N24 об обнародовании нормативно-правовых актов Сергиевского поселения решение Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011г. N132 "О дополнительном материальном обеспечение лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района" обнародовано путем размещения в здании администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района, в библиотеке ст.Сергиевской, в сельском клубе хут. Нижнего.
В соответствии с п.5,6 ст.5 ФЗ от 02.03.2007г. N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения.
Согласно статье 24 указанного Закона N25-ФЗ в области пенсионного законодательства на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007г. N25 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет. Такое пенсионное обеспечение осуществляется на основе законов и иных актов субъектов РФ и органов местного самоуправления и по своей природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно п.п. 18 п.1 ст.14 Федерального закона от 27.07.2004г. N79 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
Аналогичные нормы в отношении муниципальных служащих закреплены в п.п. 5 п.1 ст.24 Федерального закона от 02.03.2007г. N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", п.п.5 п.1 ст.21 Закона Краснодарского края от 08.06.2007г. N1244-КЗ "О муниципальной службе в Краснодарском крае".
Пунктом 2 статьи 22 Закона Краснодарского края от 08.06.2007г. N1244-КЗ "О муниципальной службе в Краснодарском крае" установлено, что определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным настоящим Законом соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Краснодарского края. Максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не может превышать максимальный размер пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего по соответствующей должности государственной гражданской службы Краснодарского края.
При этом обязанности либо права органов местного самоуправления по установлению пенсии за выслугу лет за счет средств местного бюджета не определены.
Пунктом 3 статьи 21 Закона Краснодарского края от 08.06.2007г. N1244-КЗ "О муниципальной службе в Краснодарском крае" установлено, что уставом муниципального образования и законами Краснодарского края муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии. Статья 21.1 указанного Закона устанавливает дополнительные гарантии, предоставляемые муниципальному служащему в Краснодарском крае (социальная выплата на компенсацию расходов, связанных с наймом жилого помещения).
Пунктом 1 статьи 22 этого же закона закреплено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, устанавливаемые федеральными законами и законами Краснодарского края.
В соответствии со ст.17, п.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законом установлен исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления.
В указанном перечне отсутствуют полномочия органов местного самоуправления по установлению доплат к государственным пенсиям граждан, состоявшим ранее на муниципальной службе.
Согласно ст.ст.26,31,35-47 Устава Сергиевского сельского поселения полномочия по установлению указанной доплаты уставом сельского поселения также не определены.
Таким образом, следует признать состоятельным вывод суда о том, что п.1 решения Совета Сергиевского сельского Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011г. N132 "О дополнительном материальном обеспечение лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района" принят Советом Сергиевского сельского поселения в нарушение норм действующего законодательства, то есть в отсутствие установленных полномочий на осуществление доплат к ранее установленным действующим федеральным законодательством размерам государственных пенсий.
Кроме того, как следует из вводной части решения Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011г. N132 "О дополнительном материальном обеспечение лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района", указанный нормативный акт был принят во исполнение норм Закона Краснодарского края от 21.07.2005г. N920-КЗ "О дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы Краснодарского края".
В преамбуле к Закону Краснодарского края от 21.07.2005г. N920-КЗ "О дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы Краснодарского края" определено, что Закон устанавливает основания и условия возникновения права на дополнительное материальное обеспечение лиц, замещавших государственные должности Краснодарского края, депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края, осуществлявших депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, и лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Краснодарского края, порядок его назначения и выплаты.
В силу ст.3 Закона Краснодарского края от 21.07.2005г. N920 КЗ финансирование дополнительного материального обеспечения производится за счет средств краевого бюджета. Следовательно, не может являться расходным обязательством Сергиевского сельского поселения.
В соответствии со ст.263.1 Федерального закона от 06.10.1999г. N184 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренных настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Таким образом, как правильно указал суд, расходные обязательства Краснодарского края, установленные Законом Краснодарского края от 12.03.2007г. N1203-КЗ не относятся к расходным обязательствам Сергиевского сельского поселения.
В соответствии со ст.86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств.
Уставом Сергиевского сельского поселения определено, что доходы и расходы местного бюджета осуществляются в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.
Согласно Информации об исполнении полномочий администрацией Сергиевского сельского поселения от 04.05.2012г. N717, дополнительное материальное обеспечение лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы в администрации поселения, составляет 492 950,64 руб. в год.
При этом, как усматривается из сообщения администрации Сергиевского сельского поселения от 10.05.2012г. N734, с 2008 года бюджет поселения является дотационным: в 2008 году на выравнивание бюджета поселения выделено 2176,3 тыс.руб., в 2009 году - 210,5 тыс.руб., в 2010 году - 797,5 тыс.руб., в 2011 году - 1208,30 тыс.руб., в 2012 году - 942,4 тыс.руб.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что принятие оспариваемого решения отрицательно сказывается на финансировании целевых программ, финансировании мероприятий по основным полномочиям поселения, значительно увеличивает расходную часть бюджета Сергиевского сельского поселения, что приводит к нарушению прав жителей поселения.
В связи с чем, следует признать состоятельным вывод суда о необходимости удовлетворения требований прокурора.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Из смысла статьи 252 ГПК РФ следует, что участниками процесса по делу об оспаривании нормативного правового акта являются лица, обратившиеся в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты.
Таким образом, несостоятельным является доводы жалоб о не привлечении судом к участию в деле получателей дополнительного материального обеспечения. Вместе с тем, доводы указанных лиц, изложенные в жалобах, проверены судом апелляционной инстанции, то есть их право на судебную защиту реализовано.
Прочие доводы жалоб направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 20 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Колесниченко Игоря Васильевича, Кудрявцевой Лидии Александровны, Горгоцкой Натальи Федоровны, Хахуцкой Людмилы Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.