Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.,
судей Диденко И.А., Башинского Д.А.,
с участием прокурора Гребенюк О.Б.
по докладу Башинского Д.А.
при секретаре Фоменко А.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Муниципального образования г. Армавира по доверенности Лозового С.А. на решение Армавирского городского суда от 31 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Армавира в интересах Грошевой И.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования г. Армавира о признании незаконным постановления и восстановлении на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований указала, что прокуратурой г. Армавира проведена проверка обращения Грошевой И.В. о нарушении ее жилищных прав. Проверкой установлено, что на основании решения исполнительного комитета Армавирского городского Совета народных депутатов от 11.08.1989 года N " номер обезличен " Грошева И.В. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по общему списку под N " номер обезличен ", по списку инвалидов I-II группы под N " номер обезличен " На момент принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Грошева И.В. проживала в общежитии Армавирского учебно-производственного предприятия Всероссийского общества слепых, расположенном по адресу: " адрес обезличен " С 25.07.1997 по настоящее время Грошева И.В. совместно с дочерью Грошевой В.В., проживает в коммунальной " адрес обезличен ", где занимает одну комнату общей и жилой площадью " данные изъяты "., принадлежащую им на праве долевой собственности. В соответствии с распоряжением главы администрации Краснодарского края от 30.11.2006 года N " номер обезличен " Грошевой И.В. была выделена субсидия в размере " данные изъяты "., которую она не смогла реализовать в установленный законом срок. 12.10.2010 года Грошева И.В. вновь подала заявление на имя руководителя уполномоченного органа о включении ее в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. По состоянию на 01.01.2012 года Грошева И.В. значилась в списке "инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" под N 3. Однако, постановлением администрации муниципального образования город Армавир от 12.03.2012 года N " номер обезличен " Грошева И.В. была снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку в соответствии с данными технического паспорта жилого помещения (коммунальной квартиры) " адрес обезличен ", величина общей площади, приходящейся на одну комнату, принадлежащую на праве долевой собственности Грошевой И.В. и ее дочери, составляет " данные изъяты "., то есть по " данные изъяты ". на каждого члена семьи, в связи, с чем семья гражданки Грошевой И.В. утратила основания находиться на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании представитель администрации МО г. Армавир Петин Ю.Н., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения иска, мотивируя тем, что постановление администрации МО г. Армавир соответствует действующему законодательству.
Обжалуемым решением Армавирского городского суда от 31 мая 2012 года, суд частично удовлетворил заявленные требование прокурора г. Армавира в интересах Грошевой И.В..
С указанным решением суда представитель Администрации Муниципального образования г. Армавира по доверенности Лозовой С.А. не согласился, и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить указанное решение суда, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав, прокурора Гребенюк О.Б. просившей решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела: прокуратурой города Армавира проведена проверка обращения Грошевой И.В. о нарушении ее жилищных прав, которой установлено, что на основании решения исполнительного комитета Армавирского городского Совета народных депутатов N " номер обезличен " от 11.08.1989 года Грошева И.В. принята на учет граждан в качеству нуждающихся в жилых помещениях по общему списку под N " номер обезличен ", по списку инвалидов I-II группы под N " номер обезличен ".
На момент принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Грошева И.В. с 1989 года проживала в общежитии Армавирского учебно-производственного предприятия Всероссийского общества слепых, расположенном по адресу: " адрес обезличен ". С 25.07.1997 года и по настоящее время Грошева И.В. совместно с дочерью Грошевой В.В., проживает в коммунальной квартире " адрес обезличен ", где занимает одну комнату общей и жилой площадью " данные изъяты ". Согласно договора на передачу квартиры в собственность гражданина от 17.01.2003 года заключенного между ООО "Армавирское Учебно-Производственное Предприятие Всероссийского общества слепых" (продавец) и Грошевой И.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Грошевой В.В., 20.11.1994 года рождения (покупатели), продавец передал в общую долевую собственность одну комнату в коммунальной квартире N 8, общей и жилой площадью " данные изъяты ".Право собственности Грошева И.В. и ее дочь Грошева В.В. зарегистрировали 24.02.2003 года, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
В соответствии с распоряжением главы администрации Краснодарского края от 30.11.2006 года N " номер обезличен " Грошевой И.В. была выделена субсидия в размере " данные изъяты "., которую она не смогла реализовать в установленный законом срок.
Пунктом 40 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.09.2006 года N " номер обезличен " установлено, что гражданин не реализовавший субсидию в указанный срок, сохраняет право на получение субсидии в дальнейшем.
12.10.2010 года Грошева И.В. вновь подала заявление на имя руководителя уполномоченного органа о включении ее в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.
(
"r
По состоянию на 01.01.2012 года Грошева И.В. значилась в списке "инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" под N " номер обезличен ".
Однако, постановлением администрации муниципального образования город Армавир от 12.03.2012 года N " номер обезличен " Грошева И.В. была снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из вышеназванного постановления следует, что согласно приказу департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 30.01.2009 года N 9 "О реализации отдельных положений Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", в соответствии с данными технического паспорта жилого помещения (коммунальной квартиры) " адрес обезличен " величина общей площади, приходящейся на одну комнату, принадлежащую на праве долевой собственности Грошевой И.В. и ее дочери, составляет " данные изъяты ". ( " данные изъяты "), то есть по " данные изъяты ". на каждого члена семьи. Согласно разъяснениям норм действующего законодательства, поступившим из департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края семья гражданки Грошевой И.В. утратила основания находиться на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку обеспечена жилой площадью свыше учетной нормы ( " данные изъяты ". общей площади жилого помещения), утвержденной постановлением главы муниципального образования город Армавир от 29.05.2009 года N " номер обезличен "
Таким образом, положения п. 60 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утвержденных решением крайисполкома от 26.12.1984 N " номер обезличен ", на Грошеву И.В. распространяться не могут.
Согласно ч. 2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п.1, 3-6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Из статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения от 15 февраля 2005 года N " номер обезличен " и от 5 марта 2009 N 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Из принципа, закрепленного в ст. 2 Конституции РФ следует, что процедуры исполнения требований Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", исполняющими их органами, должны гарантировать приоритет прав и свобод человека и гражданина, не допуская предпочтения им даже самых важных общественных и иных интересов. Государственные органы должны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы при этом соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушений обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление.
Непринятие своевременных мер к выявлению и устранению нарушений прав и свобод, особенно в тех случаях, когда в дальнейшем их восстановление оказывается невозможным, может расцениваться, как невыполнение государством и его органами своей конституционной обязанности, закрепленной в ст. 45 Конституции РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Из содержания указанной нормы следует, что при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения федеральное законодательство не ограничивает включение в сумму общей площади жилых помещений, как занимаемых по договорам социального найма, так и находящихся в собственности гражданина и (или) членов его семьи, следовательно, превышение установленного Законом уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, необходимой для постановки на учет по улучшению жилищных условий граждан, свидетельствуют об утрате ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади имеющихся в собственности или на праве пользования по договору социального найма помещений не противоречит Конституции, направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в ст. 19 Конституции РФ принципа равенства, о чем указал Конституционный суд РФ в Определении от 28 мая 2009 года N 604-0-0.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что уровень обеспеченности жилым помещением заявительницы превышает учетную норму общей площади жилого помещения, в связи с чем, при указанных обстоятельствах, администрация МО г. Армавир правомерно пришла к выводу, что оснований для нахождения Грошевой И.В. с семьей из двух человек с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не имеется.
Однако, согласно ч. 4 ст. 16 ЖК РФ комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 42 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник комнаты в коммунальной квартире не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.02.2003 года Грошева В.В. и Грошева И.В. являются собственниками одной комнаты в коммунальной " адрес обезличен ", общая площадь которой составляет " данные изъяты "., жилая - " данные изъяты "
В постановлении администрации муниципального образования город Армавир от 12.03.2012 года N " номер обезличен " указано, что до введения в действие с 01.03.2005 года Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 60 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утвержденных решением Крайисполкома от 26.12.1984 года N " номер обезличен " (в редакции решения крайисполкома и президиума крайсовпрофа от 02.11.1990 N 500), для граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 23.05.1994, таким основанием являлась норма обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи в квартирах с частичными коммунальными удобствами или изолированных помещений не менее " данные изъяты ". (для граждан, проживающих в городах, поселках городского типа, курортных местностях).
До 25.07.1997 Грошева И.В. проживала в общежитии, расположенном по адресу: " адрес обезличен ", а в последующем в общежитии по " адрес обезличен ". Кроме того, до 24.02.2003 какого-либо жилого помещения в собственности Грошева И.В. не имела.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку направлены на ошибочное толкование норм материального права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Юридически значимые обстоятельства определены судом верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения.
Нарушений норм материального и процессуального права районным судом допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 31 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации Муниципального образования г. Армавира по доверенности Лозового С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.